Mind-body problem. Модели сознания

Содержание

Слайд 2

Почему актуально? – Потому что учёным нужно определиться

Почему актуально? – Потому что учёным нужно определиться

Слайд 3

Почему важно? От признания нас сознательными зависит признание нас живыми Онтология

Почему важно?

От признания нас сознательными зависит признание нас живыми
Онтология сознания =

онтология свободы воли и моральной ответственности
Слайд 4

Говорить о сознании сложно Почему? Потому что в сознании каждый –

Говорить о сознании сложно Почему?

Потому что в сознании каждый – эксперт
Потому что

знание о сознании – это знание всегда от первого лица
Провал в объяснении и его трактовках
Трансцендентальность
Слайд 5

Каждый – эксперт в области своего сознания, но не знает каково

Каждый – эксперт в области своего сознания, но не знает каково

быть другим…

Каково быть летучей мышью?
Каково быть братом Моцарта?
Каково быть президентом Сибири?...

Слайд 6

Знание от I лица VS знание от III лица Режим доступа

Знание от I лица VS знание от III лица

Режим доступа (ментальное

VS физическое)
Знание о том, каково быть кем-то или чем-то VS Знание о том, как кто-то или что-то устроено
Рефлексия (знание себя сознающим) VS знание себя-объекта
Слайд 7

Комната Мэри (Фр. Джексон) Мэри — учёный, изучающий цвета, и знает

Комната Мэри (Фр. Джексон)

Мэри — учёный, изучающий цвета, и знает все

физические факты о цвете, включая все физические факты о переживании цвета другими людьми, начиная с поведения, который конкретный цвет может вызвать, и вплоть до конкретных последовательностей нейрологических реакций, которые регистрируются при восприятии цвета. Однако она с рождения была заключена в комнате, раскрашенной только в чёрно-белые цвета, и могла наблюдать внешний мир только через чёрно-белый монитор. Когда ей позволят покинуть комнату, следует признать, что она узнает что-то новое о красном цвете в первый раз, когда увидит его, — в первую очередь, то, каково это видеть цвет.
Слайд 8

Провал в трактовках: определение часто либо слишком «широкое», либо слишком «узкое»

Провал в трактовках: определение часто либо слишком «широкое», либо слишком «узкое»

(и даже остенсивное)

Сознание – это способность проводить различие.
Сознание – это способность узнавания на основе памяти
Сознание - это перемещающуяся по коре зона повышенной возбудимости -- "светлое пятно сознания" на темном фоне остальной коры (И.П. Павлов)
Сознание возникает в результате действия механизма повторного входа возбуждения. Возбуждение, возникшее в группе нейронов первичной зоны коры, возвращается в ту же нейронную группу после дополнительной обработки информации в других нервных центрах или поступления новой информации из внешней среды, а также из долговременной памяти. Это - возможность фиксации изменений, которые произошли в течение одного цикла обработки информации (Дж. Эделмен)

Слайд 9

Есть ли у животных сознание? Сознание – это про процессы или

Есть ли у животных сознание? Сознание – это про процессы или про

структуры? Или про состояния?

Сознание – результат эволюции, возникший вместе с нервной системой и развивавшихся параллельно её развитию
Декартовы автоматы VS mental time travel (эпизодическая память cоек, прячущих червей и орехи– сознательный доступ к прошлому)

Слайд 10

Характеристики сознания квалитативность Термин, означающий субъективные (феноменальные) аспекты нашего восприятия мира/

Характеристики сознания квалитативность

Термин, означающий субъективные (феноменальные) аспекты нашего восприятия мира/ Элементы

сенсорного опыта
Человека нельзя свести к материальным процессам. В остатке всегда будут непосредственные субъективные переживания: краснтота «красного», сладость «сладкого», боль «боли».
Это ответ на вопрос «Каково быть мной?»
Слайд 11

Инвертированный спектр: Дж. Локк и С. Шумейкер Цвет как квалиа: это

Инвертированный спектр: Дж. Локк и С. Шумейкер

Цвет как квалиа: это релятивное

свойство, отражающее целый комплекс отношений (опасное, съедобное, полезное, спелое)
Природа цвета субъективна?
Мысленный эксперимент: А и В имеют одинаковый набор цветовых перцепций и их обозначений с систематическим отличием восприятия. Может ли это различие быть обнаруженным в поведении?
Слайд 12

Характеристики сознания: Интенциональность (предметность) Возможно ли внеинтенциональное состояние сознания?

Характеристики сознания: Интенциональность (предметность)

Возможно ли внеинтенциональное состояние сознания?

Слайд 13

Характеристики сознания:

Характеристики сознания:

Слайд 14

Характеристики сознания: отсутствие пространственной протяжённости

Характеристики сознания: отсутствие пространственной протяжённости

Слайд 15

Гносеологическая постановка проблемы Пессимистический подход: мы не можем эту проблему решить

Гносеологическая постановка проблемы

Пессимистический подход: мы не можем эту проблему решить (у

нас нет таких когнитивных модулей)
Оптимистический подход: какое-то знание мы об этом всё же имеем, что-то объяснить можем
Лёгкая проблема сознания – то, что можно измерить, то что решается традиционными научными методами (то, что относится к способностям или функциям мозга)
Трудная проблема сознания – в непонятности того, почему физический процесс переработки информации даёт начало внутренней жизни.
Д. Чалмерс (1966 - …)
Слайд 16

Онтологическая постановка проблемы: уточнение онтологического статуса сознания Физикализм (всё, что существует,

Онтологическая постановка проблемы: уточнение онтологического статуса сознания

Физикализм (всё, что существует, имеет

физическую природу или основано/ производно от физических свойств)
Антифизикализм (существующее не привязано обязательным образом к физическим объектам или свойствам)
Слайд 17

Физикализм

Физикализм

Слайд 18

Д. Деннет о фундаментальной философии сознания (1942… ) Функционализм: сознание представляет

Д. Деннет о фундаментальной философии сознания (1942… )

Функционализм: сознание представляет собой совокупность

функциональных состояний, реализуемых мозгом. Заблуждения относительно нефизической и таинственной природы сознания связаны
со специфической культурной эволюцией человеческого языка
с неправильной трактовкой интроспективных данных с устаревшим метафизическим аппаратом, на который ориентируются некоторые философы.
Сознание выполняет ту же функцию в мозге, что и компьютерная программа в процессоре 

«Модель множественных набросков»////« Модель славы в мозге»:
нейронные коалиции как бы конкурируют между собой и те, что «побеждают», в итоге «прославляют» себя, становясь содержанием сознания. 

Слайд 19

Д. Деннет: дисквалификация квалиа Сознание интенционально – в нём присутствует содержание

Д. Деннет: дисквалификация квалиа

Сознание интенционально – в нём присутствует содержание (чтойность)
Интенциональность

не внутреннее свойство организма, это сложный агент (человек или животное), действующее в соответствии с синтенциональным образцом (паттерном).
Паттерн следует считать реальным, но не в смысле отражения уникальной внутренней конституции агента, а в смысле проявления общих природных структур (эволюция как разворачивание интециональной установки)
Не существует самости, собирающей сигналы и превращающей их в образы. Ментальная активность – множество параллельных и перекрещивающихся процессов
Слайд 20

Аргументы в пользу физикализма Каузальный аргумент Нет проблемы исключения Нет проблемы

Аргументы в пользу физикализма

Каузальный аргумент
Нет проблемы исключения
Нет проблемы неадекватной интроспекции
Критика «народной»

психологии и/или Декартова театра
Эмпирические доводы
Возможность натуралистической онтологии «сознания» (Нет «провала» в онтологии)…
Слайд 21

Антифизикализм

Антифизикализм

Слайд 22

Дуалистическое решение Рене Декарта На смену дуализму религизному пришёл дуализм Декарта…

Дуалистическое решение Рене Декарта

На смену дуализму религизному пришёл дуализм

Декарта…
Мир делится на res cogitans и res extensa — вещи мысля­щие и вещи протяженные.
Вещи протяжённые подчиняются физическим законам природы и могут быть предметом естественных наук
Вещи мыслящие - это состояния неделимого нематериального и свободного ума, свойства разумной души. Они не имеют про­странственных характеристик и не поддаются объективному наблюдени
Слайд 23

Персонаж мысленных экспериментов «ph-zed» Согласно физикализму (бихиоверизму), ментальные состояния объяснимы только

Персонаж мысленных экспериментов «ph-zed»

Согласно физикализму (бихиоверизму), ментальные состояния объяснимы только с

точки зрения поведения, подвидами которого можно считать веру, желание, мышление, сознание.
Следовательно, «ph-zed» логически невозможен как двойник, испытывающий недостаток в сознательном опыте
По-Чалмерсу, можно вообразить мир зомби (лишённый единственной черты - сознательного опыта). То есть, мир представляется логически возможным.
Следовательно, физикализм ошибочен
Подтверждающий пример: слепое зрение
Слайд 24

Д. Деннет VS «PH-ZED»: бостонский зомби От «аргумента зомби» нет никакой

Д. Деннет VS «PH-ZED»: бостонский зомби

От «аргумента зомби» нет никакой пользы
Границу

между функциональными процессами, которые мы считываем (например, с помощью МРТ) и субъективным опытом невозможно провести
Чалмерс опирается на необоснованную презумпцию субъективной сущности, феноменального внутреннего мира
В каком-то смысле мы все и есть философские зомби
Слайд 25

Является ли Кая «ph-zed»? Или есть ли у ИИ сознание? Философский

Является ли Кая «ph-zed»? Или есть ли у ИИ сознание?

Философский зомби —

вовсе не мертвец, поднятый из могилы чтением «Критики Чистого Разума» или «Les Feuilles Mortes». Это существо, которое выглядит, говорит и вообще во всех возможных проявлениях ведет себя в точности как люди. Единственное его отличие — у него нет человеческой души. Нет сознания, света Маниту, неважно, как это называть. Можно смотреть на такого зомби и слушать его — но нельзя быть им изнутри…
Сомелье по имени Чалмерс, например, сказал: «Мне очевидно, что такой зомби логически возможен. Это просто нечто, физически идентичное мне самому, но без сознательного опыта — у него внутри все темно…»
Для кого, спрашивается, темно? Для Чалмерса или для самого зомби? Если для Чалмерса, то как для него вообще может быть светло внутри у кого-то другого? А если темно для зомби, то где тогда для него светло? У Чалмерса?...
Сомелье по имени Деннет вообще ввел понятие «зимбо». Это был «зомби, который может отслеживать свою собственную деятельность по бесконечно восходящей рефлективной спирали» и «обладает внутренними (но бессознательными) информационными состояниями высокого порядка о своих информационных состояниях более низкого порядка». Во как.
Этот «зимбо», утверждал Деннет, смог бы верить (тоже бессознательно), будто ему свойственны различные умственные состояния, о которых он может отчитаться. Он думал бы, что он сознателен, даже если бы не обладал сознанием…
Тут мне стало окончательно непонятно, как это зимбо мог бы во что-то верить и думать, если он по своей природе способен был только «иметь информационные состояния». У него, как у Каи, не было внутри того, кто верит, а имелись только калейдоскопические информационные пасьянсы на выходном интерфейсе, которые могли стать «верой» или «мыслью» лишь в том случае, если их засвидетельствует какой-нибудь с детства заспиртованный в человеческой лексике и культуре наблюдатель — вроде меня.
Слайд 26

Дж. Сёрл: биологический натурализм: как вписать субъективность в научную картину мира?

Дж. Сёрл: биологический натурализм: как вписать субъективность в научную картину мира?

Слайд 27

Мысленный эксперимент «Китайская комната»

Мысленный эксперимент «Китайская комната»

Слайд 28

Сознание – это…

Сознание – это…

Слайд 29

Mind-body problem и возможность свободы воли Способны ли мы инициировать действие?

Mind-body problem и возможность свободы воли Способны ли мы инициировать действие?

Детерминизм и

индетерминизм
Механистический детерминизм
Физиологический детерминизм
Элиминитивизм
Компатибилизм

Если всё обусловлено, что тогда есть сознание?

Слайд 30

Свобода воли VS детерминизм

Свобода воли VS детерминизм

Слайд 31

Компатибилизм VS … Свобода воли –это иллюзия, но из этого совершенно

Компатибилизм VS …

Свобода воли –это иллюзия, но из этого совершенно не

следует, что наше будущее предопределено: в будущем слишком много событий, которые друг на друга накладываются ( Д. Деннет)
Инкомпатибилизм
Либертарианство
Слайд 32

Некоторые обобщения… Элиминитивизм не в тренде Нередуктивные теории также перспективны, как

Некоторые обобщения…

Элиминитивизм не в тренде
Нередуктивные теории также перспективны, как редуктивные
Решение проблем

сознания требует пересмотра представлений о мозге (и наоборот)
Выбор онтологии сознания – выбор глубины спуска в материю мозга
Функционализм дополняется и/или интегрируется с другими теориями
Для объяснения «mind-body problem» нужен новый язык…