ЛЕКЦИЯ №4 КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: СОФИСТЫ, СОКРАТ, ПЛАТОН

Содержание

Слайд 2

План занятия Особенности философии софистов Философия Сократа Философия Платона

План занятия

Особенности философии софистов
Философия Сократа
Философия Платона

Слайд 3

СОФИСТЫ Софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса

СОФИСТЫ

Софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса и

космоса на проблему человека и его жизни как члена общества.
Слайд 4

СОФИСТЫ Софисты выдвинули на первый план проблему воспитания, и педагогическая деятельность

СОФИСТЫ

Софисты выдвинули на первый план проблему воспитания, и педагогическая деятельность приобрела

новое значение. Они провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании.
Слайд 5

СОФИСТЫ Софисты провозгласили свободу духа в противовес традиции, нормам и кодификациям,

СОФИСТЫ

Софисты провозгласили свободу духа в противовес традиции, нормам и кодификациям, продемонстрировав

тем самым неограниченную веру в разум
Слайд 6

ПРОТАГОР Родился приблизительно в период между 491 — 481 годами и

ПРОТАГОР

Родился приблизительно в период между 491 — 481 годами и умер

в конце V в. до н. э.
Слайд 7

ПРОТАГОР "Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они

ПРОТАГОР

"Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют,

и несуществующих в том, что они не существуют"
В сочинении "Антилогии", где показано, что "вокруг любой вещи есть два аргумента, противоречащих один другому", что можно приводить доказательства и последовательно их аннулировать, значит, "речь идет о том, чтобы научить критике и умению обсуждать, вести спор, организовать турнир доводов против доводов".
Слайд 8

ПРОТАГОР По Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных

ПРОТАГОР

По Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных

ценностей и блага. Тем не менее существует нечто, что более полезно и приемлемо, а потому более уместно. Мудрец — это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в своей точке зрения и реализовать это полезное.
Слайд 9

ГОРГИЙ 485 — 480 г. до н. э. Теоретическое открытие Горгия

ГОРГИЙ 485 — 480 г. до н. э.

Теоретическое открытие Горгия состоит в

обнаружении слова как носителя убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность. Риторика – это искусство убеждения, т.е. того, что использует возможности слова. Это искусство в Греции V столетия было подлинным «штурвалом в руках государственного деятеля»
Слайд 10

ПРОДИК Родился на Кеосе около 470-460 г. до н.э.

ПРОДИК

Родился на Кеосе около 470-460 г. до н.э.

Слайд 11

ПРОДИК Продик был учителем спора. (Сократ шутливо называл его "мой маэстро".)

ПРОДИК

Продик был учителем спора. (Сократ шутливо называл его "мой маэстро".) Предлагаемая

им техника основывалась на синонимии, т.е. различении синонимов и точном определении оттенков смысловых значений. Такая техника немало повлияла на методологию Сократа по части исследования того, "что есть это", т.е. сущности различных вещей.
Слайд 12

Платон Обоснование идеализма Эйдос как гипостазированная универсалия Эйдос как умопостигаемая сущность

Платон Обоснование идеализма

Эйдос как гипостазированная универсалия
Эйдос как умопостигаемая сущность
Вечность (бессмертие) души
Эйдос

как идеальный прообраз чувственных вещей

Онтологическая аргументация
Гносеологическая аргументация
Критика сенсуализма
Познание как припоминание
Аксиологическая аргументация

Корни платоновского идеализма
Сократ: «Познай самого себя»
Пифагорейцы: числа как первоначала бытия
Онтология, гносеология и аксиология Платона
Мир вещей и мир идей
Психологические предпосылки идеализма
Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Концепция эйдоса

Обоснование идеализма

Слайд 13

Платон Обоснование идеализма Милет Эфес Элея Абдеры Афины

Платон Обоснование идеализма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Слайд 14

Платон Обоснование идеализма Апология Сократа Менон Федон Пир Государство Теэтет Парменид Тимей Платон (428/427-348/347) Основные сочинения

Платон Обоснование идеализма

Апология Сократа
Менон
Федон
Пир
Государство
Теэтет
Парменид
Тимей

Платон (428/427-348/347)

Основные сочинения

Слайд 15

Корни платоновского идеализма Сократ и пифагорейцы Пифагор (VI в. до н.э.) Платон (428/427-348/347) Сократ (469-399)

Корни платоновского идеализма Сократ и пифагорейцы

Пифагор (VI в. до н.э.)

Платон (428/427-348/347)

Сократ (469-399)

Слайд 16

Корни платоновского идеализма Сократ Сократ (469-399) Познай самого себя (γνώσι σεαυτον)

Корни платоновского идеализма Сократ

Сократ (469-399)

Познай самого себя (γνώσι σεαυτον)

Надпись на стене храма Аполлона в Дельфах, традиционно

приписываемая одному из «семи мудрецов» древности.
Слайд 17

Корни платоновского идеализма Сократ Сократ представляет собою не только в высшей

Корни платоновского идеализма Сократ

Сократ <…> представляет собою не только в высшей степени важную фигуру

в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в нём в форме философской мысли.

Гегель. «Лекции по истории философии».

Слайд 18

Корни платоновского идеализма Сократ Человек как фокус философского интереса («Познай самого

Корни платоновского идеализма Сократ

Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя»)
Определение понятий

как способ постижения сущности вещей
Сократический метод: майевтика (повивальное искусство)
Добродетель как знание блага

Сократ (469-399)

Слайд 19

Корни платоновского идеализма Сократ Платон. «Апология Сократа». Не самое ли это

Корни платоновского идеализма Сократ

Платон. «Апология Сократа».

Не самое ли это позорное невежество – думать, что знаешь

то, чего не знаешь?

Сократ (469-399)

Слайд 20

Корни платоновского идеализма Сократ Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа».

Корни платоновского идеализма Сократ

Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа».

Слайд 21

Корни платоновского идеализма Пифагорейцы Пифагор (VI в. до н.э.) Архит (IV

Корни платоновского идеализма Пифагорейцы

Пифагор (VI в. до н.э.)

Архит (IV в. до н.э.)

Филолай (V

в. до н.э.)
Слайд 22

Корни платоновского идеализма Пифагорейцы Числа как первоначала Мировая гармония Метемпсихоз (переселение

Корни платоновского идеализма Пифагорейцы

Числа как первоначала
Мировая гармония
Метемпсихоз (переселение душ)

Пифагор (VI в. до

н.э.)
Слайд 23

Онтология Платона Мир вещей и мир идей Гераклитов мир вечного становления

Онтология Платона Мир вещей и мир идей

Гераклитов мир вечного становления

Парменидов мир неизменного бытия

Мир вещей

Мир

идей
Слайд 24

Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в

Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма

Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей способности

представлять и мыслить объект в его отсутствие, видоизменяя его в мысли соответственно нашим целям.
Слайд 25

Концепция эйдоса и обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Чувственно воспринимаемы Умопостигаемы

Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Чувственно воспринимаемы

Умопостигаемы

Онтологические

Ущербны

Совершенны

Аксиологические

Единичны

Универсальны

Гносеологические

Слайд 26

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Белизна Теплота белая тёплая

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Белизна

Теплота

белая

тёплая

белый

Снег

Лебедь

белый

Облако

белое

День

тёплый

Вода

тёплая

Комната

тёплая

Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё

то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Гипостазирование (греч. υπόστσις, сущность) – наделение самостоятельным существованием абстрактных сущностей (признаков, классов).

Слайд 27

всегда бывает бывает бывает причастен белым белым белым причастна причастен сама

всегда

бывает

бывает

бывает

причастен

белым

белым

белым

причастна

причастен

сама по себе

причастна

сама по себе

причастно

причастен

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Снег

Лебедь

Облако

белизне

белизне

белизне

День

Вода

Комната

теплоте

теплоте

теплоте

Белизна

Теплота

белая

тёплая

Слайд 28

Онтологические Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы. Идеи неделимы

Онтологические

Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы.

Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так и онтологически.

Эйдос

как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Преходящи, изменчивы

Вечны, неизменны

Множественны, единичны

Лишь имеют свойства

Едины, универсальны

Тождественны своим свойствам

Суть комплексы акциденций

Суть сущности

Сложны, делимы

Просты, неделимы

Слайд 29

Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы. Идеи неделимы значит

Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы.

Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так и онтологически.

Всё

это и значит, что общее (идеи) обладает онтологическим приоритетом сравнительно с чувственно воспринимаемыми (материальными) единичными вещами.

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Преходящи, изменчивы

Вечны, неизменны

Множественны, единичны

Лишь имеют свойства

Едины, универсальны

Тождественны своим свойствам

Суть комплексы акциденций

Суть сущности

Просты, неделимы

Сложны, делимы

Слайд 30

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Идеализм – философское учение,

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Идеализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) идеального по отношению к материальному.

Материализм – философское

учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) материального по отношению к идеальному.
Слайд 31

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Белый снег можно видеть,

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Белый снег можно видеть, тепло воды –

воспринимать посредством осязания,

но белизну как таковую, теплоту как таковую воспринять чувствами нельзя –

идеи белизны и теплоты можно только мыслить.

Но откуда и как появляются у нас эти мысли?

Слайд 32

Гносеологическое обоснование идеализма Критика сенсуализма 178049'51" 180000'34" 179059'57" 180009'45" 179052'16" Сумма

Гносеологическое обоснование идеализма Критика сенсуализма

178049'51"

180000'34"

179059'57"

180009'45"

179052'16"

Сумма углов

Треугольник

Математическое знание, как и любое знание общего, невозможно ни

получить из единичных чувственных восприятий, ни обосновать с их помощью.
Слайд 33

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Так обстоит дело потому,

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Так обстоит дело потому, что действительными объектами

этого знания являются не чувственно воспринимаемые вещи, а умопостигаемые сущности.
Слайд 34

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Слайд 35

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Настоящее (т.е. достоверное) знание

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание

Настоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о

единичном можно иметь лишь мнение).

Общее знание нельзя получить из единичных «знаний», поскольку полная индукция невозможна (исключая тривиальные случаи),

а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы.

Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии.

Слайд 36

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Поскольку умопостигаемые сущности (идеи)

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание

Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственно

и

не могут быть получены из него опосредованно – путём вывода,

остаётся допустить, что мы знаем их до всякого чувственного восприятия,

т.е. ещё до рождения.

Слайд 37

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души Но

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души

Но тогда и

носитель этого знания – душа – должна была существовать до рождения нашего тела

и, значит, будет существовать и после его смерти.

А если какие-то идеи нам неизвестны, то это лишь потому, что они забыты.

С этой точки зрения, всякое познание идей есть не что иное, как припоминание.

Слайд 38

Гносеологические Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически. Мысль о простом

Гносеологические

Сущности предшествуют акциденциям
и логически, и онтологически.

Мысль о простом и неизменном логически первична.

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование

идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Изменчивы, преходящи

Неизменны, вечны

Множественны, единичны

Лишь имеют свойства

Едины, универсальны

Тождественны своим свойствам

Суть комплексы акциденций

Суть сущности

Сложны

Просты

Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению.

Слайд 39

Мысль о простом и неизменном логически первична. Сущности предшествуют акциденциям и

Мысль о простом и неизменном логически первична.

Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически.

Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению.

Эйдос

как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Изменчивы, преходящи

Неизменны, вечны

Множественны, единичны

Лишь имеют свойства

Едины, универсальны

Тождественны своим свойствам

Суть комплексы акциденций

Суть сущности

Сложны

Просты

Поскольку, таким образом, знание идей предшествует знанию вещей (а не наоборот), то и объекты такого знания, т.е. идеи, должны предшествовать объектам чувственного восприятия, т.е. вещам.

Слайд 40

Существенный признак необходимо, при всех условиях, принадлежит предмету, выражая его коренную

Существенный признак необходимо, при всех условиях, принадлежит предмету,
выражая его коренную природу; без него данный предмет существовать не может (или не может быть самим собой).

Несущественный признак может принадлежать, а

при некоторых условиях может и не принадлежать данному предмету.

Собственный признак присущ всем предметам данного класса, но не входит в число существенных признаков, а только выводится из них.

Несобственный признак не может быть выведен из существенного признака, хотя и может быть присущ всем предметам данного класса.

Отделимый несобственный признак
не выводится из существенного признака и присущ только некоторым предметам данного класса.

Неотделимый несобственный признак
не выводится из существенного признака, но присущ всем предметам данного класса.

Классификация признаков

Признак – это всё то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга.

Слайд 41

Аксиологические Вещи Идеи Аргументы Множественны, единичны Уникальны, универсальны Суть комплексы акциденций

Аксиологические

Вещи

Идеи

Аргументы

Множественны, единичны

Уникальны, универсальны

Суть комплексы акциденций

Несовершенны (ущербны)

Суть сущности

Совершенны

Подражают образцу

Служат образцом

Преходящи, изменчивы

Вечны, неизменны

Вечное, неизменное, уникальное, общее, самосущее, совершенное, образцовое имеет бóльшую ценность, чем преходящее, изменчивое, повторяющееся, единичное, зависимое, ущербное, подражательное.

Эйдос как идеальный

прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Слайд 42

Вещи вообще представляют собой лишь неполные и несовершенные воплощения идей. Эйдос

Вещи вообще представляют собой лишь неполные и несовершенные воплощения идей.

Эйдос как идеальный прообраз

вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Слайд 43

Концепция эйдоса и обоснование идеализма Эйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически

Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Эйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно рус. вид)

– термин древнегреческой философии, в дофилософском употреблении обозначавший «(внешний) вид», «образ»;
у Платона – трансцендентная умопостигаемая сущность (1), гипостазированная универсалия (2), существующая отдельно от единичных вещей, но являющаяся их идеальным прообразом (образцом) (3), единственный объект достоверного (научного) знания; синоним термина «идея» (греч. ιδέα).
Слайд 44

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА Самой наивысшей идеей является идея блага Идея

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА

Самой наивысшей идеей является идея блага
Идея блага составляет

мировую душу
Мировая душа придает движение и активность космосу
Индивидуальная душа (душа человека) сродни мировой душе
Слайд 45

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА ДУША ЧЕЛОВЕКА Душа человека не зависит от

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА

ДУША ЧЕЛОВЕКА
Душа человека не зависит от тела –

может переселяться из одного тела в другое.
Бессмертна.
Основная деятельность души – припоминание.
Слайд 46

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА ЧЕТЫРЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ 1-е основано на

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА

ЧЕТЫРЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ
1-е основано на принципе противоположности

(одна противоположность возникает из другой)
2-е строится на основе теории воспоминания.
3-е основано на положении о тождественности идеи и души.
4-е вытекает из утверждения, что душа содержит в себе начало жизни, а то что привносит жизнь, само не приемлет смерти, т.е. оно не может быть смертным.
Слайд 47

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА «КОЛЕСНИЦА ДУШИ» У человека Платон выделяет два

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА

«КОЛЕСНИЦА ДУШИ»
У человека Платон выделяет два уровня души

– высший и низший.
Высший уровень представлен разумной частью души.
Низшая душа представлена двумя частями:
− низшая благородная часть души
− низшая вожделеющая душа
Слайд 48

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПЛАТОНА

УЧЕНИЕ О ДУШЕ ПЛАТОНА

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПЛАТОНА

Слайд 49

Вопросы?

Вопросы?

Слайд 50

ВОПРОСЫ 1. Особенности философии софистов. 2. Философия Протагора «человек есть мера

ВОПРОСЫ

1. Особенности философии софистов.
2. Философия Протагора «человек есть мера всех вещей».
3.

Искусство убеждения Горгия.
4. Продик и его техника синонимии.
5. Биография Сократа.
6. Основные положения философии Сократа .
7. Сократический метод познания.
8. Биография Платона.
Слайд 51

ВОПРОСЫ 9. Предпосылки развития идеалистических воззрений Платона. 10. Онтологические обоснования идеализма.

ВОПРОСЫ

9. Предпосылки развития идеалистических воззрений Платона.
10. Онтологические обоснования идеализма.
11. Гносеологическое обоснование

идеализма.
12. Аксиологическое обоснование идеализма.
13. Концепции эйдоса.
14. Учение о душе Платона.
15. Социально-политические концепции Платона.