Тема сверхчеловека XIX начала ХХ века

Содержание

Слайд 2

До сих пор все существа создавали нечто, что превосходило их, а

До сих пор все существа создавали нечто, что превосходило их, а

вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее снова возвратиться к зверям, чем преодолеть человека? Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека, — посмешищем или мучительным позором.  Ф. Ницше «Так говорил Заратустра
Слайд 3

Учение Ницше сыграло фатальную роль в истории прошлого века. Мировоззрение философа

Учение Ницше сыграло фатальную роль в истории прошлого века. Мировоззрение философа

сформировалось под влиянием трагических событий жизни, тесно связанных с его воззрениями. Многие современники Ницше считали, что за свою дерзость и вольнодумство он заплатил безумием, сломившим его дух в последние годы жизни, погрузившим его в атмосферу одиночества и мучений. Мировоззрение, так возмущавшее многих современников и личная драма Ницше отразились в учении, потрясшем Европу и Россию в конце XIX – начале XX века.
Слайд 4

Сверхчеловек бросает вызов Богу На смену Богу в новом учении Ницше

Сверхчеловек бросает вызов Богу

На смену Богу в новом учении Ницше может

прийти только Сверхчеловек, так как человек обычный, по Ницше, не может взять на себя всю меру страданий и ответственности, которые раньше возлагались на Бога. Сущность Сверхчеловека описана в книге «Так говорил Заратустра». Именно в этом произведении Ницше раскрыл идею о Сверхчеловеке. Это существо, умеющее управлять своей волей и разумом и презирающее человеческий мир. Для совершенствования мыслей и поступков Сверхчеловек уходит в горы, где в одиночестве постигает суть жизни.
Слайд 5

Заратустра Предтечей Сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии

Заратустра

Предтечей Сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма

Заратустру, который и становится главным героем книги. Ницше верит, что каждый, кто хочет приблизиться к идеалу, должен изменить мировоззрение и понять, что мир людей достоин только презрения «И многие, кто отвернулись от жизни, отвернулись только от отребья: они не хотели делить с отребьем ни источника, ни пламени, ни плода» («Так говорил Заратустра», глава «О людском отребье»). Отдалившись от мира, он сосредоточивается на своих мыслях и стремлении к совершенству.
В «Антихристе» Ницше убеждает читателя в том, что нужно воспитывать силу воли и перестать сострадать слабым. Пытаясь противопоставить эту идею религиозной проповеди жалости и слабости.
Слайд 6

Этапы трансформации Дух человека, стремящегося к идеалу, по мнению Ницше, проходит

Этапы трансформации

Дух человека, стремящегося к идеалу, по мнению Ницше, проходит этапы трансформации:
«верблюд»,

тянущий за собой груз традиций, правил, культурных штампов;
«лев», отрицающий в себе «верблюда» и отказывающийся от всего, что не позволяет ему возвыситься над толпой;
«ребенок» - чистый лист, открытый для нового и готовый самостоятельно управлять своей жизнью и создавать законы бытия;
Слайд 7

Ницше убежден, что человек – это «болезнь Земли», в нем заложено

Ницше убежден, что человек – это «болезнь Земли», в нем заложено

нечто ошибочное и неправильное. Поэтому рождается Сверхчеловек, который воплощает человеческий идеал, дает смысл жизни и побеждает бытие. Честность перед собой - одна из основных характеристик Сверхчеловека. Главная проблема человека заключается в слабости духа (это отвага, свобода, выносливость и утверждение своей воли). Человек должен стремиться к жизни, а не к удовольствиям или утешению в религии. Жизнь, в свою очередь, является волей к власти, а борьба проявляется в битве за превосходство, становление нового, идеального человека. «Человек — это канат, протянутый между животными и Сверхчеловеком». Воля к власти формирует стремление стать выше и лучше других, возвыситься за счет ума и таланта, и властвовать над ничтожной толпой. Воля к власти заставляет в борьбе доказывать превосходство, однако - это не естественный отбор, во время которого выживают приспособленцы (хитрые и подлые), а триумф железной воли и разума.
Слайд 8

Основные черты сверхчеловека 1. Личность, самостоятельно управляющая своей судьбой. «Аристократ духа»,

Основные черты сверхчеловека

1. Личность, самостоятельно управляющая своей судьбой. «Аристократ духа», человек,

возвышающийся над серой массой. «Жизнь – это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены».
2. Он стоит над понятиями добра и зла, самостоятельно определяя моральные правила. Сверхчеловек преодолевает все мелочное и прорывается к вершине человеческого духа: «навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде». Жизнь проходит в постоянной борьбе и надо с мужеством смотреть в лицо смерти.
3. Цель жизни – в поиске истины, творческом и созидательном труде, преодолении себя. На это способны только избранные, те, кто наделен «волей к мощи». Ницше призывает истребить «тварь внутри человека» и созидать в себе творца.
Слайд 9

По мнению Ницше, люди делятся на слабых и сильных. Сильные ценят

По мнению Ницше, люди делятся на слабых и сильных. Сильные ценят достоинство, несгибаемую волю и

энергию в достижении целей. Слабые стремятся к состраданию, альтруизму, мягкосердечию. Было время, когда Хозяева правили миром, но потом их победили рабы, которых было намного больше, и навязали свою мораль. Ницше верил, что признанные ценности таковыми не являются, он ставил себя «по ту сторону добра и зла», стремился создать новую мораль.
Слайд 10

Ницше настаивает на том, что истинная справедливость заключается в том, что

Ницше настаивает на том, что истинная справедливость заключается в том, что

каждый имеет столько, сколько заслуживает. Изменяя качество самого понятия, которое исключается из системы ценностей, автор вступает в логические игры с читателем и, возможно, с сами собой. Ложным, по Ницше, является и понятие альтруизма, понятие полезности. Уважения и поклонения достойны только лучшие, а альтруизм – это эгоизм слабого, милосердие – пустая трата времени и сил. Господствующая мораль не учитывает природных инстинктов человека и заставляет его идти против природы, культивируя посредственность, разрушает единственную ценность бытия – жизнь: «Вокруг творцов новых ценностей вертится мир; он вращается неслышно».