Теория идей Платона. Значение платонизма для развития математического естествознания Нового времени

Содержание

Слайд 2

Краткая биография: ок. 408-407 гг. до н.э. - знакомство с Сократом

Краткая биография:

ок. 408-407 гг. до н.э. - знакомство с Сократом
404-403 гг.

до н.э. - вовлечение в политическую жизнь.
399 г. - путешествие в Мегару, знакомство с Евклидом.
388 г. - путешествие в Италию, знакомство с пифагорейцами, в частности, с Архитом;
Поездка на Сицилию, в Сиракузы по приглашению тирана Дионисия I.
ок. 387-386 гг. - возвращение в Афины; основание Академии (впервые упомянуто в диалоге "Менон").
367 г., 361 г. - поездки на Сицилию по приглашению тирана Дионисия II.
360 г. - возвращение в Афины, деятельность в Академии.

Платон (Аристокл)
(428-427 гг. до н.э. - 347 г. до н.э., о. Эгина, Афины)

Слайд 3

Сочинения Платона: 1. Евтифрон, Апология Сократа, Критон, Федон. 2. Кратил, Теэтет,

Сочинения Платона:

1. Евтифрон, Апология Сократа, Критон, Федон.
2. Кратил, Теэтет, Софист, Политик.
3.

Парменид, Филеб, Пир, Федр.
4. Алкивиад I, Алкивиад II, Гиппарх, Любовники (Соперники).
5. Феаг, Хармид, Лахет, Лисид.
6. Евтидем, Протагор, Горгий, Менон.
7. Гиппий Меньший, Гиппий Больший, Ион, Менексен.
8. Клитофонт, Государство, Тимей, Критий.
9. Минос, Законы, Эпиномид, Письма.
Слайд 4

Диалог “Федон” повест­вование о послед­них часах Сокра­та перед смер­тью, его беседе

Диалог “Федон”

повест­вование о послед­них часах Сокра­та перед смер­тью, его беседе с

уче­ни­ка­ми и смер­ти фило­со­фа.
Собеседники:
Сократ
Эхе­крат
Федон
Кебет
Сим­мий
Аполлодор
Критон

Ж. Л. Давид “Смерть Сократа” (1787)

Слайд 5

Теория идей и ее гносеологические источники Эйдос (греч. εἶδος, лат forma,

Теория идей и ее гносеологические источники

Эйдос (греч. εἶδος, лат forma,

этимологическая тождественность русскому «вид»); у Платона – синоним термина “идея”, трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны, объект достоверного научного знания.
Теория познания (гносеология, эпистемология) – раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности.
* Идеи - сущность вещей; познаются душой, свободной от чувственного.
“Когда [душа] ведет иссле­до­ва­ние сама по себе, она направ­ля­ет­ся туда, где все чисто, веч­но, бес­смерт­но и неиз­мен­но, и так как она близ­ка и срод­ни все­му это­му, как толь­ко оста­ет­ся наедине с собою и не встре­ча­ет пре­пят­ст­вий <...> Это ее состо­я­ние мы назы­ваем разу­ме­ни­ем” (79d).
Слайд 6

Взаимопереход противоположностей как аргумент в доказательстве бессмертия души (70-72, 75cd, 77cd,

Взаимопереход противоположностей как аргумент в доказательстве бессмертия души (70-72, 75cd, 77cd,

95)

противоположности (например, сон и бодрствование, жизнь и смерть);
все возникает противоположное из противоположного (большее из меньшего, слабое из сильного, скорое из медленного, справедливое из несправедливого, живое из мертвого (и наоборот);
промежуточное - два перехода от одной противоположности к другой (и наоборот) (рост и убывание, охлаждение и нагревание, засыпание и пробуждение, умирание и оживание);
равновесие противоположностей и переходов -> дальнейшие возникновения;
т.о. душа суще­ст­вует после смер­ти, т.к. ей пред­сто­ит “родить­ся” сно­ва (77cd).

Слайд 7

II. Душа и тело (64-69, 79). Душа как эйдос жизни (78b-82,

II. Душа и тело (64-69, 79). Душа как эйдос жизни

(78b-82, 96-107)

дуалистическое понимание души и тела;
два вида сущего - зримое и безвидное;
безвидное - неизменно, зримое - непрерывно изменяется;
в человеке: тело - зримое, изменяющиеся, душа - безвидное, неизменное;
душа проникается телесным через общение и заботы о нем, т.о. душа тяжелеет;
смерть - отделение души от тела; “быть мертвым” - тело, отделенное от души существует само по себе (аналогично - душа).

Слайд 8

рекомендуется забота о состоянии души, а не тела (отказ от удовольствий

рекомендуется забота о состоянии души, а не тела (отказ от удовольствий

и т.д., стремление остаться наедине с душой);
тело препятствует способности мышления: телесные чувства, в частности зрение и слух обманчивы;
в размышлении душе раскрывается истина.
“Ибо если, не рас­став­шись с телом, невоз­мож­но достичь чисто­го зна­ния, то одно из двух: или зна­ние вооб­ще недо­сти­жи­мо, или же дости­жи­мо толь­ко после смер­ти” (66e).
Слайд 9

III. Взаимоотношение ума (мышления) и чувственного познания. Роль воображения в познании

III. Взаимоотношение ума (мышления) и чувственного познания. Роль воображения в познании

(73cde, 74). Знание как припоминание (73-76). Истина как соответствие идее (66ab, 100a)

знание возникает через увиденное / услышанное / воспринятое ->
чувственное познание вещей - неполноценно;
изучение мира чувственного бытия мешает познанию бытия истинного, незримого, неизменного, вечно пребывающего;
человек в силах примыслить нечто иное (вспомнить то, о чем мыслит) (например, при виде музыкального инструмента человек припоминает его владельца 73cde, 74);

Слайд 10

припоминание вызывается сходством и несоходством, равенством и неравенством вещей (74bcd-75) (например,

припоминание вызывается сходством и несоходством, равенством и неравенством вещей (74bcd-75) (например,

два камня кажутся одному человеку равными, другому нет);
существует понимание вещей в абсолютном совершенном смысле: если нельзя все познать чувственно, то источник познания существует внутри человека (понятие равного, квадратного, круглого и т.д.);
условие извлечения истины из души - факт наличия истины в душе;
все, что человек припоминает - знал в прошлом - > душа существовала, прежде чем родиться в человеческом образе (душа бессмертна);
знания не теряются при переходе из состояний (жизнь / смерть).
Слайд 11

“ самым без­уко­риз­нен­ным обра­зом раз­ре­шит эту зада­чу [истинное познание вещей] тот,

“<...> самым без­уко­риз­нен­ным обра­зом раз­ре­шит эту зада­чу [истинное познание вещей] тот,

кто под­хо­дит к каж­дой вещи сред­ства­ми одной лишь мыс­ли (насколь­ко это воз­мож­но), не при­вле­кая в ходе раз­мыш­ле­ния ни зре­ния, ни ино­го како­го чув­ства и ни еди­но­го из них не беря в спут­ни­ки рас­суд­ку, кто пыта­ет­ся уло­вить любую из сто­рон бытия самое по себе, во всей ее чисто­те, воору­жен­ный лишь мыс­лью самой по себе, тоже вполне чистой, и отре­шив­шись как мож­но пол­нее от соб­ст­вен­ных глаз, ушей и, вооб­ще гово­ря, от все­го сво­его тела, ибо оно сму­ща­ет душу вся­кий раз, как они дей­ст­ву­ют сов­мест­но, и не дает ей обре­сти исти­ну и разу­ме­ние” (65e-66a).
Слайд 12

Заключение Значение платонизма для развития математического естествознания Нового времени Проблема обоснования

Заключение

Значение платонизма для развития математического естествознания Нового времени
Проблема обоснования математики и

научного знания в целом;
Проработка нового средства познания: отказ от чувственного созерцания природы в пользу “мира чистых идей” (переход метода в естествознание);
Рассуждения Платона строятся по способу: принять определенное допущение — гипотезу и проследить, какие утверждения следуют из нее (гипотетико-дедуктивный метод);
Платон логически отработал метод доказательства -> возникновение науки как строго доказательного, систематического знания.