Презентация Основные парадигмы политики

Содержание

Слайд 2

ПАРАДИГМА – это специальная логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и

ПАРАДИГМА

– это специальная логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации

действительности.
Или: – система взглядов, определенная теория, с помощью которой можно постигнуть (объяснить) определенные явления.
Слайд 3

Классификация парадигм теологические натуралистические Рационально-критические Социальные В основе различий парадигм лежат

Классификация парадигм

теологические

натуралистические

Рационально-критические

Социальные

В основе различий парадигм лежат попытки объяснить политику или через

сверхъестественные начала, природные факторы, общественные факторы, или через собственно политические, внутриполитические факторы
Слайд 4

НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ориентируется на рассмотрение человека как части природы и объяснение

НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

ориентируется на рассмотрение человека как части природы и объяснение

политики влиянием природной среды: географическими, климатическими факторами, биологическими и расовыми особенностями людей, врожденными психическими свойствами и т.д. Она объясняет природу политики исходя из доминирующего влияния внесоциальных факторов, не приобретенных, а врожденных, неизменных для человека и общества.
Слайд 5

Это направление возникло еще в древности. Так, уже в сочине­ниях Гиппократа,

Это направление возникло еще в древности. Так, уже в сочине­ниях Гиппократа,

Платона, Аристотеля содержатся неоднократные указания на влияние географической среды на политику.

В XVII–XVIII вв. натурализм стал одним из ведущих принципов ев­ропейской просветительской мысли. Сторонники этого направле­ния стремились распространить на общественную жизнь и поведе­ние человека закономерности, установленные в физических науках.

Слайд 6

НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ГЕОПОЛИТИКА ПСИХОЛОГИЗАТОРСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БИОПОЛИТИКА

НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

ГЕОПОЛИТИКА

ПСИХОЛОГИЗАТОРСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

БИОПОЛИТИКА

Слайд 7

В ПОЛИТОЛОГИИ НАТУРАЛИЗМ ПОЛУЧИЛ СВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ГЕОПОЛИТИКЕ, БИОПОЛИТИКЕ И ПСИХОЛОГИЗАТОРСКИХ

В ПОЛИТОЛОГИИ НАТУРАЛИЗМ ПОЛУЧИЛ СВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ГЕОПОЛИТИКЕ, БИОПОЛИТИКЕ И ПСИХОЛОГИЗАТОРСКИХ

КОНЦЕПЦИЯХ.

ГЕОПОЛИТИКА

Идеи о влиянии географической среды на политику высказывали еще Аристотель и Платон. Основатель геополитики Ж. Боден (XVI в.) сформулировал концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита Ш. Монтескье Согласно Монтескье, географическая среда, и в первую очередь климат, определяют дух народа, форму государственного устройства и характер общественного устройства. Монтескье считал, что размер территории влияет на политический строй: небольшое государство – республика, большое – монархия, огромное – деспотия.

Слайд 8

Биополитическая парадигма в XIX в., в доктрины раннего позитивизма, согласно которым

Биополитическая парадигма

в XIX в., в доктрины раннего позитивизма, согласно которым наука

должна описывать только непосредственно наблюдаемое.
сторонники данного направления делали вывод, что именно пол, возраст, генетические (врожденные) качества и свойства человека могут служить основанием для определения особенностей политического поведения, так как только этим качествам и свойствам присущи соответствующие регуляторы.
Слайд 9

БИХЕВИОРИЗМ (наука о поведении) – одно из ведущих направлений американской соци­ологии

БИХЕВИОРИЗМ

(наука о поведении) – одно из ведущих направлений американской соци­ологии и

политологии конца XIX – начала XX в. Значительный вклад в разработку методологических и теоретических основ поведенческого направления в политологии внесли ученые Чикагского университета Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. В настоящее время идеи биополитики находят свое воплощение в феминистских теориях, занимающихся исследованием особенно­стей политического поведения женщин, влияния пола, возраста, темперамента на выбираемую область политики.
Слайд 10

психологизаторская парадигма появилась в XVIII–XIX вв. Тард, Лебон, Гумплович, Дюркгейм доказывали,

психологизаторская парадигма

появилась в XVIII–XIX вв. Тард, Лебон, Гумплович, Дюркгейм доказывали,

что подлинный источник социального и политического развития – психологические свойства человека.
Процессы, происходящие в развитии общества, тождественны процессам, идущим в нас самих, т.е. общественные проблемы – это драматизируемые личные проблемы. Суть такого подхода сводится к абсолютизации психологических качеств человека, к попыткам объяснить полити­ческое явление, политическое поведение исключительно психологи­ческими качествами индивида либо малой группы.
Слайд 11

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА базируется на сверхъестественном истолковании источника происхождения государственной власти, на

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

базируется на сверхъестественном истолковании источника происхождения государственной власти, на

бо­жественном объяснении природы политики и власти. Ее сторонники видят истоки в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т.п.).
Слайд 12

Такой подход к политике характерен для первоначального этапа развития политических учений,

Такой подход к политике характерен для первоначального этапа развития политических учений,

когда боже­ственным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Такое объяснение природы политики вряд ли можно назвать научным. Однако не стоит забы­вать, что такая интерпретация политических явлений существовала несколько веков.
Слайд 13

СОЦИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА объясняет политические явления воздействием внешних факторов (социальных, экономических, культурных).

СОЦИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА
объясняет политические явления воздействием внешних факторов (социальных, экономических, культурных). Политика

зависит от уровня экономического развития, культурных традиций.

Социальная парадигма объединяет разнообразные теории, суть которых сводится к стремлению объяснить природу и происхождение политики через социальные факторы, прежде всего через определяющую роль той или иной сферы общественной жизни, того или иного общественного явления, через приобретенные свойства субъекта социального действия.

Слайд 14

Этих позиций придерживается марксистская концепция согласно которой политика детерминирована движением экономических

Этих позиций придерживается

марксистская концепция

согласно которой политика детерминирована движением экономических процессов и

выступает как надстройка над эконо­мическим базисом общества. Политика есть концентрированное выражение экономики: частная собственность – социальные классы – организация политической жизни – государство.
Слайд 15

концепция «господства права» в соответствии с которой право рассматривается в качестве

концепция «господства права»

в соответствии с которой право рассматривается в качестве

порождающей причины политики. Сторонники данной концепции полагают, что не политические деятели, а именно право, которым должны руководствоваться как государство, так и индивиды, в состоянии обеспечить социально-политический компромисс в обществе. С их точки зрения, процесс общественного развития представляет собой не что иное, как историю господства тех или иных сменяющих друг друга законов.
Слайд 16

культурологический подход. Его сторонники рассматривают содержание политических процессов под ценностно-нормативным углом

культурологический подход.

Его сторонники рассматривают содержание политических процессов под ценностно-нормативным углом зрения.

В результате политика предстает как продукт осознанных мотиваций и форм поведения человека.
Слайд 17

РАЦИОНАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов

РАЦИОНАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и

их взаимодействия, на выявление лежащих в основе политической жизни конфликтов и их динамики и т.п.
Политическая жизнь объясняется внутренними факторами. Политика – это самодостаточная сфера, которая развивается по своим законам (эпоха не важна). Именно политика движет миром, а не что-то другое. Это наиболее приземленная интерпретация политики. Природу политики объясняют не внешними, а внутренними факторами, свойствами, элементами.