Интервью: шаг за шагом

Содержание

Слайд 2

Помните: никто не обязан вам давать интервью

Помните: никто не обязан вам давать интервью

Слайд 3

За исключением... По закону (о СМИ) предоставлять информацию журналистам обязаны лишь

За исключением...

По закону (о СМИ) предоставлять информацию журналистам обязаны лишь госуд.органы

и организации, общественные объединения (их представители: руководители, замы, пресс-секретари). Срок предоставления информации: 7 дней (закон!)
Слайд 4

Как договариваться об интервью Договариваться лучше при личной встрече (например, после

Как договариваться об интервью

Договариваться лучше при личной встрече (например, после пресс-конференции),

но чаще всего – по телефону или email. Представиться лично и свое издание
Рассказать о том, что вы хотите узнать (формулируйте предмет беседы так, чтобы собеседнику это было а)понятно, б)интересно
Слайд 5

Будьте готовы к отказу Почему отказывают: недоверие к журналисту (новичку) сомнение

Будьте готовы к отказу

Почему отказывают:
недоверие к журналисту (новичку)
сомнение в

репутации издания
усталость от общения, интервью
нехватка времени
отсутствие у собеседника интереса к предмету беседы (ошибка журналиста!)
недостаток знаний (ошибка журналиста!)
Слайд 6

И убеждайте собеседника... Он может Высказать свою точку зрения на проблему

И убеждайте собеседника...

Он может
Высказать свою точку зрения на проблему
Просветить

людей, разрушить предрассудки
Помочь другим людям избежать ошибок
Получить известность (вас увидят на экране друзья, родственники)
Слайд 7

Внимание: когда назначается встреча, не забудьте: взять разрешение на запись (аудио,

Внимание: когда назначается встреча, не забудьте:

взять разрешение на запись (аудио, видео),

на фотосъемку
на разговор с членами семьи,
а также договоритесь, на каких условиях передается информация
Слайд 8

Передача информации: «договор» с собеседником Для печати Без ссылки на источник Для фона Не для печати

Передача информации: «договор» с собеседником

Для печати
Без ссылки на источник
Для фона
Не для

печати
Слайд 9

Правильная рассадка (выбирайте вариант) Оппозиционная – удобно отстаивать свою позицию Перекрестная

Правильная рассадка (выбирайте вариант)

Оппозиционная – удобно отстаивать свою позицию
Перекрестная – угол

стола разделяет людей, однако хороший визуальный контакт, не надо делить территорию стола
За круглым столом – подчеркнут равный статус (для дискуссий, совещаний, круглых столов)
Рядом – собеседники выступают общим фронтом, объединяют взгляды
Слайд 10

Разминка (начало) Цель: «подобрать ключ» к собеседнику, развеять напряжение и настороженность,

Разминка (начало)

Цель: «подобрать ключ» к собеседнику, развеять напряжение и настороженность, сформировать

дружелюбную, неагрессивную атмосферу
Не затрагивать провокационных сфер:
политические взгляды
доходы
межнациональные отношения
религиозные убеждения и т.п.
Слайд 11

Как составлять вопросы: стратегические рекомендации Вопрос ради ответа Формулируйте вопрос таким

Как составлять вопросы: стратегические рекомендации

Вопрос ради ответа
Формулируйте вопрос таким образом, чтобы

вы получили прямой и полный ответ
Не пытайтесь удивить своим вопросом собеседника
Признайтесь в своем незнании
Задавайте такие вопросы , чтобы ваш собеседник стал думать
Уважайте собеседника, его время, его «территорию»
Прямой вопрос лучше непрямого, но нередко и непрямой может быть более эффективным
Открытые вопросы предпочтительней закрытых Помните: отвечая на закрытый вопрос, ваш собеседник может произнести заранее заготовленную речь
Слайд 12

Тактика вопросов: приемы зависят от ситуации Логический, хронологический или импровизационный прием

Тактика вопросов: приемы зависят от ситуации

Логический, хронологический или импровизационный прием
Хронология: в

центре внимания события (история развивается по законам времени, «что потом?»)
Логика: история развивается по законам разума, сопоставление оценок и доводов, причин и следствий («почему?», «в чем причина?»)
Импровизация (в центре внимания человек), последовательность вопросов интуитивная
Слайд 13

Семь «смертных» грехов интервьюера Вопросы, допускающие односложные ответы («да», «нет») Утверждение

Семь «смертных» грехов интервьюера

Вопросы, допускающие односложные ответы («да», «нет»)
Утверждение в вопросе
Перегруженные

и слишком сложные для понимания вопросы
Два вопроса в одном
Наводящие на ответ вопросы
Комментарии и собственные оценки, предположения и домыслы в вопросе
Навешивание ярлыков и преувеличение в вопросе
Слайд 14

Вопросы: главные правила Открытые Нейтральные Простые

Вопросы: главные правила

Открытые
Нейтральные
Простые

Слайд 15

Вопросы для ознакомления Прием «контроля» за информацией Просмотра вопросов требуют должностные

Вопросы для ознакомления

Прием «контроля» за информацией
Просмотра вопросов требуют должностные или официальные

лица, чтобы заранее продумать стратегию ответов, «подготовиться к встрече»
Должностные, официальные лица: по закону они имеют право требовать «запрос» в письменной форме. Но журналист должен помнить, что он вправе требовать ответ в течение трех дней
Часто эксперты просят ознакомиться с вопросами заранее, чтобы дать продуманный, аргументированный ответ. Если они не относятся к группам влияния, это не страшно
Для портретного интервью – хуже, т.к. теряется свежесть реакции, элемент импровизации
Слайд 16

Правила использования записывающей техники Проверка записи Получить разрешение на запись беседы

Правила использования записывающей техники

Проверка записи
Получить разрешение на запись беседы (искл.массовые имероприятия

для прессы)
Не демонстрировать навязчиво технику (страхи)
Ситуация «Выключить диктофоны»: сигнал «не для печати»
Слайд 17

Владимир Набоков: «Нет, никаких диктофонов. Так не говорят с Набоковым. Когда

Владимир Набоков: «Нет, никаких диктофонов. Так не говорят с Набоковым. Когда

я вижу эту машину, я начинаю запинаться и мямлить, мямлить и запинаться... Прямо хэмингуэйщина какая-то...»
Слайд 18

Как долго хранить записи До выхода материала в свет? Всю жизнь?

Как долго хранить записи

До выхода материала в свет?
Всю жизнь?
Зачем хранить: продолжение

темы и доказательство при разрешении спора (запись м.б. использована в суде)
Нет норм для сроков хранения записей, но есть положение об опровержении сведений, не соответствующих действительности или порочащих честь или достоинство граждан
Срок этот определен законом: опровержение в течение
1 года. По истечении года со дня публикации в опровержении может быть отказано (ст.45 Закона о СМИ)
Слайд 19

Скрытая запись Скрытой считается запись, когда собеседнику не видно записывающее устройство

Скрытая запись

Скрытой считается запись, когда собеседнику не видно записывающее устройство и

когда он не знает, что ведется запись
Вас могут обвинить в скрытой записи, если не получено разрешение (искл. общественные мероприятия, пресс-конференции)
Журналисты используют прием скрытой записи, хотя в этическом и в правовом смысле она уязвима (вводит собеседника в заблуждение)
В российском законе о СМИ нет положения, запрещающего скрытую запись, но есть ст.50, регламентирующая ее использование (см.!)
Слайд 20

Подготовка текста интервью для печати (советы) Не следовать слепо расшифровывать устную

Подготовка текста интервью для печати (советы)

Не следовать слепо расшифровывать устную беседу:

интересный разговор в жизни может оказаться скучным на бумаге
Задать себе вопросы: Для чего я хочу опубликовать этот материал? Что было самое интересное?
Слайд 21

Приемы монтажа Какой выбрать монтажный ход? Приемы монтажа: хронологический, логический, драматургический

Приемы монтажа

Какой выбрать монтажный ход?
Приемы монтажа: хронологический, логический, драматургический
Хронология: в центре

внимания событие (развитие по законам времени, «что потом?»): репортаж
Логика: в центре внимания проблема, конфликт интересов (развитие по законам разума, сопоставление оценок и доводов, причин и следствий («почему?», «в чем причина?»)
Эти приемы не подходят для интервью с известной персоной
Слайд 22

Драматургический прием Строится по законам драмы: завязка – кульминация – развязка

Драматургический прием

Строится по законам драмы: завязка – кульминация – развязка
Кульминация может

быть в вопросе журналиста (злободневном, остром, нелицеприятном) или в ответе собеседника (очень актуальный, яркий, неожиданный)
Слайд 23

«Голливудский» прием продуктивный для интервью-портрета завязка – нормальная жизнь (он/она счастливые

«Голливудский» прием

продуктивный для интервью-портрета
завязка – нормальная жизнь (он/она счастливые дети)
кульминация –

разрушение привычного уклада жизни (умирают родители, начинается война, уходит муж/жена)
развязка – преодоление препятствий, восстановление справедливости, достижение успеха
Слайд 24

Редактура: пределы вмешательства Два подхода: Пределы правки почти безграничны (не нарушая

Редактура: пределы вмешательства

Два подхода:
Пределы правки почти безграничны (не нарушая смысл), в

руках журналиста инициатива (править или не править запись, оставить ответы без правки безграмотными)
Можно вмешиваться в вопросы (журналиста), а в ответы на них вашего собеседника – нет (возможна лишь грамматическая правка)
Слайд 25

Нужно ли заверять материал (сверка, согласование) Журналисты не обязаны визировать материалы,

Нужно ли заверять материал (сверка, согласование)

Журналисты не обязаны визировать материалы, написанные с

чьих-то слов
При условии:
а) неискажения полученных сведений и смысла высказывания
б) если высказывание передается без купюр, если соблюдено дословное цитирование (сохранять пленку!)
в) при соблюдении правила идентификации источника и журналиста (в тексте должно быть понятно, какие слова принадлежат источнику, а какие — журналисту)
Если журналист передает смысл собственными словами, то это дело его порядочности – указать на источник
Слайд 26

Журналист и трудные собеседники Интервью с представителями разных социальных групп

Журналист и трудные собеседники
Интервью с представителями разных социальных групп

Слайд 27

Трудные собеседники Знаменитости Представители меньшинств Пожилые люди Дети Неполноценные люди Люди в горе Жертвы насилия Преступники

Трудные собеседники

Знаменитости
Представители меньшинств
Пожилые люди
Дети
Неполноценные люди
Люди в горе
Жертвы насилия
Преступники

Слайд 28

Знаменитости Трудности подстерегают журналистов с самого начала их общения со знаменитыми

Знаменитости

Трудности подстерегают журналистов с самого начала их общения со знаменитыми людьми
Две

цели: установить контакт и получить согласие на беседу
Главная трудность – отказ (резоны: дают интервью определенным изданиям и «удобным» журналистам, усталость от журналистов, стеснительность и т.д.)
Воспринимают интервью как часть рекламной акции
Не терпят критики
Требование вознаграждения
Слайд 29

Интервью со знаменитостями: советы Добиваться встречи не назойливо, но настойчиво Учесть,

Интервью со знаменитостями: советы

Добиваться встречи не назойливо, но настойчиво
Учесть, что журналисты

задают знаменитым людям одни и те же вопросы: избегать банальных вопросов, чтобы не получать банальных ответов
Провоцировать мыслительный процесс, реактивность собеседника
Вопросы строить не на слухах, а на реальных фактах
Беспроигрышны биографические вопросы (заранее выяснить, о каком периоде жизни)
Проявить личный интерес, вопросы задавать искренне, внимательно слушать
Слайд 30

Представители меньшинств Меньшинства (этнические, религиозные, сексуальные) – это социальные группы, обделенные

Представители меньшинств

Меньшинства (этнические, религиозные, сексуальные) – это социальные группы, обделенные политическими,

экономическими, социальными свободами
Они ищут поддержку со стороны СМИ и часто ее находят
Подверженность стереотипизации (для журналистов это испытание на независимость от стереотипов массового сознания)
Стереотипы (негативные), как правило, являются следствием незнания или проводниками чьих-либо интересов, а репортеры (обычно — представители большинства) бессознательно выражают эти взгляды
Пример: освещение межэтнических конфликтов и показ представителей малых групп в ситуации бесчинств, протестов, столкновений. Это формирует негативный стереотип враждебной, разрушительной, воинствующей нации
Похожая ситуация с освещением религиозных конфликтов («малые» и «большие» конфессии).
Слайд 31

Интервью с представителями меньшинств: советы Главный принцип общения: уважение к традициям

Интервью с представителями меньшинств: советы

Главный принцип общения: уважение к традициям и

обычаям, даже если это противоречит собственным нормам (пример: журналисты в мусульманских странах и регионах)
Избегать назойливого упоминания о национальной принадлежности или этническом происхождении людей, когда в этом нет особой необходимости (правильно: выходец из такого-то региона)
Относиться к представителям меньшинств как к индивидам, независимо от цвета кожи и разреза глаз
Показ созидательной, а не только разрушительной деятельности
Быть осторожными в словоупотреблении (не использовать оскорбительные словосочетания: «черный», «лицо кавказской национальности» и т.д.)
Вводить в штат журналистов – представителей меньшинств (советы и доверие)
Слайд 32

Пожилые люди Люди преклонного возраста - трудная группа особенно для молодых

Пожилые люди

Люди преклонного возраста - трудная группа особенно для молодых журналистов

(могут не совпадать взгляды)
Они (в нашей стране), как правило, социально незащищены, поэтому...
Они, как правило, испытывают дефицит общения (говорливы), неторопливы
О них бытуют мифы (старые, значит, консервативные)
Слайд 33

Как разговаривать с пожилыми людьми Установка: старики – это воспоминания, это

Как разговаривать с пожилыми людьми

Установка: старики – это воспоминания, это истории,

это жизненный опыт и мудрость
Не ограничивать беседу во времени: не проявлять нетерпения, быть готовым к длинному разговору
Проявить терпимость и не вступать в спор, даже если взгляды не совпадают; выслушать терпеливо поучения
Строгая одежда, избегать суетливости, вести себя приветливо, как хороший знакомый
Слайд 34

Дети Другая «незащищенная» группа населения: у детей наиболее уязвимая психика Не

Дети

Другая «незащищенная» группа населения: у детей наиболее уязвимая психика
Не подвергать

ребенка «испытаниям» интервью: без необходимости не брать интервью, не причинять страданий (не вызывать тяжелые воспоминания), не эксплуатировать детские высказывания в чьих-либо интересах
Гарант защиты прав ребенка – журналист. Главный принцип «Не навреди!»
Второй принцип: интервью только с разрешения взрослого (родителей, опекуна, директора школы и т.д.)
Слайд 35

Неполноценные люди Немалый сегмент общества – физически и умственно неполноценные люди

Неполноценные люди

Немалый сегмент общества – физически и умственно неполноценные люди
Они,

как и здоровые люди, представляют информационный интерес для репортеров
Крайности: либо не учитывается специфика болезни и состояний собеседника, либо неполноценность воспринимается как ущербность, либо как героизм
Отсюда два журналистских штампа: жалость (калека) или героизация (инвалид-герой)
Видеть в инвалиде в первую очередь человека
Слайд 36

Как брать интервью у инвалидов Психологи (советы) Обращаться напрямую, даже если

Как брать интервью у инвалидов

Психологи (советы)
Обращаться напрямую, даже если есть

переводчик
Говорить нормальным голосом: если вас не поймут или не услышат, вам дадут об этом знать
С умственно отсталыми людьми беседовать медленно, негромко, простыми фразами
С инвалидами в коляске: ваше лицо должно быть на уровне глаз собеседника (на стуле или сидя на корточках, но не на коленях)
Избегать стереотипов, не преувеличивать страдания и не возводить на пьедестал, когда речь идет о вполне посильных занятиях (компьютер, машина)
Деликатно использовать лексику
Слайд 37

Люди в горе Когда случаются трагедии и погибают люди, журналисты, освещающие

Люди в горе

Когда случаются трагедии и погибают люди, журналисты, освещающие эти

события, сталкиваются с родственниками погибших
С одной стороны, можно осудить журналиста, который спрашивает у родителей погибшего: «Скажите, что вы чувствовали, когда узнали о гибели сына?»
С другой стороны, драматизм ситуации – это «хлеб» для журналиста, а человеческое горе, так же как и рождение, как успех, как секс – это с коммерческой т.з. очень «продаваемый» аспект
Но есть табу: не сообщать о гибели, пока об этом не сообщили родственникам. Не сообщать о гибели родственникам перед камерой
Как себя вести? Что говорить в этих ситуациях?
Слайд 38

Как себя вести с людьми в горе Выразить соболезнование родным, но

Как себя вести с людьми в горе

Выразить соболезнование родным, но

не демонстрировать слишком навязчиво свое сопереживание. (Вы – случайный человек, вы на работе)
Персонифицированные вопросы об ушедших (Расскажите, как вы познакомились?). В горе любят вспоминать хорошее
Быть готовым к слезам. Эффектная картинка для телевизионщиков
Дать возможность горюющим выразить сполна свои чувства. Нельзя показывать крупным планом и долго лица и слезы людей (эксплуатация горя)
Слайд 39

Жертвы насилия Во-первых, жертвы насилия всегда себя чувствуют обделенными, брошенными, ненужными

Жертвы насилия

Во-первых, жертвы насилия всегда себя чувствуют обделенными, брошенными, ненужными обществу.

И следователи, а часто и журналисты спрашивают их о преступлении, но отнюдь не о том, как себя чувствует жертва
Надо различать характер преступлений: ограбление, избиение, изнасилование, от которых жертвы могут испытывать самые разные чувства
Всегда дилемма: помогут вопросы или навредят.
Правило: не способствовать возвращению стресса
Всегда учитывать, что чувствовала жертва преступления, и быть исключительно деликатным в вопросах
Не брать на себя роль психотерапевта
Слайд 40

Преступники Вопрос: брать интервью у преступников или не брать? Интервью у

Преступники

Вопрос: брать интервью у преступников или не брать?
Интервью у преступников (у

людей, признанных виновными в совершении преступления) не возбраняется
Но надо помнить, что «общественные интересы» превыше всего
Что это значит?
- Преступникам не следует позволять выставлять в положительном свете свои противозаконные действия
- в интервью не должно быть и намека на то, каким образом преступление совершалось
- преступник не должен давать советов, как избежать наказания
Слайд 41

Задание на лекции: разбор кейса Журналист Евгений Левкович опубликовал в своем

Задание на лекции: разбор кейса

Журналист Евгений Левкович опубликовал в своем блоге на

сайте «Сноб» интервью 5-летней давности с гендиректором Первого канала Константином Эрнстом. В тексте этого интервью Константин Эрнст «не под запись», по утверждению Евгения Левковича, как будто бы заявил, что знает, что за убийством Владислава Листьева стоит сенатор Лисовский.