История возникновения искусственного интеллекта

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Объект исследования. Объектом исследования в рамках данного реферата является история Computer

Объект исследования. Объектом исследования в рамках данного реферата является история Computer

Science. Данная наука в широком смысле слова включает в себя такие науки и научные дисциплины, как информатика, кибернетика, математическая лингвистика, искусственный интеллект, программная инженерия, а также другие специальные технические дисциплины, связанные с компьютерами.
Слайд 5

Предмет исследования. Предметом исследования в рамках настоящего реферат является история искусственного

Предмет исследования. Предметом исследования в рамках настоящего реферат является история искусственного

интеллекта, как подраздела Computer Science. Такая дисциплина как искусственный интеллект, включающая в себя методы автоматизации когнитивной деятельности человека, в том числе компьютерное зрение, эмуляцию работы нейронов головного мозга, обработку естественного языка, различные эвристические алгоритмы и методы оптимизации.
Слайд 6

Цели исследования. Целью данного исследования является анализ предыстории и истории создания

Цели исследования. Целью данного исследования является анализ предыстории и истории создания

технологий искусственного интеллекта, анализ современного состояния и взгляд в будущее для оценки возможных последствий для человечества, к которым приведет развитие технологии ИИ.
Слайд 7

Задачи исследования. Исходя из поставленной цели исследования, в данном реферате выполнены

Задачи исследования. Исходя из поставленной цели исследования, в данном реферате выполнены

следующие задачи: — Обзор исторических предпосылок создания технологий искусственного интеллекта; — Обзор исторических событий, связанных с разработкой искусственного интеллекта, эволюции данных технологий; — Обзор современного состояния исследований в области ИИ; — Краткий прогноз будущего развития технологий ИИ и предложение способов уменьшения рисков и решения филосовско-этических проблем, связанных с ИИ.
Слайд 8

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Искусственный интеллект – это теория и методы

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Искусственный интеллект – это теория и методы создания

компьютерных программ, способных выполнять когнитивную работу, выполняемую человеческим мозгом [1]. Первые компьютеры появились в 30-ых года XX-столетия [2], однако, как появление первых ЭВМ имели некоторые технические и философские предпосылки, так и сама идея искусственного интеллекта имела такие же предпосылки задолго до появления компьютеров.
Самая первая философская предпосылка создания ИИ, пожалуй, возникла еще в древней Греции, с попытки понять разум человека. Эта попытка является изобретение Аристотелем логического мышления. Его силлогизмы стали образцом для создания процедур доказательства [1]. Но теоретические предпосылки создания науки об искусственном интеллекте появились значительно позже, в XVII-ом веке, когда возник механистический материализм, начиная с работ Рене Декарта «Рассуждение о методе» (1637) и сразу вслед за этим работы Томаса Гоббса «Человеческая природа» (1640) [1,3].
Следующий шаг – это технические предпосылки создания ИИ. Они также берут свое начало в XVI-ом веке в виде работ Вильгельма Шикарда (нем. Wilhelm Schickard), который в 1623 построил первую механическую цифровую вычислительную машину, за которой последовали машины Блеза Паскаля (1643) и Лейбница (1671). Лейбниц также был первым, кто описал современную двоичную систему счисления, хотя до него этой системой периодически увлекались многие великие ученые. [4,5].
Предыстория ИИ заканчивается с появлением первых компьютеров, когда стало возможным реализовать теоретические разработки практически. С этого момента начинается, собственно, сама история ИИ.
Слайд 9

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Первая теоретическая разработка ИИ, которую принципиально

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Первая теоретическая разработка ИИ, которую принципиально можно

было реализовать при помощи существующих на тот момент ЭВМ, относится к 40-ым годам XX-ого века. Так, в 1943 году Уоррен Маккалок и Уолтер Питтс опубликовали свои труды под названием «A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity (Логическое исчисление идей, относящихся к нервной активности)», которые заложили основы искусственных нейронных сетей. Авторы предложили модель искусственного нейрона. Д. Хебб в работе «Организация поведения» 1949 года [6] описал основные принципы обучения нейронов. Интерес к исследованию нейронных сетей угас после публикации работы по машинному обучению Минского и Пейперта в 1969 году. Ими были обнаружены основные вычислительные проблемы, возникающие при компьютерной реализации искусственных нейронных сетей.
Следующая теоретическая разработка, по своей значимости практически самая важная — это работа Алана Тьюринга «Computing Machinery and Intelligence (Вычислительные машины и разум)». Данная работа была опубликована в 1950 году в журнале «Mind», дающая широкой аудитории представление о том, что в настоящее время называется тестом Тьюринга. Суть этого теста следующая: человек и робот общаются с другим человеком, таким образом, чтобы тот не знал и не видел, кто есть кто. Например, по телефону, через телетайп или через чат (в современной интерпретации). Если робот смог выдать себя за человека, значит, это и есть искусственный интеллект[7-9].
В 1954 году родилось такое направление ИИ, как Neural language processing (Обработка естественного языка, или компьютерная лингвистика). Все началось со знаменитого Джорджтаунского эксперимента, в котором были продемонстрированы возможности машинного перевода с одного языка на другой. В ходе эксперимента был продемонстрирован полностью автоматический перевод более 60 предложений с русского языка на английский. Что интересно, в его основе лежала довольно простая система: она была основана всего на 6 грамматических правилах, а словарь включал 250 записей. В компьютер в торжественной обстановке на перфокартах вводились предложения вроде: «Обработка повышает качество нефти», «Командир получает сведения по телеграфу», — и машина выводила их перевод, напечатанный транслитом. Демонстрация была широко освещена в СМИ и воспринята как успех. Она повлияла на решение правительств некоторых государств, в первую очередь США, направить инвестиции в область вычислительной лингвистики
Слайд 10

Однако, в дальнейшем выяснилось, что все не так хорошо, как кажется.

Однако, в дальнейшем выяснилось, что все не так хорошо, как кажется.

При попытке перевода более сложных текстов выяснились непреодолимые на тот момент трудности. В течении 10 лет не были достигнуты значительные успехи в теории и практике машинных переводов и финансирование подобных проектов было свернуто.
Другое важное направление в области разработки искусственного интеллекта – экспертные системы. Предполагалось, что такие программно информационные комплексы, с которыми пользователь будет вести диалог в режиме «вопрос-ответ» способны заменить человека — эксперта. Первая экспертная система в области идентификации органических соединений с помощью анализа масс-спектрограмм была создана в 1965 году и названа Dendral. Работа с ней происходила следующим образом: Пользователь дает системе Dendral некоторую информацию о веществе, а также данные спектрометрии (инфракрасной, ядерного магнитного резонанса и масс-спектрометрии), и та в свою очередь выдает диагноз в виде соответствующей химической структуры. В состав Dendral входят также программы, помогающие пользователю отбрасывать одни гипотезы и применять другие, используя знания о связях показаний масс-спектрометра со структурой молекул соединения[11-12].
Другой пример экспертной системы MYCIN. Она была разработана в 70-х годах XX-ого века в Стэнфордском университете. В отличии от Dendral в ней внимание было акцентировано на использовании решающих правил с элементами неопределенности. MYCIN был спроектирован для диагностирования бактерий, вызывающих тяжелые инфекции, такие как бактериемия и менингит, а также для рекомендации необходимого количества антибиотиков в зависимости от массы тела пациента. Название системы происходит от суффикса «-мицин», часто встречающегося в названиях антибиотиков. Также Mycin использовалась для диагностики заболеваний свертываемости крови. Однако фактически она не использовалась на практике. И произошло это вовсе не из-за того, что система была плохой или неточной. Наоборот, по объему знаний она превосходила профессоров Stanford medical school. Но из-за технических сложностей того времени сеанс работы с программой мог длиться более 30 минут, что было недопустимой потерей времени для занятого врача клиники.
Главной трудностью, с которой столкнулись во время разработки MYCIN и последующих экспертных систем, было «извлечение» знаний из опыта людей-экспертов для формирования базы правил. Сейчас данными вопросами занимается инженерия знаний[13-14].
В настоящее время экспертные системы применяются для прогнозирования, планирования, контроля и управления, в том числе, на атомных электростанциях. Также существуют экспертные системы (например HASP/SIAP), которые определяют местоположение и типы судов в Тихом океане по данным акустических систем слежения[15].
Очень важное направление в ИИ – робототехника. Ее история берет свое начало в 60-х годах XX-века, с появления первого робота, интегрирующего зрительную, манипулятивную и интеллектуальную системы. Этот робот получил название Freddy. Его создали в Эдинбургском Университете в 1969-1971 году. Вторая версия данного робота была разработана в 1973-1976 годах. Робот был достаточно универсальным, что позволяло с лёгкостью подготовить и перепрограммировать его для новых задач. Система использовала инновационный набор высокоуровневых процедур, управляющих движением манипулятора. Freddy являлся универсальной системой, позволяющей с лёгкостью подготовить и перепрограммировать его для новых задач. Задачи включали в себя насаживание колец на штыри или сборка простой модели игрушки из деревянных блоков различной формы. Информация о положении деталей получается с видеокамеры и сопоставляется с моделями деталей в памяти
Слайд 11

Датой рождения первого по-настоящему серьезного робота, о котором услышал весь мир,

Датой рождения первого по-настоящему серьезного робота, о котором услышал весь мир,

можно считать 18 мая 1966 года. В этот день Григорий Николаевич Бабакин, главный конструктор машиностроительного завода имени С.А.Лавочкина в Химках подписал головной том аванпроекта E8. Это был «Луноход-1», луноход 8ЕЛ в составе автоматической станции E8 №203, — первый в истории аппарат, успешно покоривший лунную поверхность 17 ноября 1970.
Первые коммерческие успехи применения промышленных роботов явились мощным импульсом для их дальнейшего совершенствования. В начале 1970-х гг. появляются роботы, управляемые компьютерами. Первый мини-компьютер, управляющий роботом, был выпущен в 1974 г. фирмой «Cincinnati Milacron», одной из ведущих фирм – изготовителей роботов в США. В конце 1971 г. американской фирмой «INTEL» был создан первый микропроцессор, а несколькими годами позже появляются роботы с микропроцессорным управлением, что обусловило существенное повышение их качества при одновременном снижении стоимости.
Первые промышленные роботы с развитой сенсорной системой и микропроцессорным управлением появились на рынке и получили практическое применение в 1980-1981 гг. прежде всего на сборке, дуговой сварке, контроле качества для взятия неориентированных предметов, например с конвейера [16-18].
В 1975 произошел некоторый возврат интереса к нейронным сетям. Фукусимой был разработан когнитрон, который стал одной из первых многослойных нейронных сетей. Сети могли распространять информацию только в одном направлении или перебрасывать информацию из одного конца в другой, пока не активировались все узлы и сеть не приходила в конечное состояние. Достичь двусторонней передачи информации между нейронами удалось лишь в сети Хопфилда (1982), и специализация этих узлов для конкретных целей была введена в первых гибридных сетях[1,2,5,19].
Обзор истории ИИ был бы не полным без компьютерного зрения – очень важной составляющей искусственного интеллекта. В задачу компьютерного зрения входят такие важные подзадачи, как распознавания конкретных объектов на видеоизображениях, например, человеческих лиц, Идентификация – распознавание индивидуального экземпляра объекта, например, «узнавание» по лицу конкретного человека. Обнаружение – в частности, поиски в видеоряде конкретных событий. Существуют и другие подзадачи: поиск изображений по содержанию, оценка положения объекта на изображении, оптическое распознавание символов