Обработка изображений

Содержание

Слайд 2

Цель лекции Рассказать о нескольких способах обработки изображений, которые могут пригодиться

Цель лекции

Рассказать о нескольких способах обработки изображений, которые могут пригодиться в

«реальной жизни»
Зачем обрабатывать?
Улучшение изображения для восприятия человеком
цель – чтобы стало «лучше» с субъективной точки зрения человека
Улучшение изображения для восприятия компьютером
цель – упрощение последующего распознавания
Развлечение (спецэффекты)
цель – получить эстетическое удовольствие от красивого эффекта
Слайд 3

План лекции Введение Коррекция контрастности/яркости изображения Коррекция цветового баланса изображения Подавление

План лекции

Введение
Коррекция контрастности/яркости изображения
Коррекция цветового баланса изображения
Подавление

шума в изображениях
Метрики качества
Подчеркивание резких границ (краев) на изображении
Спецэффекты
Слайд 4

Изображение Изображение оптическое – картина, получаемая в результате прохождения через оптическую

Изображение

Изображение оптическое – картина, получаемая в результате прохождения через оптическую систему

лучей, распространяющихся от объекта, и воспроизводящая его контуры и детали.
Физический энциклопедический словарь.
Компьютерное представление изображения:
Функция интенсивности (яркости) канала
Используется дискретное представление
Слайд 5

Обработка изображений Семейство методов и задач, где входной и выходной информацией

Обработка изображений

Семейство методов и задач, где входной и выходной информацией являются

изображения. Примеры :
Устранение шума в изображениях
Улучшение качества изображения
Усиления полезной и подавления нежелательной (в контексте конкретной задачи) информации
Слайд 6

Как получается цифровое изображение? Свет, падая на светочувствительный элемент преобразуется в

Как получается цифровое изображение?

Свет, падая на светочувствительный элемент преобразуется в электрические

сигналы
Сигналы оцифровываются, превращаются в массив чисел

x – характеристика яркости света
y – яркость пиксела изображения

Слайд 7

Почему оно может получиться плохо? Ограниченный диапазона чувствительности датчика «Плохой» функции передачи датчика

Почему оно может получиться плохо?

Ограниченный диапазона чувствительности датчика
«Плохой» функции передачи датчика

Слайд 8

«Улучшение» изображения Изменение контраста изображения Компенсация: Ограниченного диапазона яркостей датчика “Плохой”

«Улучшение» изображения

Изменение контраста изображения
Компенсация:
Ограниченного диапазона яркостей датчика
“Плохой” функции передачи датчика

x –

характеристика яркости света
y – яркость пиксела изображения
Слайд 9

Что такое гистограмма? Гистограмма – это график распределения тонов на изображении.

Что такое гистограмма?

Гистограмма – это график распределения тонов на изображении.

На горизонтальной оси - шкала яркостей тонов от белого до черного, на вертикальной оси - число пикселей заданной яркости.

0

255

0

255

Слайд 10

Изменение контраста изображения Что может не устраивать в полученном изображении: Узкий

Изменение контраста изображения

Что может не устраивать в полученном изображении:
Узкий

или смещенный диапазон яркостей пикселей (тусклое или «пересвеченное» изображение)
Концентрация яркостей вокруг определенных значений, неравномерное заполнение диапазона яркостей (узкий диапазон - тусклое изображение)
Коррекция - к каждому пикселю применяется преобразование яркостей, компенсирующий нежелательный эффект: y – яркость пиксела на исходном изображении, x – яркость пиксела после коррекции.
Слайд 11

Линейная коррекция Компенсация узкого диапазона яркостей – линейное растяжение: График функции f -1(y)

Линейная коррекция

Компенсация узкого диапазона яркостей – линейное растяжение:

График функции f

-1(y)
Слайд 12

Линейная коррекция Компенсация узкого диапазона яркостей – линейное растяжение:

Линейная коррекция

Компенсация узкого диапазона яркостей – линейное растяжение:

Слайд 13

Линейная коррекция Линейное растяжение – «как AutoContrast в Photoshop»

Линейная коррекция

Линейное растяжение – «как AutoContrast в Photoshop»

Слайд 14

Линейная коррекция Линейная коррекция помогает не всегда!

Линейная коррекция

Линейная коррекция помогает не всегда!

Слайд 15

Нелинейная коррекция График функции f -1(y)

Нелинейная коррекция


График функции f -1(y)

Слайд 16

Нелинейная коррекция Часто применяемые функции: Гамма-коррекция Изначальная цель – коррекция для

Нелинейная коррекция


Часто применяемые функции:
Гамма-коррекция
Изначальная цель – коррекция для правильного

отображения на мониторе.
Логарифмическая
Цель – сжатие динамического диапазона при визуализации данных
Слайд 17

Гамма-коррекция Гамма-коррекция Изначальная цель – коррекция для правильного отображения на мониторе.

Гамма-коррекция


Гамма-коррекция
Изначальная цель – коррекция для правильного отображения на мониторе.

Так называют преобразование вида:

Графики функции f -1(y)

Слайд 18

Нелинейная коррекция График функции f -1(y)

Нелинейная коррекция


График функции f -1(y)

Слайд 19

Сравнение линейной и нелинейной коррекции

Сравнение линейной и нелинейной коррекции


Слайд 20

Компенсация разности освещения Пример

Компенсация разности освещения


Пример

Слайд 21

План лекции Введение Коррекция контрастности/яркости изображения Коррекция цветового баланса изображения Подавление

План лекции

Введение
Коррекция контрастности/яркости изображения
Коррекция цветового баланса изображения
Подавление

шума в изображениях
Метрики качества
Подчеркивание резких границ (краев) на изображении
Спецэффекты
Слайд 22

Цветовая коррекция изображений Изменение цветового баланса Компенсация: Неверного цветовосприятия камеры Цветного освещения

Цветовая коррекция изображений

Изменение цветового баланса
Компенсация:
Неверного цветовосприятия камеры
Цветного освещения

Слайд 23

«Серый мир» Предположение: Сумма всех цветов на изображении естественной сцены дает

«Серый мир»

Предположение:
Сумма всех цветов на изображении естественной сцены дает серый цвет;
Метод:
Посчитать

средние яркости по всем каналам:
Масштабировать яркости пикселей по следующим коэффициентам:
Слайд 24

«Серый мир» - примеры

«Серый мир» - примеры

Слайд 25

«Серый мир» - примеры

«Серый мир» - примеры

Слайд 26

«Серый мир» - примеры

«Серый мир» - примеры

Слайд 27

«Идеальный отражатель» Предположение: Наиболее яркие области изображения относятся к бликам на

«Идеальный отражатель»

Предположение:
Наиболее яркие области изображения относятся к бликам на поверхностях, модель

отражения которых такова, что цвет блика = цвету освещения; (дихроматическая модель)
Метод
Обнаружить максимумы по каждому из каналов:
Масштабировать яркости пикселов:
Слайд 28

Цветовая коррекция изображений Растяжение контрастности (“autolevels”) Идея – растянуть интенсивности по

Цветовая коррекция изображений

Растяжение контрастности (“autolevels”)
Идея – растянуть интенсивности по каждому из

каналов на весь диапазон;
Метод:
Найти минимум, максимум по каждому из каналов:
Преобразовать интенсивности:
Слайд 29

Растяжение контрастности всех каналов (“autolevels”)

Растяжение контрастности всех каналов (“autolevels”)

Слайд 30

Растяжение контрастности (“autolevels”)

Растяжение контрастности (“autolevels”)

Слайд 31

Коррекция с опорным цветом Предположение Пользователь указывает цвет вручную; Источник: Априорные

Коррекция с опорным цветом

Предположение
Пользователь указывает цвет вручную;
Источник:
Априорные знания – «облака –

белые»
Хорошая фотография этой же сцены
Метод
Преобразовать по каждому из каналов цвета по формуле:
Слайд 32

Коррекция с опорным цветом Примеры:

Коррекция с опорным цветом

Примеры:

Слайд 33

План лекции Введение Коррекция контрастности/яркости изображения Коррекция цветового баланса изображения Подавление

План лекции

Введение
Коррекция контрастности/яркости изображения
Коррекция цветового баланса изображения
Подавление

шума в изображениях
Метрики качества
Подчеркивание резких границ (краев) на изображении
Слайд 34

Борьба с шумом изображения Подавление и устранение шума Причины возникновения шума:

Борьба с шумом изображения

Подавление и устранение шума
Причины возникновения шума:
Несовершенство измерительных приборов
Хранение

и передача изображений с потерей данных

Шум фотоаппарата

Сильное сжатие JPEG

Слайд 35

Шум в бинарных изображениях Пример бинарного изображению с сильным шумом

Шум в бинарных изображениях

Пример бинарного изображению с сильным шумом

Слайд 36

Шум в бинарных изображениях По одному пикселю невозможно определить – шум

Шум в бинарных изображениях

По одному пикселю невозможно определить – шум

или объект?
Нужно рассматривать окрестность пикселя!
Слайд 37

Подавление и устранение шума Устранение шума в бинарных изображениях Бинарное изображение

Подавление и устранение шума

Устранение шума в бинарных изображениях

Бинарное изображение – изображение,

пиксели которого принимают всего два значения (0 и 1).
Широко известный способ - устранение шума с помощью операций математической морфологии:
Сужение (erosion)
Расширение (dilation)
Закрытие (closing)
Раскрытие (opening)
Слайд 38

Математическая морфология A B Множество A обычно является объектом обработки, а

Математическая морфология

A

B

Множество A обычно является объектом обработки, а множество B (называемое структурным

элементом) – инструментом.
Слайд 39

Расширение в дискретном случае A B A(+)B Операция «расширение» - аналог логического «или»

Расширение в дискретном случае

A

B

A(+)B

Операция «расширение» - аналог логического «или»

Слайд 40

Операции математической морфологии Расширение A (+) B = {t ∈ R2:

Операции математической морфологии

Расширение
A (+) B = {t ∈ R2: t =

a + b, a ∈ A, b ∈ B}

B

A (+) B

Слайд 41

Операции математической морфологии Сужение A (-) B = (AC (+) B)С,

Операции математической морфологии

Сужение
A (-) B = (AC (+) B)С, где AC

– дополнение A

A(-)B

B

A

Слайд 42

Свойства морфологических операций Коммутативный закон A (+) B = B (+)

Свойства морфологических операций

Коммутативный закон
A (+) B = B (+) A
A

(-) B < > B (-) A
Ассоциативный закон
A (+) (B (+) C) = (A (+) B) (+) C
A (-) (B (-) C) = (A (-) B) (-) C
Слайд 43

Алгоритм морфологического расширения void Dilation(BIT* src[], bool* mask[], BIT* dst[]) {

Алгоритм морфологического расширения

void Dilation(BIT* src[], bool* mask[], BIT* dst[])
{
// W, H

– размеры исходного и результирующего изображений
// MW, MH – размеры структурного множества
for(y = MH/2; y < H – MH/2; y++)
{
for(x = MW/2; x < W – MW/2; x++)
{
BIT max = 0;
for(j = -MH/2; j <= MH/2; j++)
{
for(i = -MW/2; i <= MW/2; i++)
if((mask[i][j]) && (src[x + i][y + j] > max))
{
max = src[x + i][y + j];
}
}
dst[x][y] = max;
}
}
}
Слайд 44

Алгоритм морфологического сужения void Erosion(BIT* src[], bool* mask[], BIT* dst[]) {

Алгоритм морфологического сужения

void Erosion(BIT* src[], bool* mask[], BIT* dst[])
{
// W, H

– размеры исходного и результирующего изображений
// MW, MH – размеры структурного множества
for(y = MH/2; y < H – MH/2; y++)
{
for(x = MW/2; x < W – MW/2; x++)
{
BIT min = MAXBIT;
for(j = -MH/2; j <= MH/2; j++)
{
for(i = -MW/2; i <= MW/2; i++)
if((mask[i][j]) && (src[x + i][y + j] < min))
{
min = src[x + i][y + j];
}
}
dst[x][y] = min;
}
}
}
Слайд 45

Операции раскрытия и закрытия Морфологическое раскрытие (opening) open(A, B) = (A

Операции раскрытия и закрытия

Морфологическое раскрытие (opening)
open(A, B) = (A (-) B)

(+) B
Морфологическое закрытие (closing)
close(A, B) = (A (+) B) (-) B

Образовательные материалы по мат. морфологии доступны по адресу:
http://courses.graphicon.ru/main/cg/library

Слайд 46

Важное замечание Результат морфологических операций во многом определяется применяемым структурным элементом.

Важное замечание
Результат морфологических операций во многом определяется применяемым структурным элементом. Выбирая

различный структурный элемент можно решать разные задачи обработки изображений:
Шумоподавление
Выделение границ объекта
Выделение скелета объекта
Выделение сломанных зубьев на изображении шестерни
Слайд 47

Применения сужения к бинарному изображению с сильным шумом

Применения сужения к бинарному изображению с сильным шумом

Слайд 48

Применения открытия к бинарному изображению с сильным шумом

Применения открытия к бинарному изображению с сильным шумом

Слайд 49

Сужение vs Открытие Сужение Открытие

Сужение vs Открытие

Сужение

Открытие

Слайд 50

Устранение шума в бинарных изображениях Пример бинарного изображению с дефектами распознаваемых объектов

Устранение шума в бинарных изображениях

Пример бинарного изображению с дефектами распознаваемых объектов

Слайд 51

Применения закрытия к бинарному изображению с дефектами объектов

Применения закрытия к бинарному изображению с дефектами объектов

Слайд 52

Не лучший пример для морфологии Не во всех случаях математическая морфология

Не лучший пример для морфологии

Не во всех случаях математическая морфология так

легко убирает дефекты, как хотелось бы…
Слайд 53

Применения операции открытия

Применения операции открытия

Слайд 54

Подавление и устранение шума Устранение шума в полутоновых и цветных изображениях

Подавление и устранение шума

Устранение шума в полутоновых и цветных изображениях
Усреднение (box

filter)
Фильтр Гаусса (gaussian blurring)
Медианный фильтр
Адаптивные фильтры
Слайд 55

Операция «свертка» (convolution) Свертка двумерной функции f по функции g в

Операция «свертка» (convolution)

Свертка двумерной функции f по функции g в непрерывном

и дискретном случае.

Часто, свертка изображения по какой-либо функции называется применением фильтра к изображению.

g(l,k) – ядро (kernel) свертки или фильтра размером (n1-n0)x(m1-m0)

Слайд 56

Применение фильтров g(l,k)

Применение фильтров

g(l,k)

Слайд 57

Свертка // Обнулить изображение Dest[i][j] ... // Выполнить свертку for (i=0;

Свертка

// Обнулить изображение Dest[i][j]
...
// Выполнить свертку
for (i=0; i

каждого пикс. Dest[i][j]...
for (j=0; j for (l=-1; l<=1; l++) // ...превратить его в ядро свертки
for (k=-1; k<=1; k++)
Dest[i+l][j+k] += Src[i][j] * Ker[l][k]; // и сложить

Подводные камни:
Выход за границы массива
Выход за пределы допустимого диапазона яркости пикселей
Обработка краев.

Слайд 58

Свойства фильтров Результат фильтрации однотонного (константного) изображения – константное изображение. Его

Свойства фильтров

Результат фильтрации однотонного (константного) изображения – константное изображение. Его цвет

равен
Следствие: чтобы фильтр сохранял цвет однотонных областей, нужно чтобы
Следствие: если сумма коэффициентов фильтра равна нулю, то он переводит однотонные области в нулевые.
Слайд 59

Устранение шума в полутоновых и цветных изображениях Пример: изображение с равномерным

Устранение шума в полутоновых и цветных изображениях

Пример: изображение с равномерным шумом.
Err(i,j)

– нормально распределенная случайная величина.
Слайд 60

Усреднение (box filter) Операция усреднения значения каждого пикселя – cвертка по константной функции: Результат применения:

Усреднение (box filter)

Операция усреднения значения каждого пикселя – cвертка по константной

функции:

Результат применения:

Слайд 61

Фильтр Гаусса (gaussian blurring) Свертка по функции: Параметр задает степень размытия. На графике функция с .

Фильтр Гаусса (gaussian blurring)

Свертка по функции:

Параметр задает степень размытия.
На графике функция

с .
Слайд 62

Маленькая экскурсия к Фурье + Низкие частоты Высокие частоты

Маленькая экскурсия к Фурье

+

Низкие частоты

Высокие частоты

Слайд 63

Фильтр Гаусса (gaussian blurring) Результаты свертки по функции Гаусса и по

Фильтр Гаусса (gaussian blurring)

Результаты свертки по функции Гаусса и по константной

функции (усреднения).

Исходное изображение

Фильтр Гаусса с Sigma = 4

Усреднение по 49 пикселям (7x7)

Важное свойство фильтра Гаусса – он по сути является низкочастотным фильтром.

Слайд 64

Подавление и устранение шума Устранение шума в полутоновых, цветных и бинарных

Подавление и устранение шума

Устранение шума в полутоновых, цветных и бинарных изображениях

с помощью медианного фильтра - выбор медианы среди значений яркости пикселей в некоторой окрестности.
Определение медианы:
Медианный фильтр радиусом r – выбор медианы среди пикселей в окрестности [-r,r].
Слайд 65

Медианный фильтр Результат применения медианного фильтра с радиусом 5 пикселей. Результат

Медианный фильтр

Результат применения медианного фильтра с радиусом 5 пикселей.

Результат применения медианного

фильтра с радиусом в 7 пикселей к изображению с шумом и артефактами в виде тонких светлых окружностей.
Слайд 66

Очистка изображения с помощью медианного фильтра Фильтр с окрестностью 3x3

Очистка изображения с помощью медианного фильтра

Фильтр с окрестностью 3x3

Слайд 67

Быстрая реализация медианного фильтра Медианный фильтр считается дольше, чем операция свертки,

Быстрая реализация медианного фильтра

Медианный фильтр считается дольше, чем операция свертки, поскольку

требует частичной сортировки массива яркостей окрестных пикселей.
Возможности ускорения:
Использовать алгоритмы быстрой сортировки
Конкретная реализация для каждого радиуса (3x3, 5x5)
Не использовать сортировку вообще – считать через гистограмму окрестности точки
Слайд 68

Адаптивные фильтры Чего бы хотелось? Размывать шум, резкие границы – сохранять.

Адаптивные фильтры

Чего бы хотелось?
Размывать шум, резкие границы – сохранять.
Как бы этого

добиться?
Предположение: перепады яркости из-за шума относительно перепадов на резких границах невелики
Алгоритм: При расчете новой яркости усреднять только по тем пикселям из окрестности, которые не сильно отличаются по яркости от обрабатываемого
Слайд 69

Адаптивный фильтр - пример for (each pixel of the current video

Адаптивный фильтр - пример

for (each pixel of the current video frame)
{

GetRGB (source_pixel, r, g, b);
tot_red = tot_green = tot_blue = 0;
count_red = count_green = count_blue = 0;
for (each pixel in the specified radius)
{
GetRGB (neighbour_pixel, r1, g1, b1);
if (abs(r1-r) < Threshold)
{tot_red += r1; count_red ++;}
if (abs(g1-g) < Threshold)
{tot_green += g1; count_green ++;}
if (abs(b1-b) < Threshold)
{tot_blue += b1; count_blue ++;}
}
destination_pixel = RGB (tot_red / count_red,
tot_green / count_green ,
tot_blue / count_blue );
}
Слайд 70

Адаптивные фильтры Примеры таких фильтров: http://www.compression.ru/video/denoising/denoising.pdf

Адаптивные фильтры

Примеры таких фильтров: http://www.compression.ru/video/denoising/denoising.pdf

Слайд 71

«Продвинутые» фильтры

«Продвинутые» фильтры

Слайд 72

В чем отличие разных фильтров? Box filer (простое размытие) – помимо

В чем отличие разных фильтров?

Box filer (простое размытие) – помимо

подавления шума портит резкие границы и размывает мелкие детали изображения
Gaussian filter – меньше размывает мелкие детали, лучше убирает шум
Median filter – резких границ не портит, убирает мелкие детали, изображение становится менее естественным
Адаптивные фильтры – меньше портят детали, зависят от большего числа параметров. Иногда изображение становится менее естественным.
«Продвинутые» фильтры – лучшее сохранение деталей, меньше размытие. Часто сложны в реализации и очень медленные.

Что лучше? – зависит от конкретной задачи

Слайд 73

Повышение резкости Ядро свертки

Повышение резкости

Ядро свертки

Слайд 74

Как бороться с шумом аппаратуры? Предположим, камера, которой производится съемка заметно

Как бороться с шумом аппаратуры?

Предположим, камера, которой производится съемка заметно «шумит».

Обычно шум измерительной аппаратуры моделируется как случайная нормально распределенная случайная величина с нулевым средним - Err(i,j) ;
Слайд 75

Примеры шумоподавления Зашумленные изображения Усреднение по 10 изображениям Так работают камеры в некоторых сотовых телефонах

Примеры шумоподавления

Зашумленные изображения

Усреднение по 10 изображениям

Так работают камеры в некоторых сотовых

телефонах
Слайд 76

Примеры шумоподавления Исходное изображение Испорченное изображение

Примеры шумоподавления

Исходное изображение

Испорченное изображение

Слайд 77

Примеры шумоподавления Усреднение по 9 пикселям (3x3) Медианный фильтр (3x3)

Примеры шумоподавления

Усреднение по 9 пикселям (3x3)

Медианный фильтр (3x3)

Слайд 78

Компенсация разности освещения Пример

Компенсация разности освещения


Пример

Слайд 79

Компенсация разности освещения Идея: Формирование изображения: Плавные изменения яркости относятся к

Компенсация разности освещения

Идея:
Формирование изображения:
Плавные изменения яркости относятся к освещению, резкие -

к объектам.

объект

освещение

Изображение
освещенного
объекта

Слайд 80

Выравнивание освещения Алгоритм Получить приближенное изображение освещения путем низочастотной фильтрации Восстановить изображение по формуле

Выравнивание освещения

Алгоритм
Получить приближенное изображение освещения путем низочастотной фильтрации
Восстановить изображение по формуле

Слайд 81

Выравнивание освещения Пример

Выравнивание освещения


Пример

Слайд 82

Компенсация разности освещения Пример / = Gauss 14.7 пикселей

Компенсация разности освещения


Пример

/

=

Gauss 14.7 пикселей

Слайд 83

План лекции Введение Коррекция контрастности/яркости изображения Коррекция цветового баланса изображения Подавление

План лекции

Введение
Коррекция контрастности/яркости изображения
Коррекция цветового баланса изображения
Подавление

шума в изображениях
Метрики качества
Подчеркивание резких границ (краев) на изображении
Спецэффекты
Слайд 84

Метрики качества Как измерить похожесть двух изображений? исходное изображение искаженное изображение

Метрики качества

Как измерить похожесть двух изображений?

исходное
изображение

искаженное
изображение

Слайд 85

Метрики качества Среднеквадратичная ошибка (MSE) Пиковое отношение сигнал/шум (PSNR) N –

Метрики качества

Среднеквадратичная ошибка (MSE)
Пиковое отношение сигнал/шум (PSNR)

N – число пикселей

M –

максимальное
значение пикселя
Слайд 86

Метрики качества PSNR и MSE не учитывают особенности человеческого восприятия! Оригинал

Метрики качества

PSNR и MSE не учитывают особенности человеческого восприятия!

Оригинал

Далее будут использованы

рисунки из статьи
Wang, Bovik, Lu “WHY IS IMAGE QUALITY ASSESMENT SO DIFFICULT?”
Слайд 87

Метрики качества У этих изображений одинаковые PSNR с оригиналом (примерно 25

Метрики качества

У этих изображений одинаковые PSNR с оригиналом (примерно 25 dB)

Повышена

контрастность

Добавлен белый гауссов шум

Слайд 88

Метрики качества И у этих – тоже примерно 25 dB! Добавлен импульсный шум Размытие

Метрики качества

И у этих – тоже примерно 25 dB!

Добавлен импульсный шум

Размытие

Слайд 89

Метрики качества И у этого – тоже! Артефакт блочности после JPEG

Метрики качества

И у этого – тоже!

Артефакт блочности после JPEG

Слайд 90

Метрики качества Вывод: PSNR не всегда отражает реальный видимый уровень искажений.

Метрики качества

Вывод: PSNR не всегда отражает реальный видимый уровень искажений.
Как улучшить?
Использовать

функцию чувствительности глаза к различным частотам (CSF)
Использовать свойство маскировки
Использовать равномерные к восприятию цветовые пространства (CIE Lab, CIEDE2000)

HVS models
(human visual system)

Слайд 91

План лекции Введение Коррекция контрастности/яркости изображения Коррекция цветового баланса изображения Подавление

План лекции

Введение
Коррекция контрастности/яркости изображения
Коррекция цветового баланса изображения
Подавление

шума в изображениях
Метрики качества
Подчеркивание резких границ (краев) на изображении
Спецэффекты
Слайд 92

Подчеркивание контуров объекта Рассмотрим подчеркивание краев (границ) Край(edge) – резкое изменение

Подчеркивание контуров объекта

Рассмотрим подчеркивание краев (границ)
Край(edge) – резкое изменение яркости на

изображении, часто соответствует границам объектов на изображении.
Слайд 93

Операция оконтуривания объекта При работе с бинарными изображениями контуры объекта можно

Операция оконтуривания объекта

При работе с бинарными изображениями контуры объекта можно получить

с помощью операций математической морфологии
Внутреннее оконтуривание
CI = A – (A (-) B)
Внешнее оконтуривание
CO = (A (+) B) – A
Слайд 94

Пример оконтуривания объекта

Пример оконтуривания объекта

Слайд 95

Подчеркивание краев Нас интересуют области резкого изменения яркости – нахождение таких

Подчеркивание краев

Нас интересуют области резкого изменения яркости – нахождение таких областей

можно организовать на основе анализа первой и второй производной изображения.

График функции

График производной

График 2ой производной

Слайд 96

Подчеркивание краев Известно, что наибольшее изменение функции происходит в направлении ее

Подчеркивание краев

Известно, что наибольшее изменение функции происходит в направлении ее градиента.

Величина изменения измеряется абсолютной величиной градиента.

Часто используется приближенное вычисление градиента:

Слайд 97

Подчеркивание краев Математический смысл – приближенное вычисление производных по направлению. Робертса

Подчеркивание краев

Математический смысл – приближенное вычисление производных по направлению.

Робертса

Превитт

Собеля

Семейство методов основано

на приближенном вычисление градиента, анализе его направления и абсолютной величины. Свертка по функциям:
Слайд 98

Подчеркивание краев Примеры применения операторов подчеркивания краев: Робертса Превитт Собеля

Подчеркивание краев

Примеры применения операторов подчеркивания краев:

Робертса

Превитт

Собеля

Слайд 99

План лекции Введение Коррекция контрастности/яркости изображения Коррекция цветового баланса изображения Подавление

План лекции

Введение
Коррекция контрастности/яркости изображения
Коррекция цветового баланса изображения
Подавление

шума в изображениях
Метрики качества
Подчеркивание резких границ (краев) на изображении
Спецэффекты
Слайд 100

Спецэффекты Рассмотрим Тиснение Негатив «Светящиеся» края Геометрические эффекты Перенос/поворот Искажение «Эффект стекла»

Спецэффекты

Рассмотрим
Тиснение
Негатив
«Светящиеся» края
Геометрические эффекты
Перенос/поворот
Искажение
«Эффект стекла»

Слайд 101

Тиснение Фильтр + сдвиг яркости, нормировка…

Тиснение

Фильтр + сдвиг яркости, нормировка…

Слайд 102

Цифровой негатив

Цифровой негатив

Слайд 103

Светящиеся края Медианный фильтра + выделение краев + фильтр «максимума»

Светящиеся края

Медианный фильтра + выделение краев + фильтр «максимума»

Слайд 104

Перенос/поворот Перенос: x(k; l) = k + 50; y(k; l) =

Перенос/поворот

Перенос: x(k; l) = k + 50; y(k; l) = l;
Поворот:


x(k; l) = (k . x0)cos(µ) + (l . y0)sin(µ) + x0;
y(k; l) = .(k . x0)sin(µ) + (l . y0)cos(µ) + y0;
x0 = y0 = 256.5 (центр поворота), µ = π/6
Слайд 105

«Волны» Волны 1: x(k; l) = k + 20sin(2πl / 128);

«Волны»

Волны 1: x(k; l) = k + 20sin(2πl / 128); y(k;

l) = l;
Волны 2:
x(k; l) = k + 20sin(2πk / 30); y(k; l) = l;