Французское Просвещение

Содержание

Слайд 2

В XVIII в. на смену эпохи Нового времени приходит эпоха, которую

В XVIII в. на смену эпохи Нового времени приходит эпоха, которую

называют эпохой Просвещения. Такое название философия получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили французскую революцию 1789-1794 гг. Родиной Просвещения была Англия, затем Франция, Германия и Россия.
Только Декарт термин «рационализм» использует как логико-методологическую установку в гносеологии. С XVIII в. имеется более широкий подход к понятию рационализма. Он рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настроения определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. Для него характерны возвеличивание человека как активного, свободного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Все это происходит на фоне разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни Западной Европы.
Слайд 3

Однако при наличии общих позиций у представителей разных философских школ и

Однако при наличии общих позиций у представителей разных философских школ и

направлений в учении наблюдались и различия. Несмотря на представления философов этого периода о мире как рационалистической системы со своими природными законами, самоупорядочением и самовоспроизводством, конкретная интерпретация ими об устройстве это мира имела различные подходы. В результате выделяются два подхода:
деизм– направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины всего сущего, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории. Сторонники деизма отвергали идею личного Бога; не соглашались с пантеизмом; Представители: М.Ф.А.Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э.Б.де Кондильяк;
атеистическо - материалистическое направление. Сторонники данного течения отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители: Мелье, Ламетри, Д.Дидро, Гельвеций, П.Гольбах.
Слайд 4

Дени Дидро (1713-1784) – внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею

Дени Дидро (1713-1784) – внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею

создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержал основы ведущих наук, искусства и знания в области производства. В ее создании принимали участие современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Дидро критиковал религию и ее проповедников. Он подвергал сомнению содержание Библии, ее божественность и первым делает попытку объяснить ее земное происхождение. По мнению Дидро, во всех религиях «от имени бога говорили всегда люди», у которых никто никогда не видел божественных «верительных грамот».
Слайд 5

Дидро открыто и решительно провозглашал свои материалистические убеждения. Отвергал духовное начало

Дидро открыто и решительно провозглашал свои материалистические убеждения. Отвергал духовное начало

мироздания. Природа, телесная субстанция признается им основой, началом и источником всего существующего. Продолжая материалистическую физику Декарта, исходит из понятия единой материальной субстанции. Материя – это единственно существующая субстанция, проявлением которой являются все единичные вещи, которых бесчисленное множество. Все они взаимосвязаны. Взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению.
Свойствами материи являются: мертвая или живая сила, длина, ширина, глубина, непроницаемость и чувствительность.
Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность. Сознание - есть свойство материи.
Слайд 6

Жан Жак Руссо(1712-1778) – выдающийся мыслитель. Руссо выступал против официальной религии,

Жан Жак Руссо(1712-1778) – выдающийся мыслитель.
Руссо выступал против официальной религии, с

одной стороны, и против материализма и атеизма – с другой. В полемике с атеистами и материалистами, Руссо выдвигал 3 главных принципа. 1) Он допускал существование некой воли, приводящей в движение Вселенную и одушевляющей природу. 2) На основании закономерности в природе он заключал о наличии «верховного разума». 3) Он утверждал, что человек одушевлен нематериальной субстанцией и свободно во всех своих поступках. Все эти утверждения сводились к признанию бытия Бога и нематериальной души.
Материя и дух (Бог) суть два извечно существующих начала. Бог – это мировая воля и мировой разум. Это божественное начало активно и обладает способностью комбинирования и изменения существующего. Материей Руссо называл все то, что замечается нами при помощи наших чувств, весь видимый мир. Материя – несотворимая и объективно существующая реальность. Но в противоположность французским материалистам ХVIII в. Руссо считал материю пассивной, мертвой и являющуюся объектом изменений. Он отрицал, что материи внутренне присуще движение, что движение является ее существенным, необходимым свойством. Материя не производит движения, а лишь получает и передает его. Естественным состоянием материи является покой. Материя не создана Богом, поэтому и не может быть ею уничтожена.
Слайд 7

Теория познания Руссо сенсуалистична. Первыми орудиями познания Руссо считал чувства. Все

Теория познания Руссо сенсуалистична. Первыми орудиями познания Руссо считал чувства. Все

наши знания он выводил из ощущений. Ощущения, полагал он, отличаются пассивным характером, они истинны. Суждения – активны и ведут к ошибкам. Поэтому приоритет в познании Руссо отдавал не разуму, а чувству. В этом отчетливо видно отрицательное отношение к рационализму и приверженность эмпирическому познанию. В результате, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущность вещей и явлений).
Руссо выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т.д.
Слайд 8

Рене Декарт родился в 1596 году и провел жизнь в странствиях

Рене Декарт родился в 1596 году и провел жизнь в странствиях

по Европе. Уже в юношеском возрасте его охватило горячее желание постичь природу человека и Вселенной, но по мере изучения философии он все больше и больше убеждался в собственном невежестве. Как и Сократ, он был уверен в достижимости точного знания лишь с помощью разума. Мы ни в коем случае не должны полагаться на то, что написано в древних книгах. Мы не можем полагаться даже на то, что подсказывают нам наши чувства. Декарт ведет свое начало через Августина от Сократа и Платона. Все они были типичными рационалистами. Согласно им, единственным источником знания является собственный ум. В результате глубоких изысканий Декарт пришел к выводу, что научные сведения, доставшиеся человечеству в наследство от средневековья, далеко не всегда надежны.