Русская живопись 17 века

Содержание

Слайд 2

Русская живопись 17 века пронизана противоречиями. Они видны в русской живописи

Русская живопись 17 века пронизана противоречиями. Они видны в русской живописи

17 века как в иконописи, так и в монументальной живописи.
Противоречие заключается в верности традициям:
с одной стороны - интересу к многосложным рисункам - с другой – стремление художников к «жиству», любовь к мелочам и деталям в иконе и фреске.

17 век нельзя считать расцветом русской живописи, также нельзя и сказать, что русская живопись 17 века была в большом упадке.

17 век русской живописи стал веком искусства, а не ремесленной подделки. Выдающиеся иконописцы проживали в Москве. Числились они в ведомстве Иконной Палаты Иконного приказа. В конце 17 века стали работать мастерами Иконного цеха Оружейной палаты. У художников выделятся особое стремление художников реалистичного изображения человека.

Слайд 3

В начале 17 века больших успехов добился Прокопий Чирин. Он был

В начале 17 века больших успехов добился Прокопий Чирин. Он был

уроженцем Новгорода. Его иконы выполнены в неярких красках, фигуры по контуру очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом.

Ассист— ​в иконописи лучи и блики, написанные золотом или серебром и ​составляющие рисунок одежд, волос и тому подобного. Символизирует ​присутствие божественного света.

Слайд 4

Хотя Прокопий Чирин был одним из прославленных царских иконописцев,документальных сведений о

Хотя Прокопий Чирин был одним из прославленных царских иконописцев,документальных сведений о

его жизни и деятельности сохранилось крайне мало.
Документы сообщают, что иконописец Чирин Прокопий получил жалованье (сукно) в июне 7123 г.
Это первое известие о нем.
Затем его имя встречается в списке царских иконописцев— 7129 г.
Он уже состоит жалованным иконописцем, получая в год 20 рублей. Так же рожь и овёс.
В 1621 году Прокопий Чирин вместе с другими известными иконописцами украшает "знаменьем и письмом” новые царские хоромы: Столовую избу и Постельную комнату.
В 1627 г. имя Прокопия Чирина встретилось в документах Печатного двора, он приглашен выполнить рисунки евангелистов для печатного евангелия.
Имя Прокопия Чирина отсутствует в списке мастеров, расписывавших
в 1642 г. Успенский собор Московского Кремля.
По всей вероятности, это означает, что его уже не было в живых.
Слайд 5

Остальные сведения о художнике узнаем из многочисленных надписей на иконах, содержащих его имя.

Остальные сведения
о художнике узнаем из
многочисленных
надписей на иконах,
содержащих

его имя.
Слайд 6

Надпись на иконе "Никита воин” сообщает о написании им иконы в

Надпись на иконе "Никита воин” сообщает о написании им иконы в

1593 г. в Москве.
Эта самая ранняя из подписных и датированных произведений
Прокопия Чирина является вместе с тем одной из лучших его работ.
Слайд 7

Богоматерь Казанская

Богоматерь
Казанская

Слайд 8

Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. В среднике между шпонками

Богоматерь Умиление Владимирская,
с праздниками и святыми.

В среднике между шпонками

в круге, очерченном чернилами двойным контуром, просматриваются в инфракрасном свете остатки надписи, из которой удалось прочесть только нижнюю строчку: "…Чирина”.
Слайд 9

Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитой, Маврой и Евпраксией

Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитой, Маврой и Евпраксией

Слайд 10

«Избранные святые»

«Избранные святые»

Слайд 11

В 17 веке в культуре России, в том числе и в

В 17 веке в культуре России, в том числе и в

живописи происходит процесс «обмирщения». Все больше и больше в жизнь русского общества проникают светские мотивы. Россия встала на новый путь, на порог новой эпохи своей истории. На новом пути было многое обретено, но и немало утрачено.