Западная философия XIX века

Содержание

Слайд 2

Позитивизм - направление, отрицающее познавательную ценность философии Философское направление выступало за

Позитивизм - направление, отрицающее познавательную ценность философии

Философское направление выступало за то,

чтобы философия:
Опиралась только на достоверное научное знание
Исследовала лишь факты, а не их внутреннюю сущность
Опиралась на научный метод в исследованиях

Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, основоположник позитивизма.

О.Конт: «Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой».

Слайд 3

У истоков философии жизни находится Артур Шопенгауэр. В своей работе «Мир

У истоков философии жизни находится Артур Шопенгауэр. В своей работе

«Мир как воля и представление» он писал, что мир неразумен, неупорядочен, нелогичен. Им управляет неразумная слепая воля. Человеком правит не разум, а воля, стремящаяся к удовлетворению желаний. Так как не все желания можно удовлетворить, человеку суждено постоянно страдать.
Два пути облегчения человеческих страданий – искусство и философия. 

Философия жизни

Артур Шопенгауэр
1788-1860
немецкий философ

Философия жизни Фридриха Ницше:
Жизнь нельзя понять разумом, её можно лишь переживать. Наиболее ярко она проявляет себя в человеческих страстях, желаниях, экстазе, «воле к власти», инстинкте самосохранения, творчестве.
Человечество отказывается от свободной жизни, предпочитая безопасность, стадность, подчинение лидерам и лицемерную мораль. Необходимо отказаться от ложных норм и реализовать свою «волю к власти», т.е. начать жить полной жизнью. В этом – путь к человеку будущего – «сверхчеловеку». 

Фридрих Ницше
1844-1900
немецкий философ

Слайд 4

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя

в жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля.
Ницше выделяет несколько видов воли человека:
· "воля к жизни";
· воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
· неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
· "воля к власти".
Слайд 5

Западная философия ХХ в. Человечество пережило в новейшей истории две мировые

Западная философия ХХ в.
Человечество пережило в новейшей истории две мировые войны,

изменившие мировоззрение современного человека

Горе и страдания, принесённые этими войнами, заставили осознать хрупкость привычного мира, по-новому поставили вопрос о предназначении и судьбах человечества

Пошатнулась вера в неодолимость прогресса, стало очевидным, что прогресс в одной области сопровождается регрессом в других областях

Слайд 6

Экзистенциализм (от лат. existential – существование) - философское течение XX века,

Экзистенциализм (от лат. existential – существование) - философское течение XX века,

сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами, на первый план выдвигающее абсолютную уникальность человека, творящего самого себя в ежесекундном свободном выборе

Огюст Роден «Мыслитель» 

Основная проблема экзистенциализма - проблема личного выбора человека в состоянии духовного кризиса.
«Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?»

Представители:
Мартин Хайдеггер 1889-1976 - немецкий философ
Жан Поль Сартр 1905-1980 - французский философ
Альбер Камю 1913-1960 - французский философ 

Основные идеи экзистенциализма:
Человек может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отречения от себя как от уникальной личности.
Свобода – тяжкое бремя, поскольку подразумевает личную ответственность за каждый поступок.
Человек сам творит себя и свою жизнь – он есть то, как он поступает. 

Слайд 7

«Man» М.Хайдеггера Man Бездумная шаблонная жизнь – всё как у всех,

«Man» М.Хайдеггера

Man

Бездумная шаблонная жизнь – всё как у всех, бездумное

поглощение духовных ценностей, - типичное стадное, животное существование

Существование аморальное, поскольку не отвечает подлинно человеческому назначению

М.Хайдеггер ввёл понятие «Man», «безличного». С помощью частицы Man в немецком языке строятся безличные предложения, типа «светает» или «смеркается». У Хайдеггера Man является особым, безличным способом существования, в котором живёт большинство людей: они читают то, что читают другие, говорят то, что говорят все, поступают так, как поступают все. Все живут как все, никто не хочет проявить своё лицо, решиться на свой оригинальный поступок, проявить своё Я. Man – это стадное существование.

Слайд 8

Иллюстрация к смыслу бытия М.Хайдеггера У французского драматурга Э.Ионеско есть пьеса

Иллюстрация к смыслу бытия М.Хайдеггера

У французского драматурга Э.Ионеско есть пьеса

«Носороги», в которой один человек в маленьком городке вдруг превратился в носорога, и бегает себе по улицам. Многим это понравилось и вот мало-помалу все жители один за другим стали превращаться в носорогов. Не нашлось ни одного, который бы сказал: А я не хочу быть носорогом! Я не хочу быть таким, как все! Я хочу жить своей жизнью!
Эжен Ионеско имел в виду любую мракобесную идеологию, которая через ежедневную агитацию и пропаганду постепенно захватывает и подчиняет себе всех людей. У них нет сил сопротивляться внешнему давлению, потому что у них нет внутреннего духовного стержня, который формируется под влиянием усилий самому определять свою жизнь, самому решать все важные жизненные проблемы. Вот человек и становится носорогом, или послушным роботом, или мыслящей машиной

Сцена из спектакля «Носороги»

Слайд 9

Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII – XIX вв.) Характерные особенности

Немецкая классическая философия
(вторая половина XVIII – XIX вв.)

Характерные особенности немецкой классической

философии: 1. Энциклопедичность – всесторонность охвата предмета исследования 2. Исследование возможностей человеческого разума
3. Разработка целостной концепции диалектики
Рассмотрение проблем морали, нравственности
Человек – высший предмет философии, ценность и цель общества
Идеалистический характер (кроме творчества Л.Фейербаха )  
Основоположник немецкой классической философии - Иммануил Кант профессор Кенигсбергского университета
Представители:
Иммануил Кант (1724-1804),Иоган Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельман Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)
Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование.
Слайд 10

Кант Идея познавательной активности субъекта, уделяет основное значение теории познания и

Кант

Идея познавательной активности субъекта, уделяет основное значение теории познания и этике
Сформулировал

нравственный закон, основанный на долге, названный «категорический императив. Смысл категорического императива И.Канта: поступай по отношению к другим так, как: поступает добродетельный человек, главным в людях является нравственность.

Основное содержание учения

Гегель

Сформулировал основные понятия и законы диалектики – учения о развитии и изменении. Главным в людях является логичность

Фейербах

Главное в человеке – это разум, а в мире и его познании – развитие

Шеллинг

Идеи единства мира, тождества субъекта и объекта

Идея исторической закономерности

Гердер

Фихте

главным в людях является активность и разумность

Иоганн Готлиб Фихте: «Философия учит нас все отыскивать в Я.
Впервые через Я входит порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу»

Слайд 11

И.Кант: «Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном

И.Кант: «Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном

воспитании и жестком следовании моральному закону».

Учение о нравственности. «Критика практического разума» (1781)
Главное назначение – руководить поступками человека. Первенство практического разума над теоретическим. Знание имеет ценность только тогда, когда оно помогает стать человеку человечнее, реализовать идею добра. Движущая сила не мышление, а воля. 

Немецкий философ Иммануил Кант был деканом факультета и дважды избирался ректором Кенигсбергского университета. Образ жизни Канта это целая наука, при этом удивительно оригинальная и поучительная. Спать он ложился ровно в 9 вечера. Подъем в 5 утра. Чашка слабо заваренного чая «без ничего». После чая выкуривалась одна трубка в сутки!., и не более. Ел он только 1 раз в сутки по принципу: садиться за еду нужно только очень сильно проголодавшись и набрасываться на пищу надобно с жадностью голодного волка; лишь тогда возможно хорошее усвоение пищи. Обед только в кругу остроумных друзей на 6 персон! Непременны за обедам: немного сухого вина, свежевыловленная треска, шутливые рассказы, анекдоты, непременно шутки, смех... Неостроумные больше не приглашаются!

Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком Кант, благодаря мудрому образу жизни, прожил долгую и духовно удивительно богатую жизнь. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние, все совершалось в определенный час, и жители Кёнигсберга шутили, что по времени выхода Канта на прогулку можно сверять часы, настолько он был точен. 

И.Кант (1724 - 1804) 

Слайд 12

И. Кант считал, что все поступки человека можно условно разделить на

И. Кант считал, что все поступки человека можно условно разделить

на моральные и легальные (законные)
Если ты спасаешь тонущего человека, зная, что он богат и отблагодарит тебя,- это легальный поступок.
Если ты одолжи кому-либо сумму денег, тебе не жаль, ты додаешь, что сегодня ты ему помог, а завтра - он тебе,- это тоже легальный поступок.
Но если ты спас тонущего, не зная, кто это, но ты не мог его не спасти, - это моральный поступок, совершенный вопреки естественной склонности человека, т.е. против самого себя: пусть мне будет плохо, но я не могу ему не помочь, не думаю о выгоде и последствиях.
Из рассуждений о поступках моральных и легальных Кант выводит категорию долга: только выполняя свой долг, человек остается свободным. Выполняя долг, я могу пойти против законов природы, против самого себя, но выше законов природы - законы свободы.
Слайд 13

В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора,

В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство

спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. 
В другом значении диалектика — философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий.
Законы диалектики раскрывают содержание принципа развития. Законы диалектики обладают высшей степенью общности: они проявляются в природе, обществе и в процессе познания.

Основатель античной диалектики  - древнегреческий философ Гераклит
Законы диалектики впервые сформулировал  Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Один из основных принципов диалектики - Принцип развития

Слайд 14

1. Закон единства и борьбы противоположностей показывает источник, движущую силу процесса

1. Закон единства и борьбы противоположностей показывает источник, движущую силу процесса

развития — это противоречия. Развитие есть там, где есть противоречие и его разрешение. Борьба противоположностей создает внутренний импульс к развитию, ведет к развертыванию противоречий, в процессе исчезает старое и возникает новое.
Виды противоречий 
- живые организмы - ассимиляция и диссимиляция; изменчивость и наследственность;
- движение планет – притяжение и отталкивание;
- философия – материализм и идеализм;
- мышление – забывание и запоминание
- атом – положительное ядро и отрицательные электроны
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений описывает механизм процесса развития — это чередование в материальных процессах количественных и качественных преобразований.
Примеры проявления закона
1. Вода t<00 C˚ – мера льда. При t от 00 C˚ до 1000 C˚ вода является жидкостью. Водяной пар при температуре от 1000 C˚ до 5500 C˚ разлагается на водород и кислород. При t 36000 C˚ происходит новый скачок – продукты разложения утрачивают свою химическую индивидуальность и переходят в новое качественное состояние – плазму - четвертое агрегатное состояние вещества.
2. Д. И.Менделеев открыл фундаментальный для химии закон, согласно которому свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от их атомных весов. Этот закон служит прекрасной иллюстрацией закона перехода количественных изменений в качественные.