Отечественное ТВ: эволюция и революция публицистических форматов

Содержание

Слайд 2

Понятие публицистики Определение публицистики (лат. publicus - общественный): род произведений, посвященных

Понятие публицистики

Определение публицистики (лат. publicus - общественный): род произведений, посвященных актуальным

проблемам и явлениям текущей жизни и общества.
Роль публицистики: выражение плюрализма общественного мнения в политическом и идеологическом аспекте.
Предмет публицистики: насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни.
Слайд 3

Понятие публицистики Объект воздействия публицистики: общественное мнение Способы воздействия публицистики: Полемичность:

Понятие публицистики

Объект воздействия публицистики: общественное мнение
Способы воздействия публицистики:
Полемичность: спор, борьба за

новые идеи.
Предельная субъективность: всегда от первого лица.
Самостоятельность взгляда: оригинальность, уход от клише и трафаретов.
Эмоциональная насыщенность изложения.

«Публицистика — высший род журналистики».
Игорь Дедков

Слайд 4

Понятие телепублицистики Произведение телевизионного искусства. Основана на обобщении и анализе. Привлекает

Понятие телепублицистики

Произведение телевизионного искусства.
Основана на обобщении и анализе.
Привлекает внимание к серьезным

проблемам с помощью выразительных средств, предложенных автором и режиссером.
Основывается на реальных, жизненных коллизиях, может быть частью документального или игрового вещания.
Слайд 5

С чего началась телепублицистика? 1950-е: ТЕНДЕНЦИЯ: «Телевидение – это искусство», отечественное

С чего началась телепублицистика?

1950-е:
ТЕНДЕНЦИЯ: «Телевидение – это искусство», отечественное ТВ как

канал просвещения и культуры.
В КАДРЕ: «человек рассказывающий».
ИМЯ: Ираклий Андроников, «Загадка Н.Ф.И.», 1954
Слайд 6

Телепублицистика перестройки 1986-1990: ТЕНДЕНЦИЯ: рост интерактивных передач - объем прямого вещания

Телепублицистика перестройки

1986-1990:
ТЕНДЕНЦИЯ: рост интерактивных передач - объем прямого вещания увеличился в

30 раз за 2 года.
В КАДРЕ: «человек, задающий вопросы».
СИМВОЛ ЭПОХИ: «свободный микрофон» - феномен «народной публицистики», когда аудитория выступает как коллективный интервьюер.
Слайд 7

Телепублицистика перестройки 1986-1990: ИМЕНА: «Музыкальный ринг» Тамары и Владимира Максимовых (в

Телепублицистика перестройки

1986-1990:
ИМЕНА:
«Музыкальный ринг» Тамары и Владимира Максимовых (в эфире: 1986-1990)
«Взгляд» (в

эфире: 1987-1991): уход от официоза новостей
Слайд 8

Жанры аналитической телепублицистики Аналитический отчет Аналитическое интервью Беседа Комментарий Журналистское расследование Обозрение Обзор СМИ Версия

Жанры аналитической телепублицистики

Аналитический отчет
Аналитическое интервью
Беседа
Комментарий
Журналистское расследование
Обозрение
Обзор СМИ
Версия

Слайд 9

Обозрение Жанр аналитической публицистики, позволяющий представить, сопоставить и прокомментировать в общем

Обозрение

Жанр аналитической публицистики, позволяющий представить, сопоставить и прокомментировать в общем ключе

события (факты) одного временного или тематически–адресного ряда.
Визуальное воплощение: оперативный + архивный материал в сочетании с устной речью.
Жанровые разновидности:
Общее обозрение (ограничено по хронологии) / тематическое обозрение (ограничено по теме).
Монологичное обозрение / обозрение-диалог.
Предмет анализа: общественные события, цель –предъявление зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.
Основа жанра: отыскивание в единичном общего.
Слайд 10

Обозрение Классика жанра: «Кинопанорама» (1965-1995) «Зеркало» Николая Сванидзе (1996) «Намедни» Леонида

Обозрение

Классика жанра:
«Кинопанорама» (1965-1995)
«Зеркало» Николая Сванидзе (1996)
«Намедни» Леонида Парфенова
(1990-1991, 1993-1996)
РенТВ:
«Неделя»

с Марианной Максимовской
Телеканал «Культура»:
«Культ кино» с Кириллом Разлоговым
Телеканал «Дождь»:
«Искусственный отбор» с Денисом Катаевым (обзор лучших статей с культурных полос важнейших газет)
Слайд 11

Беседа Диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов

Беседа

Диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких

сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон.
Визуальное воплощение: часть ток-шоу.
Предмет анализа: посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров).
Основа жанра: значительность проблематики, занимательность, импровизационность.
Слайд 12

Беседа Классика жанра: «Тема» с Владом Листьевым (1995) «Без галстука» с

Беседа

Классика жанра:
«Тема» с Владом Листьевым (1995)
«Без галстука» с Ириной Зайцевой (1996)
ТВЦ:
«Временно

доступен» с Дмитрием Дибровым и Александром Карловым
Культура:
«Белая студия» с Дарьей Спиридоновой
НТВ:
«Школа злословия» с Татьяной Толстой и Дуней Смирновой
Слайд 13

Дискуссия Обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двух

Дискуссия

Обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двух носителей

контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. 
Визуальное воплощение: ведущий (модератор) направляет ход дискуссии так, чтобы все присутствующие могли высказаться.
Предмет анализа: социально важная тема, предполагающая несколько вариантов возможного решения, понятная зрителям настолько, что они могут чувствовать себя арбитрами.
Основа жанра: столкновения различных точек зрения, интерактивность, импровизационность.
Слайд 14

Дискуссия Классика жанра: «12 этаж» (1985) Первый канал: «Гражданин Гордон» «Культура»:

Дискуссия

Классика жанра:
«12 этаж» (1985)
Первый канал:
«Гражданин Гордон»
«Культура»:
«Тем временем» с Александром Архангельским
«Дождь»:
«Дебаты»

Слайд 15

Комментарий Одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического

Комментарий

Одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события,

документа и т. п.
Визуальное воплощение: выступление автора в кадре либо закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами, в форме самостоятельной отдельной передачи или в составе сложной сценарной композиции, посвященной некоторой общественно–значимой проблеме
Предмет анализа: причинно-следственные связи между событиями, цель - поиск возможных последствий происходящего.
Основа жанра: открытая авторская оценка, анализ.