Немецкая классическая философия

Содержание

Слайд 2

Немецкая философия В немецкой философии XIX в. выделяют три направления: Немецкая

Немецкая философия

В немецкой философии XIX в. выделяют три направления:
Немецкая классическая

философия (конец XVIII – первая половина XIX вв.)
Материализм (середина и вторая половина XIX в.)
Неклассическая философия (вторая половина и конец XIX в.)
Слайд 3

Иммануил Кант (1724–1804 гг.); Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814 гг.); Фридрих Шеллинг

Иммануил Кант (1724–1804 гг.);
Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814 гг.);
Фридрих Шеллинг

(1775–1854 гг.);
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831 гг.);
Людвиг Фейербах (1804–1872 гг.).
Слайд 4

Направления немецкой классической философии

Направления немецкой классической философии

Слайд 5

Иммануил Кант «Критика чистого разума» (1781) — гносеология «Критика практического разума»

Иммануил Кант

«Критика чистого разума» (1781) — гносеология 
«Критика практического разума» (1788) — этика
«Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Слайд 6

Вопросы И. Канта Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Вопросы И. Канта

Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я

могу надеяться?
Слайд 7

«Что я могу знать?» Познавательные способности человеческого разума ограничены. Попытка выйти

«Что я могу знать?»

Познавательные способности человеческого разума ограничены.
Попытка выйти за рамки

собственного познания приводит неразрешимым противоречиям – антиномиям.
Классификация видов знания: апостериорное, априорное, «вещь в себе».
Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность – «феномен».
Слайд 8

Структура чистого разума:

Структура чистого разума:

Слайд 9

«Что я должен делать?» Моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый

«Что я должен делать?»

Моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер;
Категорический

императив – это объективный принцип, принудительные повеления, предписывающие человеку поступки, которые хороши сами по себе, без учета возможных целей и обстоятельств.
«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству».
Нравственным может быть назван только тот поступок, который совершен во имя самого долга, а не ради удовольствия, счастья, успеха.
Слайд 10

Георг Вильгельм Фридрих Гегель «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия природы»; «Философия права»

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

«Феноменология духа»;
«Наука логики»;
«Философия природы»;
«Философия права»

Слайд 11

Идеи Г.Ф. Гегеля Теория объективного идеализма, стержневым понятием которой является абсолютная

Идеи Г.Ф. Гегеля

Теория объективного идеализма, стержневым понятием которой является абсолютная идея

– Мировой дух.
Создал диалектический метод, выделил категории и законы диалектики.
Дал оригинальную периодизацию истории человечества.
Принцип тождества мышления и бытия.
Слайд 12

Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей

Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей

некоего мирового духа (или абсолютной идеи). Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом всего мира.

Философия духа:
Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;
Объективный дух – «дух общества в целом»: семья, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действующая истина: искусство, религия, философия.

Слайд 13

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Г.Гегель. Диалектика

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Г.Гегель.

Диалектика основывается

на универсальных законах развития мира.
Закон – это такие существенные, необходимые и устойчивые связи между явлениями, которые вызывают определенное течение событий.
Существуют три закона диалектики: закон единства и противоречия противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.
Категории всеобщие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения бытия: возможность и действительность, явление и сущность, тождество и различие, часть и целое.
Слайд 14

Людвиг Фейербах «Сущность христианства»; «Сущность религии»; «Вопросы о бессмертии души».

Людвиг Фейербах

«Сущность христианства»;
«Сущность религии»;
«Вопросы о бессмертии души».