Зарождение философской мысли (древнеиндийская и древнекитайская философия)

Содержание

Слайд 2

План Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада Различия философии Запада

План

Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Различия философии Запада и

Востока и особенности древневосточной философии
Древнеиндийская философия
Древнекитайская философия
Слайд 3

Требования к знаниям, умениям и навыкам Знания Общие закономерности развития философии

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Знания
Общие закономерности развития философии Востока

и Запада
Философия Древней Индии и ее главные философско-религиозные направления
Философия Древнего Китая и ее основные школы
Персоналии и терминология философии Индии и Китая
Умения и навыки
Давать сравнительную характеристику философии Востока и Запада
Выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада
Выявлять различие философских концепций Востока.
Слайд 4

Содержание Зарождение философской мысли Ключевые понятия Учебный материал Вопросы для самопроверки Рекомендуемая литература

Содержание
Зарождение философской мысли

Ключевые понятия
Учебный материал
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Слайд 5

Ключевые понятия Зарождение философской мысли Атман Брахман Будда Веды Даосизм Дхаммапада

Ключевые понятия
Зарождение философской мысли

Атман
Брахман
Будда
Веды
Даосизм
Дхаммапада
Индуизм
«И-Цзин» («Книга перемен»)
Конфуцианство
Легизм
Нирвана
Пракрити
Пуруша
Упанишады

Слайд 6

Учебный материал Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада Мифология как

Учебный материал
Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада

Мифология как ранняя форма

общественного сознания
является основой для зарождения и западной, и восточной философии;
Мифологическое сознание синкретично, с одной стороны, но ставит и ряд собственно философских вопросов о зарождении и развитии мира, жизни и смерти, с другой.

Философия
Зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства: Древняя Индия – I тыс. до н.э., Китай – VI-Vв.в. до н.э., Греция – VII-VIвв.

Слайд 7

Учебный материал Сходства и различия философии Запада и Востока Различия философии

Учебный материал
Сходства и различия философии Запада и Востока

Различия философии
Запада

и Востока
Восточная философия сконцентрировалась на рассмотрении проблемы человека с точки зрения практики, западная философия многопроблемна и обращается к человеку, предлагая общие принципы бытия и познания
Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, Западная философия более привержена научной методологии, иногда сильна атеистическая тенденция ( Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар…)

Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Философия и Запада и Востока обращены к общечеловеческим ценностям (добро и зло, справедливость и несправедливость, счастья и страдания и др.)
Осмысление космологических проблем и личностного бытия человека
Методологическая значимость (свойственно стремление к научному поиску истинного знания).

Слайд 8

Учебный материал Древнеиндийская философия ВЕДЫ Первые священные книги – Веды (санскр.

Учебный материал
Древнеиндийская философия

ВЕДЫ
Первые священные книги – Веды (санскр. Знание):(Ригведа,Самаведа, Яджурведа,Атхарваведа) созданы

племенами арийцев, пришедших из Средней Азии, Ирана и Поволжья в XVI в. до н.э..

УПАНИШАДЫ
Философские комментарии к Ведам – Упанишады, согласно которым высшая объективная реальность- Брахма, единство целостной духовной субстанции – Брахман, индивидуальная душа – Атман, бессмертие, перерождение души согласно закону воздаяния – карма.

Слайд 9

Учебный материал Древнеиндийская философия Ведическая литература содержит знания из области земледелия,

Учебный материал
Древнеиндийская философия

Ведическая литература содержит знания из области земледелия, медицины, астрономии,

ремесла, военной техники.
Ведическая религия политеистична.
Традиционно все индийские школы делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Различие между ними заключалось в том, что ортодоксальные школы признавали авторитет вед, а неортодоксальные его не признают.
К основным ортодоксальным школам относятся: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Веданта, Миманса. К неортодоксальным школам относятся: школа Чарвака-Локаята, Джайнизм и Буддизм.
Все школы существовали параллельно.
Слайд 10

Санкхья (VII—VI вв. до н. э.) основные положения исходят из Вед

Санкхья (VII—VI вв. до н. э.) основные положения исходят из Вед

и Упанишад. Утверждается существование двух исходных видов реальности, т.е. первоначал: пракрити и пуруши. Пуруша – это идеальное начало, дух, чистое сознание, высшее «Я», он вечен (не сотворим и не уничтожим) и пассивен. Пракрити – это «не-Я», материальная субстанция, она вечна (не сотворима и не уничтожима), активна.
Брахманизм возникает в начале I тыс., освящая общественное неравенство (страдания людей несущественны, так как мир явлений – иллюзия, единственная реальность – мировой дух)
Джайнизм (VI в. до н.э.) –тоже поставил под сомнение ведические ценности.

Учебный материал
Древнеиндийская философия

Слайд 11

Учебный материал Буддизм Начало распространения – V в.до.н.э. в Индии, Китае,

Учебный материал
Буддизм

Начало распространения – V в.до.н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии
Основатель

Сиддхартха Гаутама (Будда) (560-483 гг.до.н.э.)
Дхаммапада — одно из произведений, которые, как говорит традиция, составлены из изречений Будды, произносившихся им по поводу того или иного случая.
Главные идеи
Освобождение от страдания и попытка преодолеть варно-кастовый строй.
«Четыре благородные истины»
Теория причинности (нет деяний, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире имеет свою причину)
Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного, ничто не может служить гарантией благополучия).
«Срединный путь» (умеренность во всем).
«Восьмеричный путь»
Слайд 12

Учебный материал Нирвана - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую

Учебный материал

Нирвана - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель

всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме.
В буддизме нирвана:
свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);
освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
состояние сознания, в котором элементы потока сознания (драхмы) пребывают в покое
Слайд 13

Учебный материал Древнекитайская философия Рисунок Древнекитайские космологические концепции: духи (или божества)

Учебный материал
Древнекитайская философия

Рисунок

Древнекитайские космологические концепции: духи (или божества) Ян и Инь

– символы света и тьмы, положительного и отрицательного. Обретают характер космических сил, находящихся в постоянном стремлении друг к другу. Благодаря этому образуются: мироздание, общество, мораль.
Слайд 14

Учебный материал Древнекитайская философия Рисунок Космогонические идеи были изложены в древнекитайском

Учебный материал
Древнекитайская философия

Рисунок

Космогонические идеи были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга

перемен»)
Период V-III вв. до н.э. – возникновение «ста философских школ» ( в т.ч. Даосизм (Лао-цзы и и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм – школа законников (Шан Ян).
.
Слайд 15

Учебный материал Древнекитайская философия Шесть основных течений, в древнекитайской философии: Инь-Ян

Учебный материал Древнекитайская философия

Шесть основных течений, в древнекитайской философии:
Инь-Ян - две

космические силы, которые лежат в основе всего. Особое значение космологии. Философия природы. Любая вещь существует в борьбе противоположностей;
Книжников и мудрецов (конфуцианство);
Моисты - всеобщая любовь к низшим слоям общества;
Школа Имён - сосредоточение внимания на словах, именах;
Легисты - верили, что можно эффективно управлять государством. Люди поступают правильно, если их заставляют так поступать;
Даосизм - избегали конфликтов, противоречий.
Основными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм.
Слайд 16

Учебный материал Даосизм Основатель Лао-цзы (604г.до н.э). «Дао» - путь звезд

Учебный материал
Даосизм

Основатель Лао-цзы (604г.до н.э).
«Дао» - путь звезд и добродетелей, закон

Вселенной и человеческого поведения
Главное произведение – «Дао де цзин» («Учение и Дао и дэ»).
Главная идея – единство человека и неба. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение.
Основной принцип – теория недеяния
Цель учения – самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью.
Последователем Лао-цзы стал Чжуан-цзы (369-286гг. до н. э.)
.
Слайд 17

Канонические писания конфуцианства - это пять классических трактатов и четверокнижие. Пять

Канонические писания конфуцианства - это пять классических трактатов и четверокнижие. Пять

классических трактатов, за редким исключением - это древние источники, которые изучал сам Конфуций. Из которых он черпал свои поучения и которым давал свою авторскую оценку.

Учебный материал
Конфуцианство

Главная идея
Нравственное совершенствование на пути соблюдения правил и ритуалов
Основоположник – Конфуций (551-479 гг. до н. э.)

Основные проблемы:
Система этических норм
Политические вопросы
Поведение личности
Общественное управление

Слайд 18

Учебный материал Главные принципы конфуцианства «Жэнь» - «Чего не желаешь себе,

Учебный материал
Главные принципы конфуцианства

«Жэнь» - «Чего не желаешь себе, того не

делай другим»
«Ли» - почтительность, «воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
«Чжэн-мин» - исправление имен. Каждый должен себя вести в соответствии своему знанию и должности «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
. «Цзюнь-цзы» - образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел людей умственной деятельности. Простолюдины должны обслуживать аристократическую элиту. Противоположным благородному мужу является падший человек.
«Вэнь» - просвещенность, образованность
«Ди» - повиновение старшим по возрасту и должности
«Чжун» - преданность государю, нравственный авторитет правительства. «Если власть не будет алчна, то и люди не будут воровать».
Слайд 19

Учебный материал Моизм и легизм ЛЕГИЗМ Основатель легизма Шан Ян (390-338

Учебный материал
Моизм и легизм

ЛЕГИЗМ
Основатель легизма Шан Ян (390-338 гг.

до.н.э.)
Основная идея – человеколюбие – причина всех проступков, политика несовместима с нравственностью
Разработал теорию деспотического государства - вместо убеждения необходимо принуждение

МОИЗМ
Основоположник Мо-цзы (479-400 гг.до н. э.)- противник конфуцианства.
Основная идея - предопределенной судьбы нет, необходимо помогать друг другу и заниматься общественно полезным трудом.
Необходимо выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе.

Слайд 20

Приобретенные знания Знание персоналий и терминологии философии Индии и Китая Знание

Приобретенные знания

Знание персоналий и терминологии философии Индии и Китая
Знание

специфики философских школ Индии и Китая
Знание общих закономерностей развития философии Востока и Запада
Знание тенденций культурного диалога Востока и Запада.
Слайд 21

Вопросы для самопроверки Чем объяснить деление индийской философии на периоды? Какая

Вопросы для самопроверки

Чем объяснить деление индийской философии на периоды?
Какая

философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?
Назовите основные заповеди буддизма.
Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?
Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?
Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?