Презентация по обществознанию

Содержание

Слайд 2

Формационный и цивилизационный подход

Формационный и цивилизационный подход

Слайд 3

Формационный подход Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основывающийся на определенном

Формационный подход

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основывающийся на определенном

способе производства.
Главную роль в развитии общества играют экономические отношения, которые определяют господствующие взгляды и идеи.
Слайд 4

Формационный подход СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ Производительные силы: Люди с их

Формационный подход
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ

Производительные силы:
Люди с их умениями и навыками
Орудия

труда
Предмет труда
Условия труда

Производственные отношения :
Отношения, которые возникают в процессе производства по поводу собственности на средства производства и результат труда

Слайд 5

Формационный подход Общественно-экономическая формация первобытность рабовладение феодализм капитализм коммунизм первичная вторичная третичная

Формационный подход
Общественно-экономическая формация

первобытность

рабовладение

феодализм

капитализм

коммунизм

первичная

вторичная

третичная

Слайд 6

Преимущества формационного подхода фиксирует то общее, что было в историческом развитии

Преимущества формационного подхода

фиксирует то общее, что было в историческом развитии различных

народов;
представляет историю человеческого общества как единый процесс;
устанавливает определённые закономерности исторического развития общества;
предлагает определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран.
Слайд 7

Ограничения формационного подхода Абсолютизация экономического фактора в жизни общества Однолинейное понимание

Ограничения формационного подхода

Абсолютизация экономического фактора в жизни общества
Однолинейное понимание исторического процесса
Претензия

на абсолютную правильность и универсальность

цивилизационный подход

Слайд 8

Понятие «цивилизация» Синоним культуры (А. Тойнби) Целостность материальной и духовной жизни

Понятие «цивилизация»

Синоним культуры (А. Тойнби)

Целостность материальной и духовной жизни
людей в

определенных
пространственно-временных границах

Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному
приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер)

Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством
(Л. Морган, Ф. Энгельс)

Слайд 9

Цивилизационный подход Локальные цивилизации О.Шпенглер А.Тойнби Н.Данилевский Линейные цивилизации У.Ростоу О.Тоффлер Д. Белл

Цивилизационный подход

Локальные цивилизации
О.Шпенглер
А.Тойнби
Н.Данилевский
Линейные цивилизации
У.Ростоу
О.Тоффлер
Д. Белл

Слайд 10

Локальная цивилизация большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно

Локальная цивилизация

большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые

пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической и духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.
Слайд 11

Локальная цивилизация (О.Шпенглер) История - ряд независимых друг от друга культур,

Локальная цивилизация (О.Шпенглер)

История - ряд независимых друг от друга культур, проживающих,

подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация)
Слайд 12

Локальная цивилизация (О.Шпенглер) 8 культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская (аполлоновская),

Локальная цивилизация (О.Шпенглер)

8 культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская (аполлоновская), арабская

(магическая), западноевропейская (фаустовская) и мексиканская
единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах;
каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация ("Закат Европы").
Слайд 13

Локальная цивилизация (А.Тойнби) Цивилизации разделяются на три поколения. Первое поколение -

Локальная цивилизация (А.Тойнби)

Цивилизации разделяются на три поколения. Первое поколение - примитивные,

маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы - государственность, образование, церковь, наука и искусство – отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.
При резком изменении условий жизни – «вызов» -. некоторые общества, однако, выделяют из своей среды «творческое меньшинство», которое осознает его и способно дать на него удовлетворительный ответ.
Слайд 14

Локальная цивилизация (А.Тойнби) В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на

Локальная цивилизация (А.Тойнби)

В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие

личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Они динамичны, создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.
Слайд 15

Локальная цивилизация (А.Тойнби) Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из

Локальная цивилизация (А.Тойнби)

Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной

минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.
Слайд 16

Локальная цивилизация (А.Тойнби) Цивилизации, достигшие расцвета: первичные (автохтонные): мезоамериканская, андская, индская,

Локальная цивилизация (А.Тойнби)

Цивилизации, достигшие расцвета:
первичные (автохтонные): мезоамериканская, андская, индская, шумеро-аккадская,

египетская, эгейская (минойская), индская, китайская; преемственные ("сыновнеродственные"): сирийская, эллинская, индийская, православная христианская, западная, исламская
Четырнадцать цивилизаций-спутников:
японская, корейская и вьетнамская (от китайской); эламская, хеттская, урартская (от шумеро-аккадской и сирийской); юго-восточно-азиатская (от индийской и исламской) и т.д.
Слайд 17

Локальная цивилизация (А.Тойнби) Неразвившиеся цивилизации: несторианская и монофизитская (обе поглощены исламской),

Локальная цивилизация (А.Тойнби)

Неразвившиеся цивилизации:
несторианская и монофизитская (обе поглощены исламской),

дальнезападная христианская и средневековые города-государства (поглощены западной цивилизацией).
3. Застывшие цивилизации:
эскимосская, кочевая, оттоманская, спартанская.
Слайд 18

Цивилизации по С. Хантингтону Цивилизация Западная Латиноамериканская Индуистская Православно – славянская Японская Исламская Африканская Конфуцианская

Цивилизации по С. Хантингтону

Цивилизация

Западная

Латиноамериканская

Индуистская

Православно –
славянская

Японская

Исламская


Африканская

Конфуцианская

Слайд 19

Запад и Восток: цивилизационные различия (И.А. Василенко)

Запад и Восток: цивилизационные различия (И.А. Василенко)

Слайд 20

Слайд 21

Стадиальная цивилизация Стадиальный подход рассматривает цивилизацию как единый процесс, проходящий определенные

Стадиальная цивилизация

Стадиальный подход рассматривает цивилизацию как единый процесс, проходящий определенные стадии.
Цивилизация

«вырастает» из первобытности, но принципиально отличается от нее.
Признаки цивилизации: сложная социальная структура государственность, города, письменность и ремесло