ИСКУССТВО ХХ ВЕКА. ЖИВОПИСЬ ОТ МОДЕРНА ДО ФУТУРИЗМА

Содержание

Слайд 2

ИЗЫСКАННЫЙ МОДЕРН Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в

ИЗЫСКАННЫЙ МОДЕРН

Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в европейском

и американском искусстве конца XIX - начала XX вв.

Альфонс Муха. Цветок. 1897

Слайд 3

Характерные черты стиля модерн стремление к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных

Характерные черты стиля модерн

стремление к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач,

вычурность, изломанность “текучих” форм и линий, как бы воспроизводящих ритмы живой природы; преобладание стилизованно-растительных орнаментов, декора (лилии, ирисы, орхидеи); блеклая цветовая гамма фасадов и интерьеров. Отказ от старых стилевых форм, поиск и использование новых материалов: железа, стекла, железобетона.
Слайд 4

Лозунг модерна: "назад к природе" Сложная система линейного орнамента: основа мотивов

Лозунг модерна: "назад к природе"
Сложная система линейного орнамента: основа мотивов -

сильно стилизованные цветы и растения, лебеди.

"Как я счастлив, что владею ремеслом, которое дает мне возможность познавать природу - олицетворение силы и свежести, источник очарования и вдохновения - через мою любовь к ней..."
Огюстен Роден

Слайд 5

Названия стиля "модерн" «Арт нуво» (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, «Югендстиль»

Названия стиля "модерн"

«Арт нуво» (Art Nouveau) во Франции, Бельгии,
«Югендстиль» (Jugendstil)

в Германии,
«Сецессион» (Sezession) в Австрии,
«Либерти» (Liberty) в Италии,
«Модерн» (moderne) в России и Англии

Альфонс Муха. Рекламный календарь фирмы "Masson". Весна. 1897

Слайд 6

ХУДОЖНИКИ МОДЕРНА

ХУДОЖНИКИ МОДЕРНА

Слайд 7

Густав Климт 14.07.1862 — 06.02.1918 — австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Фриз Бетховена.1902

Густав Климт

14.07.1862 — 06.02.1918
— австрийский художник, основоположник модерна в

австрийской живописи.

Фриз Бетховена.1902

Слайд 8

Густав Климт Поцелуй, 1907-1908 Густав Климт Портрет Эмилии Флоге, 1902

Густав Климт
Поцелуй, 1907-1908

Густав Климт
Портрет Эмилии Флоге, 1902

Слайд 9

Художники модерна Бёрдсли О. (Англия) Тулуз-Лотрек А. (Франция) Павлинья юбка. 1894 Певица Иветт Гильбер. 1894

Художники модерна

Бёрдсли О. (Англия)

Тулуз-Лотрек А. (Франция)

Павлинья юбка. 1894

Певица Иветт Гильбер.

1894
Слайд 10

Художники русского модерна Михаил Врубель Александр Бенуа Царевна-Лебедь. 1900 Прогулка короля. 1906

Художники русского модерна

Михаил Врубель

Александр Бенуа

Царевна-Лебедь. 1900

Прогулка короля. 1906


Слайд 11

Художники русского модерна Валентин Серов Виктор Васнецов Похищение Европы. 1910 Иван-Царевич на Сером Волке, 1889

Художники русского модерна

Валентин Серов

Виктор Васнецов

Похищение Европы. 1910

Иван-Царевич на Сером Волке,

1889
Слайд 12

АВАНГАРДИЗМ Аванга́рд (фр. Avant-garde, «передовой отряд») — обобщающее название течений в

АВАНГАРДИЗМ

Аванга́рд (фр. Avant-garde, «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших

на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме. Его временными рамками принято считать период с 1870 по 1938 год.
Авангардизм - художественное движение, для которого характерны экспериментальный подход к художественному творчеству, разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений, подчёркнутый символизм.
Слайд 13

АВАНГАРДИЗМ в первой половине ХХ века Фовизм Кубизм Футуризм Экспрессионизм Абстракционизм Сюрреализм (между двумя мировыми войнами)

АВАНГАРДИЗМ в первой половине ХХ века

Фовизм
Кубизм
Футуризм
Экспрессионизм
Абстракционизм
Сюрреализм (между двумя мировыми войнами)

Слайд 14

АВАНГАРДИЗМ: «И Я ТАК МОГУ!» Подходы к оценке авангардистских произведений: Оценка

АВАНГАРДИЗМ: «И Я ТАК МОГУ!»

Подходы к оценке авангардистских произведений:
Оценка качества «идей»,

предлагаемых для реализации
Возможность выявить масштаб творческой деятельности определенного мастера
Слайд 15

МОДЕРНИЗМ Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus —

МОДЕРНИЗМ

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний»).
— собирательное обозначение

всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства конца XIX – XX века, порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода.
Слайд 16

ВНИМАНИЕ! СЛОЖНЫЙ ТЕРМИН Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в

ВНИМАНИЕ! СЛОЖНЫЙ ТЕРМИН

Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных

(англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.
Слайд 17

ВНИМАНИЕ! СЛОЖНЫЙ ТЕРМИН В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень

ВНИМАНИЕ! СЛОЖНЫЙ ТЕРМИН

В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма,

начало пересмотра классических традиций.
В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
Слайд 18

ФОВИЗМ Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской

ФОВИЗМ

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX —

начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves).
Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898 по 1908 год.
Слайд 19

ФОВИЗМ Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к

ФОВИЗМ

Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной

силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Слайд 20

ХУДОЖНИКИ - ФОВИСТЫ Анри Матисс Андре Дерен Морис Вламинк Альбер Марке

ХУДОЖНИКИ - ФОВИСТЫ

Анри Матисс
Андре Дерен
Морис Вламинк
Альбер Марке
Анри-Шарль Манген
Рауль Дюфи
Анри

Фриез
Жюль Фландрен
Кеес ван Донген

Андре Дерен. Просушка парусов.
1905

Слайд 21

Анри Матисс 31.12.1869 — 3.11.1954 — французский художник и скульптор, лидер

Анри Матисс

31.12.1869 — 3.11.1954
 — французский художник и скульптор, лидер течения

фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
Слайд 22

Анри Матисс. Танец. 1910

Анри Матисс. Танец. 1910

Слайд 23

Анри Матисс. Музыка. 1910

Анри Матисс. Музыка. 1910

Слайд 24

Анри Матисс Клоун. 1947. Из книги «Джаз» Обнаженная синяя. II

Анри Матисс

Клоун. 1947. Из книги «Джаз»

Обнаженная синяя. II

Слайд 25

ЭКСПРЕССИОНИЗМ Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие

в конце XIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.
Слайд 26

ЭКСПРЕССИОНИЗМ Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее

отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Слайд 27

ХУДОЖНИКИ-ЭКСПРЕССИОНИСТЫ 1 период: до Первой мировой войны Пауль Клее, Альфред Кубин,

ХУДОЖНИКИ-ЭКСПРЕССИОНИСТЫ

1 период: до Первой мировой войны
Пауль Клее, Альфред Кубин, Оскар Кокошка,

Франц Марк, Август Макке
объединения “Мост” и “Синий всадник”.
2 период: после Первой мировой войны
Макс Бекман, Карл Хофер и Отто Дикс
Слайд 28

ХУДОЖНИКИ-ЭКСПРЕССИОНИСТЫ Франц Марк. Синий конь.1911 Оскар Кокошка. Автопортрет. 1918–1919

ХУДОЖНИКИ-ЭКСПРЕССИОНИСТЫ

Франц Марк. Синий конь.1911

Оскар Кокошка. Автопортрет. 1918–1919

Слайд 29

ЭДВАРД МУНК 12.12.1863 — 23.01.1944 — норвежский живописец и график, тяготевший к символизму и экспрессионизму.

ЭДВАРД МУНК

12.12.1863  — 23.01.1944
— норвежский живописец и график, тяготевший к

символизму и экспрессионизму.
Слайд 30

ЭДВАРД МУНК КРИК. 1893 Танец жизни. 1899-1900

ЭДВАРД МУНК

КРИК. 1893

Танец жизни. 1899-1900

Слайд 31

КУБИЗМ Куби́зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде

КУБИЗМ

Куби́зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в

живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Хуан Грис. Мужчина в кафе. 1914

Слайд 32

ХУДОЖНИКИ-КУБИСТЫ Пабло Пикассо Жорж Брак Хуан Грис Фернан Леже Марсель Дюшан

ХУДОЖНИКИ-КУБИСТЫ

Пабло Пикассо
Жорж Брак
Хуан Грис
Фернан Леже
Марсель Дюшан

Жорж Брак. Женщина с Гитарой. 1913


Слайд 33

ПАБЛО ПИКАССО 25.10.1881— 08.04.1973 — испанский художник, скульптор, график, керамист и

ПАБЛО ПИКАССО

25.10.1881— 08.04.1973
— испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.
Основоположник

кубизма (совместно с Жоржем Браком).
Кубистический период: 1907 – 1914. Приемы использовал до 1921 г.
Слайд 34

ПАБЛО ПИКАССО Авиньонские девицы. 1907 Гитара. 1913

ПАБЛО ПИКАССО

Авиньонские девицы. 1907

Гитара. 1913

Слайд 35

ПАБЛО ПИКАССО Герника. 1937

ПАБЛО ПИКАССО

Герника. 1937

Слайд 36

ЖОРЖ БРАК 13.05.1882 — 31.08.1963 — французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор.

ЖОРЖ БРАК

13.05.1882 — 31.08.1963
— французский художник, график, сценограф, скульптор и

декоратор.
Слайд 37

ЖОРЖ БРАК Дома в Эстаке. 1908 Португалец. 1912

ЖОРЖ БРАК

Дома в Эстаке. 1908

Португалец. 1912

Слайд 38

ФУТУРИЗМ Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских

ФУТУРИЗМ

Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений

1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911

Слайд 39

ФУТУРИЗМ Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти.

ФУТУРИЗМ

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти. Само название

подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Цитата из статьи Маринетти «Манифест футуризма» (1909): «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»
Слайд 40

ХУДОЖНИКИ-ФУТУРИСТЫ Джакомо Балла Умберто Боччони Луиджи Руссоло Карло Карра Джино Северини

ХУДОЖНИКИ-ФУТУРИСТЫ

Джакомо Балла
Умберто Боччони
Луиджи Руссоло
Карло Карра
Джино Северини





Умбе́рто Боччо́ни.
Голова + Свет + Окружение

Слайд 41

ДЖАКОМО БАЛЛА Полет ласточек. 1912 - 1913 Динамизм собаки на поводке. 1912

ДЖАКОМО БАЛЛА

Полет ласточек. 1912 - 1913

Динамизм собаки на поводке. 1912

Слайд 42

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея»

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ

Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир

Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности».
Существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.
Слайд 43

4 права поэтов Из манифеста «Пощёчина общественному вкусу» 1. На увеличение

4 права поэтов Из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»

1. На увеличение

словаря поэта  в  е г о  о б ъ ё м е  произвольными и производными словами (Слово — новшество).
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.