Выход в поле

Содержание

Слайд 2

Перед полем Антропология — мультидисциплинарная область науки и образования, которая предполагает

Перед полем

Антропология — мультидисциплинарная область науки и образования, которая предполагает изучение

всех аспектов человечества — археологического, биологического, лингвистического и социокультурного
Поле вокруг нас (армия, город, соседи, университет)
Подготовка к полю: формулируем цель/гипотезу, читаем литературу, ищем контакты на месте
Слайд 3

В поле Несоответствие ожидаемого реалиям (шаманские ритуалы, взаимодействие инспекторов заповедника с

В поле

Несоответствие ожидаемого реалиям (шаманские ритуалы, взаимодействие инспекторов заповедника с браконьерами,

желание пробыть как можно дольше на одном месте) и изменение маршрутов
Включенное наблюдение (+ другие методы и источники; Важнейшие задачи: предотвращение дефрагментации и деконтекстуализации)
Город (+Вал) = увеличение числа антропологов, которые никогда не были дома у своих информантов
Проблема облечения мыслей в слова и проблема человеческой памяти (пример с опросом норвежцев о новостной передаче на ТВ)
Слайд 4

Нарушение норм/правил / провокации в поле Осознанный или нет – этот

Нарушение норм/правил / провокации в поле

Осознанный или нет – этот способ

часто может стать самым кратким путем к пониманию этих самых норм/правил
Это может быть и мягкая провокация в виде обычного незнания и желания научиться чему-нибудь + emic and etic (попробуйте объяснить, как научиться ездить на велосипеде, как обтесывать камень для плиток для покрытия крыш в Арвье или как плести узду из сыромятных ремней)
Слайд 5

Проблемы понимания культуры и этика

Проблемы понимания культуры и этика

Слайд 6

Слайд 7

Техника многорядного плетения из кожи Колл. МАЭ 3974

Техника многорядного плетения из кожи

Колл. МАЭ 3974

Слайд 8

Использование техники сложного плетения в культуре телеутов

Использование техники сложного плетения в культуре телеутов

Слайд 9

«Предпоследний» хранитель телеутского секрета, шорец Е.В. Шайчаков

«Предпоследний» хранитель телеутского секрета, шорец Е.В. Шайчаков

Слайд 10

Все очень просто…

Все очень просто…

Слайд 11

… и вместе с тем сложно. Где подробнее прочитать: Функ Д.

… и вместе с тем сложно.

Где подробнее прочитать:
Функ Д. Техника плетения

из кожи у телеутов. СПб., 1992.
И в чем же этический вопрос?
Проблема публикации, или кому принадлежит аборигенное знание?
См.: Drahos, Peter. Intellectual Property, Indigenous People and their Knowledge. Cambridge; Cambridge Univ. Press, 2014. xii, 247 pp.
Слайд 12

Еще больше сложностей Этноцентризм исследователя (Reddy 1992, датская деревня) Слепота к

Еще больше сложностей

Этноцентризм исследователя (Reddy 1992, датская деревня)
Слепота к привычному или

невнимание к ожидаемому (исследователь в своем поле, два примера с эпосом)
Незнание языка (пример с Диосеги; варианты при работе с разным материалом; много вербального и мало наблюдений – во всех соц.исследованиях; пример Балзер у хантов и Барли у камерунских довайо)
Слайд 13

Еще один уровень выхода на эмическое знание

Еще один уровень выхода на эмическое знание

Слайд 14

Radloff W. Die Sprachen der türkischen Stämme Süd-Sibiriens. Bd.1: Die Dialekte

Radloff W.
Die Sprachen der türkischen Stämme Süd-Sibiriens. Bd.1: Die Dialekte

des eigentlichen Altai: der Altajer u. Teleuten, Lebed-Tataren, Schoren und Sojonen. St.-Pbg.: Akademie der Wissenschaften, 1866

Первое академическое издание эпоса тюрков Саяно-Алтая

Слайд 15

Шорский фольклор. Записи, перевод, вступительная статья и примечания Н.П. Дыренковой. М.;

Шорский фольклор. Записи, перевод, вступительная статья и примечания Н.П. Дыренковой. М.;

Л.: издание АН СССР, 1940.

Академическое издание шорского эпоса в 1940 г.

Слайд 16

Первая попытка «адекватного» издания эпоса шорцев/хакасов Qáj: Тирада 26 Описание битвы.

Первая попытка «адекватного» издания эпоса шорцев/хакасов

Qáj: Тирада 26
Описание битвы. Богатыри бьются,

"будто твердое дерево о дерево ударяется", так что "птицы, гнезда имеющие, гнезда теряют".
(Поется в течение примерно 3 минут)
Прозиметрический пересказ (передан в книге в 103 стихотворных строках):
Кан Перген [из черного тумана] шагом вышел.
Выйти он не успел,
Богатырь, рост которого с горой сравнится,
Подбежав, Кан Пергена схватил.
Будто мягкая кожа, мнутся,
Будто сырая кожа, вьются.
[Кан Перген] слышит:
Кара Кат крик
Эту землю раскалывает!
Оторвет она от земли силача — ударит,
Подбежав к другому, другого бьет.
Времени мало ли, много прошло.
Кан Перген и Кара Кат
Богатыря за богатырем били и били.

А.И. Чудояков (запись и перевод) & В.М. Гацак (ответственный ред. тома)
Шорские героические сказания. М.; Новосибирск: Наука, 1998. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т.17)

Слайд 17

Формулировка проблемы «Некоторые пропетые тексты не поддаются расшифровке — всё подчинено

Формулировка проблемы

«Некоторые пропетые тексты не поддаются расшифровке — всё подчинено ритмообразованию

и напеву, слова произносятся усечёнными, искажёнными, подчас не сочетаются между собой, изобилуют односложные слова типа дей, ди, до, пир и т.д. »
(Чудояков 1998: 30)

Поющуюся часть принципиально невозможно расшифровать?
Может ли это быть „тайным языком духов“?

Слайд 18

Эксперимент с вариантами исполнения эпоса „Сорокагрудая Кыдай-Арыг“ 1. В стиле кай 2. В прозиметрической форме

Эксперимент с вариантами исполнения эпоса „Сорокагрудая Кыдай-Арыг“

1. В стиле кай

2.

В прозиметрической форме
Слайд 19

Ключ к дешифровке?

Ключ к дешифровке?

Слайд 20

Где об этом прочитать подробнее? Функ Д.А. О чем поёт сказитель?

Где об этом прочитать подробнее?
Функ Д.А. О чем поёт сказитель? Проблемы

фиксации и публикации героического эпоса тюрков Южной Сибири // Антропология социальных перемен: сб. ст. / Отв. ред. Э.Гучинова, Г. Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 171–179.
А в чем заключается этический вопрос?
Слайд 21

Еще больше этических вопросов Что можно или нельзя публиковать? (списки информантов, книга Данилина, пароходы Липского)

Еще больше этических вопросов

Что можно или нельзя публиковать? (списки информантов, книга

Данилина, пароходы Липского)
Слайд 22

Слайд 23

И еще вопросы Кому принадлежат записанные материалы? (абориг.знание и архивы) Под

И еще вопросы

Кому принадлежат записанные материалы? (абориг.знание и архивы)
Под чьим авторством

публиковать?
Кому принадлежат собранные предметы?
Можно ли / нужно ли изымать вещи из живой культуры? (этика и новые технологии)
В чем заключается ответственность этнографа перед изучаемыми сообществами?
Слайд 24

А есть ли правила поведения? Научить работать в поле нельзя. «Никакой

А есть ли правила поведения?

Научить работать в поле нельзя. «Никакой кодекс

или набор руководящих принципов не может предположить уникальные обстоятельства или конкретные действия в определенных ситуациях. Каждый антрополог должен стремиться делать тщательно обдуманный этический выбор и уметь разъяснить факты и проблемы, на которых этот выбор основан.» Из кодекса ААА
A. Ответственность за людей и животных, с которыми работают антропологи и чьи жизни и культуры они изучают
B. Ответственность перед исследованиями и наукой
C. Ответственность перед общественностью
КОДЕКС ЭТИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ. Июнь 1998 г.