Средневековая арабоязычная философия

Содержание

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ

ПЛАН ЛЕКЦИИ СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ


ФИЛОСОФИИ.
2. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.
3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ. МУТАЗИЛИТЫ.
4. СУФИЗМ.
5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ.
6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ.
7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ.
8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА.
9. ФИЛОСОФИЯ: АЛЬ-ГАЗАЛИ.
Слайд 3

1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Философия средневекового мусульманского

1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия средневекового мусульманского Востока

называется арабоязычной философией, так как её создателями наряду с арабами были персы, евреи, турки, испанцы, то есть все народы, входящие в состав Арабского халифата (от Туркестана до Испании).
Арабоязычная философия в своём развитии прошла два основных этапа: 1-й этап: 7-9 вв. – период зарождения арабской философии;
2-й этап: 9-15 вв. – период усвоения древнегреческой философии арабской философией.

К ВАЖНЕЙШИМ ЧЕРТАМ АРАБОЯЗЫЧНОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ ОТНОСЯТСЯ:
1. Влияние идеологии ислама (возник в 7 в.);
2. Свобода ислама от инквизиции и статуса «святости» (как у христианских
теологов) и отсюда независимости философии от богословия (у ибн-Рушдта);
3. Расцвет мусульманского рационализма (9-12 вв.) (аль-Фараби, ибн-Рушдт);
4. Доминирование схоластической философии;
5. Мистическое направление в философии (у аль-Газали и др.).

Слайд 4

2. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 2. СУФИЗМ 3. СООБЩЕСТВО «БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ»

2. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

2. СУФИЗМ

3. СООБЩЕСТВО «БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ»

4. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ (АРИСТОТЕЛИЗМ)

Основными философскими и религиозными направлениями
СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

КАЛАМ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

а) МУТАКАЛЛИМЫ

в) АШАРИТЫ

б) МУТАЗИЛИТЫ

Слайд 5

3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ КАЛАМ (букв. - речь) – мусульманская религиозно-философская

3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ
КАЛАМ (букв. - речь) –
мусульманская религиозно-философская дисциплина,


спекулятивная теология в исламе.
Представители калама – мутакаллимы.
Для калама характерно учение о постоянном
обновлении акциденций – идея т.н. «перманентного творения» мира богом.
Мутакаллимы – т.н. арабо-исламские схоласты
разрабатывали вопросы догматического богословия, опираясь на рациональный метод рассуждения и «тонкости Калама»
(дакик ал-калам, латиф ал-калам) –
вопросы онтологического и натурфилософского характера.
Представители: Джад ибн Дирхам, Джахм ибн Савфан (джамхиты).

Согласно мутакаллимам тварный мир состоит из субстанций (джавахир)
и акциденций (а,рад), возникающих во времени.

Слайд 6

3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ Систематическую разработку КАЛАМ получил в ШКОЛАХ МУТАЗИЛИТОВ

3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ
Систематическую разработку КАЛАМ получил в
ШКОЛАХ МУТАЗИЛИТОВ (9-10

вв).

МУТАЗИЛИТЫ разработали основные пять проблем,
которые составили ядро Калама (захир ал-калам; джалил ал-калам):
1.Единобожие (вопрос о соотношении божественной сущности
и атрибутов, о вечности или сотворённости Корана);
2. Божественная справедливость
(соотношение божественного предопределения и свободы воли человека);
3. Статус верующего в мусульманской общине;
4. Эсхатология, учение о спасении и о пророках;
5. Политико-религиозная доктрина.

Слайд 7

4. СУФИЗМ СУФИЗМ (от араб. – власяница как атрибут аскета) –

4. СУФИЗМ
СУФИЗМ (от араб. – власяница как атрибут аскета) –


мистическое течение в исламе (8 в., Ирак, Сирия).
В суфизме сочетаются идеалистическая метафизика с аскетической практикой.
Суфизм основан на постепенном приближении прозелита (мурида)
посредством мистической любви к познанию бога и к конечному слиянию с ним.
Значительную роль играет старец-наставник (муршид), ведущий прозелита
по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом.

Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию и экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитв, «умерщвление плоти» мурида.
Основы учения суфизма заложили аль-Мисри и аль-Мухасиби. Мухасиаби создал учение о халл – мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к богу.

Джунайд (ум. в 909) создал учение о ФАНА – мистическом растворении
суфия в боге.
Первый этап мистического пути он назвал – ШАРИАТ-
общемусульманский религиозный закон; вторым – суфийский путь – ТАРИКАТ
и третьим – ХАКИКАТ – мистическое постижение истины в боге.
Одна из основ ислама ТАУХИД – аскетическая жизнь суфия
в трансцендентном единении с богом.

Слайд 8

5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ: ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ В 9 веке начался новый этап

5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ: ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ


В 9 веке начался новый этап

арабоязычной философии –
Восточный Ренессанс или Восточный перипатетизм.
Характерные черты философии Восточного перипатетизма:
Перевод на арабский язык произведений Аристотеля
– логики, метафизики и физики;
2. Идеи эманации (у аль-Фараби) и провидения (у Ибн-Сины);
3. Тесная связь с конкретными науками – медициной, астрономией,
математикой.

Представители Восточного перипатетизма (Аристотелизма):
АЛЬ-КИНДИ,
ИБН-СИНА (АВИЦЕННА),
АЛЬ-ФАРАБИ,
ИБН-РУШД (АВЕРРОЭС).

Слайд 9

Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях бытия, он



Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях

бытия,
он выдвинул учение о 5 ПРАСУБСТАНЦИЯХ, к которым пречислил:
материю;
форму;
движение;
пространство;
время.

5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ: ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ

Аль-Кинди (800-870 гг.) – арабский философ, врач, математик, первый представитель арабского аристотелизма. Автор 200 работ (сохранилось 40 трактатов), в том числе комментариев к сочинениям «Категории» и «Вторая аналитика» Аристотеля.
Был тесно связан с мутазилитами.


Выдвинул идею о познаваемости мира человеческим разумом. Причём
абстрактное мышление связано с чувственным опытом.
В классификации наук теоретические дисциплины связывает с практикой.

Слайд 10

АЛЬ-КИНДИ

АЛЬ-КИНДИ

Слайд 11

6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ ИБН-СИНА (980-1037 гг.) - АВИЦЕННА – врач, философ,

6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ

ИБН-СИНА (980-1037 гг.) - АВИЦЕННА – врач, философ,

представитель
восточного аристотелизма.
Главный энциклопедический труд – «КНИГА ИСЦЕЛЕНИЯ». Она
состоит из 4 разделов: логика, физика, математические науки (геометрия,
арифметика, музыка и астрономия) и метафизика.

Как учёный естествоиспытатель ИБН-СИНА признавал
объективное существование природы.
Мир не имеет начала во времени, а «тварность» его означает
онтологическую зависимость множества пребывающих во времени
«бытийно-возможных-самих-по-себе»
вещей от вневременного, единого, безымянного
«бытийно-необходимого-самого-по-себе» первоначала (Бога),
делающего их «бытийно-необходимыми-благодаря-другому».
Исхождение от бога связывается с термином ЭМАНАЦИЯ.

Слайд 12

ИБН-СИНА

ИБН-СИНА

Слайд 13

7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ АЛЬ-ФАРАБИ (870-950 гг.) – философ, учёный-энциклопедист Востока, крупнейший

7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ

АЛЬ-ФАРАБИ (870-950 гг.) – философ, учёный-энциклопедист Востока,


крупнейший представитель восточного аристотелизма, комментатор Аристотеля и Платона.
Отсюда почётное прозвище – «ВТОРОЙ УЧИТЕЛЬ».
Главные философские труды – «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «О путях достижения счастья», «Трактат о классификации наук», «Большая книга о музыке».
Развивает утопическое учение о «добродетельном городе», руководимом философом, который передаёт рядовым согражданам истины философии в образах подражающей ей «идеальной религии» (основанной на учении об эманации).
Философия опирается на аподиктические (доказательные)рассуждения,
спекулятивная теология – на диалектические (вероятностные) софистические рассуждения, а религия – на риторические и поэтические рассуждения.
Акцентирует мысль о социальном предназначении философии как источника гражданских и интеллектуальных добродетелей.

Первым на Востоке выдвинул идею «ЭМАНАЦИИ» -
истекании мира из Божества в силу естественной необходимости,
где Бог является перводвигателем и первоисточником мира,
в последующем развивающийся самостоятельно.

Спекулятивной теологии отводит роль служанки философии

Слайд 14

АЛЬ-ФАРАБИ

АЛЬ-ФАРАБИ

Слайд 15

8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА Автор теории «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ», согласно которой ФИЛОСОФСКИЕ И

8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА

Автор теории «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ»,
согласно которой
ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ

ИСТИНЫ РАЗДЕЛЬНЫ.
Истина – одна, и постигается она философами, которые способны
согласовать с положениями философии любые догмы религии путём
их аллегорического толкования
(трактат «Рассуждения, выносящие решение относительно связи
между философией и религией»)

ИБН-РУШД (1126-1198 гг.) – латинизированное имя АВЕРРОЭС – философ, представитель восточного аристотелизма. Большинство его философских сочинений представляют собой комментарии к трудам Аристотеля (отсюда почётное прозвище Комментатор).
Трактат «Самоопровержение самоопровержения» направлен против критики философов Аль-Газали.

Слайд 16

9. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ГАЗАЛИ АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111 гг.) - мусульманский теолог и

9. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ГАЗАЛИ

АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111 гг.) - мусульманский теолог и

философ.
Основные труды – «Избавляющий от заблуждения», «Самоопровержение философов», «Намерение философов».
Встретил резкую критику со стороны Ибн-Рушда. Подверг критике восточный аристотелизм (аль-Фараби, Ибн-Сина). В то же время дал его классическое изложение.

Философская система АЛЬ-ГАЗАЛИ - это
МОНОТЕИСТИЧЕСКИЙ СУФИЗМ.
Развивал идею о невозможности рационального познания бога,
поскольку Бог есть высшая истина.
Познание бога возможно лишь путём экстатического переживания,
выступающего в качестве внутреннего опыта для каждого
испытавшего его индивида.

Аль-Газали не отрицал достоверности знаний, построенных на рациональных основаниях наук о закономерностях окружающего мира.