Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья

Содержание

Слайд 2

Социокультурная обусловленность средневековой философии. Патристика и становление средневековой философской парадигмы. Философские проблемы средневековой схоластики.

Социокультурная обусловленность средневековой философии.
Патристика и становление средневековой философской парадигмы.
Философские проблемы средневековой

схоластики.
Слайд 3

1. Социокультурная обусловленность средневековой философии.

1. Социокультурная обусловленность средневековой философии.

Слайд 4

1.1. Исторические события, вызвавшие гибель Античности и положившие начало эпохи Средневековья.

1.1. Исторические события, вызвавшие гибель Античности и положившие начало эпохи Средневековья.


330 год - перенос столицы из Рима в Константинополь.
395 год – раздел Римской империи на Восточную и Западную.
410 год – разграбление Рима варварами.
476 год – свержение и гибель последнего римского императора.

476 год историки считают началом эпохи Средневековья

Слайд 5

1.2. Христианство как фактор формирования философии эпохи Средневековья. Определяющим фактором возникновения

1.2. Христианство как фактор формирования философии эпохи Средневековья.

Определяющим фактором возникновения и

развития философии эпохи Средневековья является христианство ( одна из трех мировых религий).
Первоначально христианство – еретическое движение в иудаизме (религия евреев). Его основой стала легенда (свидетельства о которой датируются еще 3 веком до н.э.) в пришествие спасителя народа Иудеи.
В 1-2 веках н.э. христианство проникает на территорию Римской империи и по мере погружения последней в состояние глубокого социально-политического кризиса постепенно получает здесь широкое распространение. Христианизация Римской империи была исторической необходимостью. Империи нужна была универсальная абсолютная религия, которая могла бы сплотить все ее столь различные народы.
Период формирование христианской догматики совпадает с началом формирования средневековой философии.
Слайд 6

1.3. Философские источники. НЕОПЛАТОНИЗМ: идея Единого, из которого постепенно эманируют разум,

1.3. Философские источники.

НЕОПЛАТОНИЗМ: идея Единого, из которого постепенно эманируют разум, душа,

природа. Это постепенное нисхождение от света к тьме, от совершенства к несовершенству.

СТОИЦИЗМ: идея достижения человеком свободы духа посредством осознания божественной необходимости.
«Лучше всего претерпеть то, чего ты не можешь исправить, и, не ропща, сопутствовать богу, по чьей воле все происходит».
«Велик дух, вручивший себя богу! И, наоборот, ничтожен и лишен благородства тот, кто упирается, кто плохо думает о порядке вещей и хотел бы лучше исправить богов чем себя».

Слайд 7

1.4. Периодизация средневековой философии.

1.4. Периодизация средневековой философии.

Слайд 8

2. Патристика и становление парадигм средневековой философии.

2. Патристика и становление парадигм средневековой философии.

Слайд 9

ПАРАДИГМА – основополагающие идеи, принципы, присущие определенному этапу развития философии, науки

ПАРАДИГМА – основополагающие идеи, принципы, присущие определенному этапу развития философии, науки

или культуры в целом.
Теоцентризм — такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания.
Креационизм — принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Бог - активное и творящее начало.
Фидеизм – принцип, утверждающий приоритет веры над разумом. Вера выше разума.
Провиденциализм —принцип, в соответствии с которым всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет Бог.
Теодицея – идея оправдания бога перед лицом мирового зла. Бог не является источником зла.

ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Слайд 10

Августин Аврелий (354-430)

Августин Аврелий (354-430)

Слайд 11

3. Философские проблемы средневековой схоластики.

3. Философские проблемы средневековой схоластики.

Слайд 12

3.1. Проблема универсалий. Проблема универсалий – проблема природы общих имен или

3.1. Проблема универсалий.

Проблема универсалий – проблема природы общих имен или понятий,

выражающих сущность вещей. Обладают ли понятия самостоятельным, бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей?
В зависимости от решения этой проблемы все философы - схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов.
Сторонники реализма видели в общих понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием.
Номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.
Умеренных номиналистов, которые признавали существование общего в уме познающего субъекта, хотя и отрицали субстанциональность понятия, называли концептуалистами.
Слайд 13

3.2. Проблема двойственной истины.

3.2. Проблема двойственной истины.

Слайд 14

Фома Аквинский (1225-1274)

Фома Аквинский (1225-1274)

Слайд 15

Фома Аквинский противопоставляет теории двойственной истины учение о гармонии веры и

Фома Аквинский противопоставляет теории двойственной истины учение о гармонии веры и

разума.

И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир.
Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга.
Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.
Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:
Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле.
Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога.
Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия».