Русская философия (XIX – XX вв.)

Содержание

Слайд 2

Основная проблематика: Проблема человека; Космизм; Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора

Основная проблематика:

Проблема человека;
Космизм;
Проблемы морали и нравственности;
Проблемы выбора исторического пути России -

между Востоком или Западом –
специфическая проблема русской философии;
Проблема власти и государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего;
Проблема творчества.
Слайд 3

Основные черты русской философии: По мнению Н.О. Лосского – русского религиозного

Основные черты русской философии:

По мнению Н.О. Лосского – русского религиозного мыслителя,

создателя интуитивизма в философии
Космизм - восприятие космоса как единого целостного организма, противоположность хаосу;
Софиология - учения о Софии (Премудрости Божьей, Душе мира) – представители: С. Булгаков, В.Соловьев, П. Флоренский
Соборность, Интуитивизм,
Метафизичность, Реалистичность (онтологизм)
Религиозность, Нравственность
Слайд 4

1. Славянофильство и западничество Славянофилы: А.С. Хомяков И.В. Киреевский К.С. Аксаков

1. Славянофильство и западничество

Славянофилы:
А.С. Хомяков
И.В. Киреевский
К.С. Аксаков
Ю. Самарин

Западники:
П.Я. Чаадаев
В. Боткин
П. Анненков
Т.

Грановский
Слайд 5

Чаадаев П.Я. (1794 - 1856) «Письма о философии истории» на франц.яз.-

Чаадаев П.Я. (1794 - 1856)

«Письма о философии истории» на франц.яз.- «Философические

письма»
«Апология сумасшедшего»
Его сторонники оформились в западников, а его критики - в славянофилов.
Влияние Шеллинга, путешествовал по Европе
Основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности.
Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение.
Не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» - метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники).
Слайд 6

Славянофилы утверждали существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия

Славянофилы утверждали

существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия
наличие у

России собственного, самобытного пути исторического развития.
неповторимость форм общественного развития русского народа в виде общины (характеризуется коллективным трудом и потреблением) и артели (добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности)
отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии
Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков
Слайд 7

2. Народничество (1860 - 1910 гг.) Представители: А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский

2. Народничество (1860 - 1910 гг.)

Представители:
А.И. Герцен
Н.Г. Чернышевский
А. Григорьев
Н.Н. Страхов
П. Лавров

Потери связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой
Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм.
Объективными условия:
слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины.
Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.
Слайд 8

3. Философия всеединства Представители: Владимир Соловьев, Сергей и Евгений Трубецкие, Сергей

3. Философия всеединства

Представители:
Владимир Соловьев,
Сергей и Евгений

Трубецкие,
Сергей Булгаков,
Павел Флоренский,
Лев Карсавин
Семен Франк
Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле.
Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.
Слайд 9

Соловьев Владимир (1853-1900 гг.) «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое,

Соловьев Владимир (1853-1900 гг.)

«Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в

котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия»
Слайд 10

Павел Флоренский (1882 - 1917) «Столп и утверждение истины» снятие противоречия

Павел Флоренский (1882 - 1917)

«Столп и утверждение истины»
снятие противоречия между существованием

«мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли, управляющей миром
Слайд 11

4. Религиозная философия Сергей Булгаков Василий Розанов (религиозно-философское общество) Дмитрий Мережковский

4. Религиозная философия

Сергей Булгаков
Василий Розанов
(религиозно-философское общество)
Дмитрий Мережковский
(русский символизм)
Николай Бердяев
(«Философия свободы»,
«Смысл творчества»)

Слайд 12

Николай Бердяев (1874-1948) Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества» единственный механизм

Николай Бердяев (1874-1948)

Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества»
единственный механизм творчества

- свобода.
ввел и развил понятия:
царство духа,
царство природы,
объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы,
трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.