Раннефилософские знания в Древнем мире

Содержание

Слайд 2

План 1. Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне

План

1. Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне
2.

Зарождение философских знаний
2.1 в Древнем и Средневековом Китае
2.2 в Древней Индии
Слайд 3

Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне Особенности: Мифологическая

Предфилософские знания в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне

Особенности:
Мифологическая окраска;
Появление слоя

людей занятых умственным трудом;
Поиски смысла жизни человека.
«Песня арфиста»
«Книга мертвых»
«Сказание о Гильгамеше»
Слайд 4

Зарождение философских знаний в Древнем Китае Философия Китая в своем развитии

Зарождение философских знаний в Древнем Китае

Философия Китая в своем развитии прошла

три основных этапа:
VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
ХХ в. н. э. —постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Слайд 5

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: • даосизм (Лао-цзы); •

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
• даосизм (Лао-цзы);
• конфуцианство (Кон-Фу-цзы);

моизм (Мо-цзы);
натурфилософия;
легизм.
Слайд 6

Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно: • восприятие Китая

Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:
• восприятие Китая как

центра существующего мира;
• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших, почитание предков и духов;
Слайд 7

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии и

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии и

приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной.
Слайд 8

Даосизм «ДАО» - 1. путь, по которому в своем развитии должны

Даосизм

«ДАО» - 1. путь, по которому в своем развитии должны идти

человек и природа,
2. универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
3. субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
"Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
Слайд 9

Основные идеи даосизма: все в мире взаимосвязано; материя, из которой состоит

Основные идеи даосизма:

все в мире взаимосвязано;
материя, из которой состоит

мир, едина; существует кругооборот материи в природе;
мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");
особа императора священна;
познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма и послушании императору;
путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
необходимо во всем уступать друг другу.
Слайд 10

Конфуцианство жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться

Конфуцианство

жить в обществе и для общества;
уступать друг другу;
слушаться

старших по возрасту и по званию;
подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
быть человечным.
Слайд 11

Учение о «благородном муже»: • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

Учение о «благородном муже»:
• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
• управлять

на основе добродетели;
• обладать необходимыми знаниями;
• верно служить стране, быть патриотом;
• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
• быть благородным;
• делать только добро государству и окружающим;
• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
Слайд 12

Леггизм человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются

Леггизм

человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются

личные эгоистические интересы;
интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
главный метод государственного управления – метод «кнута и пряника»;
законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и независимо от звания,
государственный аппарат должен формироваться из профессионалов.
Слайд 13

Зарождение философских знаний в Древней Индии Источники: Веды: • Ригведа; •

Зарождение философских знаний в Древней Индии

Источники:
Веды: • Ригведа; • Самаведа; •

Яджурведа; • Атхарваведа.
Наибольший интерес вызывают заключительные части Вед — Упанишады.
Эпические поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна"
Слайд 14

Основные философские школы Древней Индии: Ортодоксальные школы: йога; веданта; вайшешика; ньяя;

Основные философские школы Древней Индии:

Ортодоксальные школы:
йога;
веданта;
вайшешика;
ньяя;
миманса;
санкхья.

Неортодоксальные школы:
буддизм;
джайнизм;
чарвака-лакаята.

Слайд 15

Основные идеи древнеиндийской философии: Закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка

Основные идеи древнеиндийской философии:

Закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и

взаимосвязанности.
Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса.
В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Слайд 16

Душа в индийской философии состоит из двух начал: • атмана; •

Душа в индийской философии состоит из двух начал: • атмана;

манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Слайд 17

Реинкарнация – идея о прерождении души в новом теле после смерти.

Реинкарнация – идея о прерождении души в новом теле после смерти.
Сансара

- учение о вечности и неуничтожимости души.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши.
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается.
Слайд 18

Основные идеи буддизма: земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины

Основные идеи буддизма:

земная жизнь полна страданий;
страдания имеют свои причины

— жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
от страданий можно избавиться;
существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Слайд 19

Восьмеричный путь : • правильное видение — понимание основ буддизма и

Восьмеричный путь :
• правильное видение — понимание основ буддизма и

своего пути в жизни;
• правильная мысль;
• правильная речь;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание — контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
• правильное сосредоточение — регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.