Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля. Его отличие от риторики софистов Подготовила: студентка 2 курса, ФТД ,группы Т-114 З

Содержание

Слайд 2

Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н.э. и связывать



Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н.э.

и связывать с деятельностью старших софистов
На основе развивающегося ораторского искусства стали делаться попытки теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи. Так зародилась теория красноречия – риторика. Наибольший вклад в теорию красноречия внесли Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.), Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). 
Слайд 3

Риторика Сократа Это выдающийся мастер бесед-диалогов, который изобрел диалектику как искусство



Риторика Сократа

Это выдающийся мастер бесед-диалогов, который изобрел диалектику как

искусство вести рассуждения, спор, беседу используя главным образом иронию. При этом речь не идет о том, чтобы выставить оппонента в невыгодном свете и победить в споре, а стремлении совместными усилиями найти истину.

Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову».

ок. 469 – 399 гг. до н.э.

Такой метод поиска истины оказал стимулирующее воздействие не столько на традиционную риторику, сколько на разработку соответствующего стиля аргументации, с которым мы встречаемся и в настоящее время, например, в судебных диалогах обвинителя и адвоката, при активизации обучения в школе, когда учащиеся не просто пассивно воспринимают знания, а вступают в живой диалог с учителем.

Слайд 4

Риторика Платона К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений:



Риторика Платона

К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских

воззрений: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

Красноречие - инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями.

Платоновские диалоги остроумные, логично построенные, по внешнему впечатлению загадочные, возбуждали интерес к предмету спора или беседы. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, с помощью иносказаний и метафор сделал ее язык ярким и выразительным.

Слайд 5

Таким образом, не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное воздействие, эмоциональное



Таким образом, не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное

воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное внушение. И в этом недостаток теории Платона.
Слайд 6

Риторика Аристотеля Аристотель сформулировал цель риторики: она должна помогать человеку склонить



Риторика Аристотеля

Аристотель сформулировал цель риторики: она должна помогать человеку

склонить другого к чему-либо или отговорить его от чего-нибудь. Поэтому риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения.

Аристотель считал, что такие личные качества и особенности как разум, добропорядочность и твердое состояние духа необходимы для того, чтобы, он мог вызвать доверие у слушателей и таким образом вернее достичь своей цели. 

Слайд 7

На основании вышеизложенного формируется риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля. Его можно определить как:



На основании вышеизложенного формируется риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля.

Его можно определить как:
Слайд 8

Риторика софистов Привлекательной чертой софистической риторики был демократический дух, стремление помочь



Риторика софистов

Привлекательной чертой софистической риторики был демократический дух, стремление

помочь всякому, желающему научиться искусству красноречия, умению убедительно и аргументированно спорить со своими противниками.

Говоря о риторическом идеале софистов можно выделить следующие особенности: