Содержание
- 2. Цивилизация Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения
- 3. Появление термина Попытку установить время появления термина одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В
- 4. Однако данная книга увидела свет уже после смерти автора и к тому же не в изначальном
- 5. Французский лингвист Эмиль Бенвенист также отдал пальму первенства в использовании термина маркизу де Мирабо и вслед
- 6. Такую же эволюцию (от юридического значения к социальному) слово проходило и в Англии, однако там в
- 7. Цивилизация как стадия общественного развития Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней
- 8. Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли,
- 9. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю Изучение локальных цивилизаций В XIX веке европейские историки, получив
- 10. Впервые термин локальная цивилизация появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (1844).
- 11. Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического самосознания удалось русскому социологу Николаю Яковлевич Данилевскому,
- 12. Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера
- 13. Освальд Шпенглер
- 14. Развёртывание цивилизации во времени (по Б. Н. Кузыку, Ю. Б. Яковцу)
- 15. Концепции Данилевского, Шпенглера и Тойнби были неоднозначно встречены научным сообществом. Хотя их труды и считаются фундаментальными
- 17. Скачать презентацию
Цивилизация
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма
Цивилизация
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма
Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века, но с ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации»
Появление термина
Попытку установить время появления термина одним из первых предпринял французский
Появление термина
Попытку установить время появления термина одним из первых предпринял французский
Однако данная книга увидела свет уже после смерти автора и к
Однако данная книга увидела свет уже после смерти автора и к
Швейцарский историк культуры Жан Старобинский в своём исследовании не упоминает ни Буланже, ни Гольбаха. По его мнению, авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества» (1757).
Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социально-культурного значения (как стадии культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение — судебное решение, которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских — которое со временем было утрачено.
Французский лингвист Эмиль Бенвенист также отдал пальму первенства в использовании термина
Французский лингвист Эмиль Бенвенист также отдал пальму первенства в использовании термина
Такую же эволюцию (от юридического значения к социальному) слово проходило и
Такую же эволюцию (от юридического значения к социальному) слово проходило и
И хотя Бенвенист оставил открытым вопрос об авторстве термина, о возможном заимствовании Фергюсоном понятия из французского лексикона или из ранних трудов его коллег, именно шотландский учёный впервые использовал понятие «цивилизация» в теоретической периодизации мировой истории, где противопоставил его дикости и варварству. С этого времени судьба данного термина тесно переплелась с развитием историософской мысли в Европе.
Цивилизация как стадия общественного развития
Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью
Цивилизация как стадия общественного развития
Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью
Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными.
Льюис Морган
Фридрих Энгельс
Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремёсел, классовое
Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремёсел, классовое
Система экономических отношений, основанная на разделении труда — горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).
Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.
Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.
Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.
Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю
Изучение локальных цивилизаций
В XIX
Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю
Изучение локальных цивилизаций
В XIX
Впервые слово цивилизация было использовано в двух значениях в книге французского писателя и историка Пьера Симона Балланша (en) «Старик и юноша» (1820). Позже такое же его употребление встречается в книге востоковедов Эжена Бюрнуфа (en) и Кристиана Лассена.(en) «Очерк о пали» (1826), в работах известного путешественника и исследователя Александра фон Гумбольдта и ряда других мыслителей Использованию второго значения слова цивилизация поспособствовал французский историк Франсуа Гизо, который неоднократно использовал термин в множественном числе, но тем не менее оставался верен линейно-стадиальной схеме исторического развития
Впервые термин локальная цивилизация появился в работе французского философа Шарля Ренувье
Впервые термин локальная цивилизация появился в работе французского философа Шарля Ренувье
Шарль Ренувье
Жозеф Гобино
Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического самосознания удалось
Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического самосознания удалось
Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого
Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого
Освальд Шпенглер
Освальд Шпенглер
Развёртывание цивилизации во времени (по Б. Н. Кузыку, Ю. Б. Яковцу)
Развёртывание цивилизации во времени (по Б. Н. Кузыку, Ю. Б. Яковцу)
Концепции Данилевского, Шпенглера и Тойнби были неоднозначно встречены научным сообществом. Хотя
Концепции Данилевского, Шпенглера и Тойнби были неоднозначно встречены научным сообществом. Хотя