Немецкая классическая философия

Содержание

Слайд 2

Немецкая классическая философия Общая характеристика Критическая философия И. Канта: трансцендентальная теория

Немецкая классическая философия

Общая характеристика
Критическая философия И. Канта: трансцендентальная теория познания и

этическое учение
Система абсолютного идеализма Г. Гегеля. Диалектика и ее законы. Философия истории
Слайд 3

Представители немецкой классической философии критический идеализм И. Канта субъективный идеализм И.

Представители немецкой классической философии

критический идеализм И. Канта
субъективный идеализм И. Фихте
объективный идеализм

Ф. Шеллинга
абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля
антропологический принцип и критика религии и Л. Фейербах
Слайд 4

Идеализм (греч. idea - идея) - направление в философии, исходящее из

Идеализм

(греч. idea - идея)
- направление в философии, исходящее из первичности духовного,

мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического
Слайд 5

Формы идеализма Объективный за первооснову всего сущего принимается безличный универсальный дух,

Формы идеализма

Объективный
за первооснову всего сущего принимается безличный универсальный дух, имперсональное, надындивидуальное

сознание

Субъективный
отрицает какую-либо реальность вне индивида: реальность – плод его духовного творчества
(мир есть представления)

Слайд 6

Характерные черты немецкой классической философии трактовка философии как специальной научной дисциплины

Характерные черты немецкой классической философии

трактовка философии как специальной научной дисциплины
синтез идеализма

и диалектики
понимание человек как культурно-историческое существа
В социальной философии - идеи прогресса, разума, свободы
Слайд 7

Иммануил Кант (1724-1804) «Критика чистого разума» (1781) «Критика практического разума» (1788) «Критика способности суждения» (1790)

Иммануил Кант (1724-1804)

«Критика чистого разума» (1781)
«Критика практического разума» (1788)
«Критика

способности суждения» (1790)
Слайд 8

Периоды творчества Докритический – онтологическая проблематика Критический – перенос акцента с

Периоды творчества

Докритический – онтологическая проблематика
Критический – перенос акцента с объекта

познания на субъект (гносеологическая проблематика)
«Коперниканская революция в философии»
Слайд 9

Субъект познания Трансцендентальный субъект - способность к познанию, эстетическому восприятию, моральному

Субъект познания

Трансцендентальный субъект - способность к познанию, эстетическому восприятию, моральному совершенствованию
Эмпирический

субъект - личностно-психологические особенности
Слайд 10

Классификация знания: по источнику происхождения и по форме суждений априорное (лат.

Классификация знания: по источнику происхождения и по форме суждений

априорное
(лат. a priori


из предшествующего)
внеопытное,
рациональное
аналитические
тавтологии
предикат равен субъект

апостериорное
(лат. a posteriori –
из последующего)
опытное, эмпирическое
синтетические
расширяющие, информативные, фактуальные
предикат больше субъекта

Слайд 11

Основная проблема: Как возможны априорные синтетические суждения? в математике в естествознании

Основная проблема:

Как возможны априорные синтетические суждения?
в математике
в естествознании
в метафизике
Условиями возможности являются:
в

математике – пространство и время как априорные формы чувственного созерцания
в естествознании – понятия рассудка
в метафизике – идеи разума
Слайд 12

«Критика чистого разума» содержит понятия: трансцендентный (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий

«Критика чистого разума»

содержит понятия:
трансцендентный (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы);

то, что выходит за пределы области, в которой допустима деятельность чистого рассудка, предмет веры
трансцендентальный (лат. transcendens –
выходящий за пределы); априорные предпосылки познания (чистый разум, пространство и время как априорные формы чувственного восприятия)
Слайд 13

«Критика чистого разума» «вещь в себе» «какое-то неизвестное, необходимое нечто в

«Критика чистого разума»

«вещь в себе»

«какое-то неизвестное, необходимое нечто в качестве причины

наших восприятий» (Д. Юм)
трансцендентная, непознаваемая сущность, воздействующая на нашу чувственность (И. Кант)

«явление»

чувственное восприятие, которому присущи пространственные и временные характеристики
предмет научного познания

Слайд 14

Этическое учение И. Канта «Критика практического разума» Условный императив «если…, то….»

Этическое учение И. Канта «Критика практического разума»
Условный
императив

«если…, то….»
Поведение, продиктованное условным императивом

можно назвать легальным

Категорический императив

«Поступай всегда так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом»
«Относись к человечеству в своем лице всегда только как к цели и никогда — как к средству»

Слайд 15

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Феноменология духа (1807) Наука логики (1812-16) Энциклопедия философских наук (1816)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Феноменология духа (1807)
Наука логики
(1812-16)
Энциклопедия философских наук
(1816)

Слайд 16

Введение в философию «Феноменология духа» ставится вопрос о преодолении индивидуальной точки

Введение в философию «Феноменология духа»

ставится вопрос о преодолении индивидуальной точки зрения

обыденного сознания
преодоление обыденного сознания возможно путем поступательного развития сознания ( индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории)
Слайд 17

«Феноменология духа» высшей формой сознания является философское, или мыслящий разум, который

«Феноменология духа»

высшей формой сознания является философское, или мыслящий разум, который характеризуется

рассмотрением субъективного и объективного как целого
использует образы раба и господина, где рабское и господское сознание рассматриваются как несовершенные формы, характеризующиеся либо абсолютной зависимостью, либо тотальным контролем.
Слайд 18

диалектический метод Гегеля «Наука логики» познание есть процесс, имеющий триадический характер:

диалектический метод Гегеля «Наука логики»

познание есть процесс, имеющий триадический характер:
познание начинается

с чувственного восприятия (тезис);
необходима скептическая критика чувственности, осознается субъективный характер чувственного восприятия (антитезис);
осознается, что объективные и субъективные аспекты в познании образуют целостность =>
никакое знание не является всецело истинным или ложным, любая истина относительна
Слайд 19

Г. В. Ф. Гегель: «Истина рождается как ересь, а умирает как заблуждение»

Г. В. Ф. Гегель:

«Истина рождается как ересь, а умирает как заблуждение»

Слайд 20

Диалектика античное значение: диалектика –искусство ведения спора или ведения беседы (термин

Диалектика

античное значение: диалектика –искусство ведения спора или ведения беседы (термин использовался

Гераклитом и Сократом);
современное значение: диалектика –учение о развитии (разработано Гегелем)
при анализе феномена развития, возникают вопросы:
каков источник развития?
каков механизм развития?
каково направление развития?
Слайд 21

Законы диалектики закон единства и борьбы противоположностей закон взаимного перехода количественных

Законы диалектики

закон единства и борьбы противоположностей
закон взаимного перехода количественных изменений

в качественные
закон отрицания отрицания
Слайд 22

Диалектика две формы: идеалистическая диалектика (гегелевская); развитие сферы духа, сознания материалистическая

Диалектика

две формы:
идеалистическая диалектика (гегелевская); развитие сферы духа, сознания
материалистическая диалектика (марксиская); развитие

природы и общества
Слайд 23

Система Гегеля «Энциклопедия философских наук» ставится задача построить такую философскую систему

Система Гегеля «Энциклопедия философских наук»

ставится задача построить такую философскую систему

внутри которой нашло бы объяснение любое частное явление
Слайд 24

Система имеет триадическую структуру: а) логика: учение о бытие (онтология), учение

Система

имеет триадическую структуру:
а) логика: учение о бытие (онтология), учение о сущности,

учение о понятиях (субъективная логика);
б) натурфилософия: физику, органику, механика;
в) философия духа:
философию субъективного духа (онтология, психология, феноменология);
философию объективного духа (учение о праве, нравственности и государстве);
философию абсолютного духа (искусство, религия, философия)
Слайд 25

Система делает выводы: в онтологическом аспекте: мир не является совокупностью единичных

Система

делает выводы:
в онтологическом аспекте: мир не является совокупностью единичных вещей, единичное

не обладает подлинным бытием, Мир – это целостное единство
в гносеологическом аспекте: никакое знание не является истинным, если не рассматривается относительного целого.
Слайд 26

Вывод: в комментирующей литературе считается, что метод и система Гегеля находятся

Вывод:

в комментирующей литературе считается, что метод и система Гегеля находятся в

противоречии:
с одной стороны, согласно методу, познание – это бесконечный процесс,
с другой, согласно системе, возможно целостное знание о мире
Слайд 27

Философия истории «Очерки философии права» (1821) Общая мировая история - процесс

Философия истории «Очерки философии права» (1821)

Общая мировая история - процесс самосознания мирового

духа (Абсолюта)
Цель мировой истории - осознание свободы
Слайд 28

Философия истории В истории развития мирового духа выделяет три этапа: этап

Философия истории

В истории развития мирового духа выделяет три этапа:
этап развития истории,

где свободой обладает один (восточные общества – деспотия);
где свободой обладают некоторые (рабовладельческая демократия);
мир, где свободой обладает каждый, (Германия, для которой характерна конституционная монархия)
Слайд 29

Философия истории Субъект (движущая сила истории) национальный дух, который в лице

Философия истории

Субъект (движущая сила истории)
национальный дух, который в лице либо отдельной

исторической личности, либо отдельной нации выполняет в истории роль Мессии,
«мыслящие люди, понимающие то, что нужно и своевременно», через которых действует мировой дух,
судьба субъектов мировой истории трагична
Слайд 30

Философия истории «воспроизводящие индивиды» составляют пассивную часть мировой истории, преследуют эгоистические,

Философия истории

«воспроизводящие индивиды» составляют пассивную часть мировой истории, преследуют эгоистические, корыстные

цели и могут быть подведены под категорию «средств»
Слайд 31

Философия истории понятие «хитрость разума»: под внешним хаосом индивидуальных явлений скрывается

Философия истории

понятие «хитрость разума»:
под внешним хаосом индивидуальных явлений скрывается сущностный порядок

и закономерность;
Мировой разум через свою хитрость направляет историю окольным путем, побуждая людей – эгоистов, как им кажется, добровольно и свободно содействовать тем целям, которые они по своей воле не стали бы преследовать