Древневосточная философия

Содержание

Слайд 2

Вопрос I. Китайская философия. 1) Общее понятие и характерные черты китайской

Вопрос I. Китайская философия.
1) Общее понятие и характерные черты китайской философии.
а)

Основные этапы китайской философии.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: VII в. до н.э. - III в. н. э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ; III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Слайд 3

Б) Основные национальные философские учения Китая. Древнейшими национальными философскими учениями в

Б) Основные национальные философские учения Китая. Древнейшими национальными философскими учениями в

Китае являлись:
-даосизм;
-конфуцианство;
-легизм.
Меньшее распространение получили:
-монизм;
-натурфилософия;
-номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли: чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; неодаосизм; неоконфуцианство.
В XX в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями: христианской религии; марксизма; ведущих европейских философов; американской философии прагматизма.
Слайд 4

с) Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии. Для китайского

с) Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии. Для китайского

видения мира и окружающей действительности характерно: восприятие своей страны как центра существующего мира; понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов; восприятие человека, природы и космоса как единого целого; консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
Слайд 5

невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в

невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в

борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда -уважение и трепет перед организующей силой - государством; восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого
Слайд 6

распространение в обществе вертикальных - связей (власти и подчинения), субординации, послушание

распространение в обществе вертикальных - связей (власти и подчинения), субординации, послушание

начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности); восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).
Слайд 7

2) Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и

2) Проблемы человека и возникновения окружающего мира
в китайской философии и мифологии.
а)

Проблема человека в философии Китая.
Человек в Китае отождествляется с природой и космосом, не выделяется из общества и занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: шин; ци; шэнь.
Цзин - энергия зарождения всего сушего, «корень», «семя» живого организма
Выделяются два вида данной психофизической энергии: «семя Прежнего Неба» - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; «семя Последующего Неба» - то, что человек накапливает в течение жизни.
Слайд 8

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией. Ци - материально-духовная энергия, которая

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией. Ци - материально-духовная энергия, которая

служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин
- энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на: вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый - «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Слайд 9

Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень»

Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень»

человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения цин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти,
шэнь китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: Ян - мужская сексуальная энергия; Инь - женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу Ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу Инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение Ян и Инь.
Слайд 10

В гносеологических вопросах восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В

В гносеологических вопросах восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В

отличие от западной философской традиции китайская философия: не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа; начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия; не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью - «шэн») остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан - в зависимости от поведения его потомков; выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце; воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества; призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность,
Слайд 11

Главными условиями долголетия в Китае считаются: поддержание в чистом состоянии духовной

Главными условиями долголетия в Китае считаются: поддержание в чистом состоянии духовной

психофизической
энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими «грязной», нездоровой Ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую Ци; работа над своим телом и душой - «син чун» - окультуривание себя; работа над судьбой, принесение пользы обществу - «мин чун»; соблюдение общественных порядков; употребление лекарств и целебных трав, правильное питание; проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.
Ь) Объяснение китайской мифологией и философией возникновения окружающего мира и человека.
- Древнекитайская культура дает философски- мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов: великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо; зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу;
Слайд 12

-выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

-выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели; образование

из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля); 18000-летнее стояние гиганта Пань- Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах; смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов и т. д.;
Слайд 13

-возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате

-возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви

фантастических первопредков Фуси и Ню-Ивы - людей-драконов. Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет — происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.
- Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы- понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма.
Слайд 14

3) Даосизм – древнейшее философское учение Китая а) Общее понятие даосизма.

3) Даосизм – древнейшее философское учение Китая
а) Общее понятие даосизма.
Даосизм

– древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до и. э. Главные источники - философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин».