Особенности и периодизация философии европейского Средневековья

Содержание

Слайд 2

Особенности Средневековой европейской философии. 1.Теоцентризм. Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога.

Особенности Средневековой европейской философии.

1.Теоцентризм. Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога.


Слайд 3

2. Креационизм (лат. creation – творение) – размышление о творении мира

2. Креационизм (лат. creation – творение) – размышление о творении мира

Богом по его воле. Бог – творец, он создал мир из ничего. Мир является осуществлением замысла Божия. Человек - это образ и подобие Бога.
Слайд 4

3.Антропоцентризм предстаёт как совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творения

3.Антропоцентризм предстаёт как совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творения

Бога. Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой.
«Человек–образ и подобие Бога».
Слайд 5

4. Персонализм - каждый человек рассматривается как личность, а отношения между

4. Персонализм - каждый человек рассматривается как личность, а отношения между

Богом и человеком, а также между людьми – глубоко личностные, при этом высшей ценностью в этих отношениях является любовь. Тело – храм Души.
Слайд 6

5. Провиденциализм. Человек трактуется как бытие, со­творенное Богом, спасенное Христом и

5. Провиденциализм. Человек трактуется как бытие, со­творенное Богом, спасенное Христом и

предназначенное к сверхъ­естественной судьбе. В философии провиденциализм утверждает, что божественный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все события и факты.
Слайд 7

6. Эсхатология (учение о конце мира). История в христианском мировоззрении -

6. Эсхатология (учение о конце мира). История в христианском мировоззрении -

это целесообразный процесс, направляемый Богом к предопределяемой цели. Христианские мыслители изображают его, как мир истинного, прекрасного и совершенного, где человек находится в полном единении с Богом. Достижение этого царства – конечная цель и смысл человеческого существования.
Слайд 8

7. Ревеляционизм (богооткровенность) Бог открывает человеку свою волю, смыслы и истины

7. Ревеляционизм (богооткровенность) Бог открывает человеку свою волю, смыслы и истины

бытия в Священном писании, авторитет которого основывается на Библии – Книге книг, где заложены ключи к тайнам жизни и спасения человека.
Слайд 9

8. Традиционализм (обращённость в прошлое, следование традиции), который заключался в разъяснении

8. Традиционализм (обращённость в прошлое, следование традиции), который заключался в разъяснении

священного писания (Библии), принятие богословских положений как абсолютно истинных, не подлежащих критике откровений, отказ от создания теоретических философских концепций о мире.
Слайд 10

Периодизация философии европейского Средневековья. 1-й этап Апологетика (Мистика) (1 – 3

Периодизация философии европейского Средневековья.

1-й этап Апологетика (Мистика) (1 – 3 вв. н.э.)


2-й этап Патристика (1 – 6 вв.)
3-й этап Схоластика (9 – 15 вв.)
Ранняя схоластика (9-12 в.) Представитель - Пьер Абеляр.
Средняя схоластика (высокая, 13-14 в.) Творчество Фомы Аквинского.
Поздняя схоластика (14-15 в.) Представитель – Уильям Оккам.
Слайд 11

1-й этап Апологетика (Мистика) (1 – 3 вв. н.э.) — утверждение

1-й этап Апологетика (Мистика) (1 – 3 вв. н.э.) — утверждение о

триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям.
Слайд 12

2-й этап Патристика (1 – 6 вв.) — установление господства католической

2-й этап Патристика (1 – 6 вв.) — установление господства католической христианской

церкви во всех сферах жизни европейских государств. По роли в обществе, патристику разделяют на апологетическую и систематическую.
По языковому критерию – на греческую и латинскую, или на восточную и западную.
Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии.
Слайд 13

3-й этап Схоластика (9 – 15 вв.) — переосмысление догматов, узаконенных

3-й этап Схоластика (9 – 15 вв.) — переосмысление догматов, узаконенных в

предыдущие периоды. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей.