Языки и системы программирования. Лекция 1. Основные понятия

Содержание

Слайд 2

Алгоритм Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность

Алгоритм

Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность

действий, приводящих от исходных данных к искомому результату.
О.Ю. Заславская, И.В. Левченко
Algorithmi – латинское написание имени Мухаммеда аль-Хорезми (787-850), выдающийся математик средневекового Востока
Слайд 3

Свойства алгоритма дискретность; результативность; точность; понятность; массовость;

Свойства алгоритма

дискретность;
результативность;
точность;
понятность;
массовость;

Слайд 4

Программа - это Последовательность команд, которые предназначены для реализации заданного алгоритма

Программа - это

Последовательность команд, которые предназначены для реализации заданного алгоритма компьютером.
О.Ю.

Заславская, И.В. Левченко
Совокупность машинных кодов и данных, загружаемых в оперативную память компьютера и обрабатываемая процессором.
В.В. Фаронов
Слайд 5

Этапы решения задачи на ЭВМ Постановка задачи. Формализация задачи. Построение алгоритма.

Этапы решения задачи на ЭВМ

Постановка задачи.
Формализация задачи.
Построение алгоритма.
Составление программы на языке

программирования.
Отладка и тестирование программы.
Проведение расчетов и анализ полученных результатов.
Слайд 6

Транслятор Транслятор (англ. translator - переводчик) – преобразует программу, написанную на

Транслятор

Транслятор (англ. translator - переводчик) – преобразует программу, написанную на одном

из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд.
Трансляторы реализуются в виде компиляторов или интерпретаторов.
Слайд 7

Компилятор Компилятор (англ. compiler - составитель, собиратель) читает всю программу целиком,

Компилятор

Компилятор (англ. compiler - составитель, собиратель) читает всю программу целиком, делает

ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем выполняется.
Слайд 8

Интерпретатор Интерпретатор ( англ. interpreter - истолкователь, устный переводчик) – переводит

Интерпретатор

Интерпретатор ( англ. interpreter - истолкователь, устный переводчик) – переводит и

выполняет программу строка за строкой.
Слайд 9

Откомпилированные программы работают быстрее, но интерпретируемые проще исправлять и изменять. Паскаль

Откомпилированные программы работают быстрее, но интерпретируемые проще исправлять и изменять.
Паскаль реализуется

с помощью компилятора,
Бейсик реализуется с помощью интерпретатора.
Слайд 10

3.2. Языки и системы программирования Предыстория Первая попытка создать высоко-уровневый язык

3.2. Языки и системы программирования Предыстория

Первая попытка создать высоко-уровневый язык программирования

принадлежит гениальному Конраду Цузе (конец 1940-х годов), разработавшему Plancalcul (планировщик вычислений).
«Plancalcul родился исключительно как результат теоретической работы, без всякой связи с тем, появится или нет в обозримом будущем машины, подходящие к программам на Plancalcul».
Фрагмент рукописи Цузе с шахматной программой на языке Plancalcul
Слайд 11

Михаил Романович Шура-Бура и А.П. Ершов – создатели первых отечественных систем

Михаил Романович Шура-Бура и А.П. Ершов – создатели первых отечественных систем

автоматизации программирования для ЭВМ «БЭСМ» и «Стрела» (1954-1956 годы)

3.2. Языки и системы программирования Предыстория

Слайд 12

3.2. Языки и системы программирования Наиболее активный период разработки языков и

3.2. Языки и системы программирования

Наиболее активный период разработки языков и систем

программирования приходится на 1960-е годы.
За это десятилетие в мире родилось более тысячи разнообразных языков, как универсальных, так и специализированных, но выжили и доросли до XXI века дожили немногие, в том числе бессмертные Fotran, Basic, Algol, Cobol, Simula, Lisp и их потомки.
На рисунке: «вавилонская башня» языков программи-рования, созданных в 1960-е годы
Слайд 13

3.2. Языки и системы программирования Родословная основных высокоуровневых языков программирования

3.2. Языки и системы программирования

Родословная основных высокоуровневых языков программирования

Слайд 14

3.2. Языки и системы программирования Бессмертный Fortran Fortran = FORmula TRANslator

3.2. Языки и системы программирования Бессмертный Fortran

Fortran = FORmula TRANslator
Первый высокоуровневый

язык программирования Fortran был разработан в фирме IBM под руководством Джона Бэкуса (Backus, John; р. 1924).
Работа над языком началась в 1954 г., первая реализация для IBM 704 в выполнена в 1957 г.
Слайд 15

Фрагмент программы на языке Fortran C MAIN PROGRAM 101 FORMAT(208) 102

Фрагмент программы на языке Fortran

C MAIN PROGRAM
101 FORMAT(208)
102 FORMAT(//’N=’,15, 5X, ’R=’, 15
1//6X, ’M’,

5X, PROB)
103 FORMAT(18, F14.10)
201 READ(1,101) N, IR
WRITE(3,102) N, IR
IF(N) 202, 202, 203
202 STOP
203 IF(IR) 202, 202, 204
204 M=O
P=COMBF(N,M)*COMBF(IR-1,N-M-1)
1/COMBF(N+IR-1,IR) ...

3.2. Языки и системы программирования Бессмертный Fortran

Слайд 16

3.2. Языки и системы программирования Basic – язык для начинающих BASIC

3.2. Языки и системы программирования Basic – язык для начинающих

BASIC = Beginners

All-purpuse Symbolic Instruction Code
Язык Basic был разработан в 1964 г. в Дармутском колледже в г. Хановере (Darmouth College, Hanover), штат Нью-Хемпшир
Слайд 17

3.2. Языки и системы программирования Basic – язык для начинающих Авторы

3.2. Языки и системы программирования Basic – язык для начинающих

Авторы языка Basic.

Стоит Джон Кемени (Kemeny, John G.; 1926-1993), сидит Томас Курц (Kurtz, Thomas E.; р. 1928)

10 dim A(5)
20 for i=1 to 5
30 input A(i)
40 next i
50 if i=5 then goto 140
60 if A(i)<=A(i+1) then goto 90
70 i=i+1
80 goto 130
90 z=A(i)
100 A(i)=A(i+1)
110 A(i+1)=z
120 i=1
130 goto 50
140 for i=1 to 5
150 print A(i)
160 next i

Простейшая программа на языке Basic

Слайд 18

Будущие создатели Microsoft Пол Аллен (Allen, Paul; р. 1954) и Билл

Будущие создатели Microsoft Пол Аллен (Allen, Paul; р. 1954) и

Билл Гейтс (Gates, William; р. 1955) познакомились с Бэйсиком, работая в компьютерном классе школы в Сиэтле (снимок 1968 г.)

3.2. Языки и системы программирования Basic – язык для начинающих

Слайд 19

Начав с Бэйсика, компания Microsoft превратилась в крупнейшую софтверную империю, а

Начав с Бэйсика, компания Microsoft превратилась в крупнейшую софтверную империю, а

Билл Гейтс –стал самым богатым человеком на планете

3.2. Языки и системы программирования Basic – язык для начинающих

Штаб - квартира корпорации Microsoft в Редмонде (пригород Сиэтла)

Слайд 20

На протяжении нескольких десятилетий Visual Basic оставался фирменный языком компании Microsoft.

На протяжении нескольких десятилетий Visual Basic оставался фирменный языком компании Microsoft.

В начале 1990-х годов он стал объектным и приобрел средства визуального проектирования

3.2. Языки и системы программирования Basic – язык для начинающих

Слайд 21

3.2. Языки и системы программирования Cobol – язык для бухгалтеров COBOL


3.2. Языки и системы программирования Cobol – язык для бухгалтеров

COBOL =

COmmon Business-Oriented Language
На фото: разработчики языка Cobol у шуточного обелиска, присланного в их адрес в качестве намека на безнадежно медленную работу, способную похоронить саму идею. Справа внизу – Грейс Хоппер
Слайд 22

Основные свойства языка Cobol: независимость программ от оборудования; независимость программ от

Основные свойства языка Cobol:
независимость программ от оборудования;
независимость программ от

данных;
сложные структуры данных;
синтаксис, приближенный к естественному английскому языку.

3.2. Языки и системы программирования Cobol – язык для бухгалтеров

Слайд 23

Программа на Коболе (начало) 1010 IDENTIFICATION DIVISION. 1020 PROGRAM-ID “EXAMPLE”. 1030

Программа на Коболе (начало)

1010 IDENTIFICATION DIVISION.
1020 PROGRAM-ID “EXAMPLE”.
1030 ENVIROMENT DIVISION.
1040 INPUT-OUTPUT

SECTION.
1050 FILE-CONTROL.
1060 SELECT CD ASSIGN TO “SYS010” UNIT-RECORD 2540R.
1070 SELECT TT ASSIGN TO “SYS009” UTILITY 2400.
1080 DATA DIVISION.
1090 FILE SECTION.
1100 FD CD DATA RECORD IS C
1110 LABEL RECORDS ARE OMITTED.
1120 01 C.
1130 02 C1 PICTURE 9(4).
1140 02 C2 PICTURE 9.
1150 02 C3 PICTURE X(70).
...

3.2. Языки и системы программирования Cobol – язык для бухгалтеров

Слайд 24

Программа на Коболе (окончание) 1290 PROCEDURE DIVISION. 1300 P1. OPEN INPUT

Программа на Коболе (окончание)

1290 PROCEDURE DIVISION.
1300 P1. OPEN INPUT CD, OUTPUT

TT.
1310 P2. READ CD, AT END GO TO P3.
1320 MOVE C1 TO D1.
1330 MONE C2 TO D2.
1340 MOVE C3 TO D3.
1350 ADD C1, C2, GIVING D4.
1360 WRITE T FROM D.
1370 GO TO P2.
1380 P3. CLOSE SD, TT.
1390 STOP RUN.

3.2. Языки и системы программирования Cobol – язык для бухгалтеров

Слайд 25

3.2. Языки и системы программирования Algol и его влияние на языки

3.2. Языки и системы программирования Algol и его влияние на языки программирования

ALGOL

= ALGOritmic Language
В 1958 году в Цюрихе (Швейцария) состоялась международная конференция, предложившая проект нового универсального международного языка программирования Algol-58. В 1960 году на парижской конференции была принята окончательная версия под названием Algol-60. На снимке: участники парижской конференции голосуют за Алгол-60.
Слайд 26

Основные свойства языка Algol-60: машинная независимость; формальный синтаксис; описание переменных и

Основные свойства языка Algol-60:
машинная независимость;
формальный синтаксис;
описание переменных

и блочная структура;
рекурсия
Нормальная форма Бэкуса-Наура (БНФ)
<цифра>::= 1|2|3|4|5|6|7|8|9|0
<целое без знака>::= <цифра>| <цифра> <целое без знака>

3.2. Языки и системы программирования Algol и его влияние на языки программирования

Слайд 27

begin integer i, n; real s; real array x[1:n]; s:=0; for

begin
integer i, n;
real s;
real array x[1:n]; s:=0;
for i:=1 step 1

to n do s:=s+x[i]; s:=s/n end

Простейшая программа на Алголе-60, вычисляющая среднее арифметическое n чисел.
Синтаксис Алгола-60 сформировал стандарт для всех последующих языков программирования

3.2. Языки и системы программирования Algol и его влияние на языки программирования

Слайд 28

В результате многолетней переработки Алгола-60 комитетом IFIP появился язык Алгол-68 (пересмотренное

В результате многолетней переработки Алгола-60 комитетом IFIP появился язык Алгол-68 (пересмотренное

сообщение под ред. А. ван Вейнгаардена (A. van Wijngaarden) и др. опубликовано в 1975 г.)

3.2. Языки и системы программирования Algol и его влияние на языки программирования

Слайд 29

3.2. Языки и системы программирования Pascal и его потомки Член комитета

3.2. Языки и системы программирования Pascal и его потомки

Член комитета по Алголу-68

Никлаус Вирт (Wirth, Niklaus; р. 1934) был против принятия переусложненного стандарта.
В знак доказательства своей правоты он разработал в 1971 г. простой и ясный алголоподобный язык, предназначенный прежде всего для обучения студентов в Федеральном техническом университете в Швейцарии. В честь изобретателя первой вычислительной машины Вирт назвал язык Паскалем.
Слайд 30

Программа на Паскале, вычисляющая среднее арифметическое n чисел var i, n:

Программа на Паскале, вычисляющая среднее арифметическое n чисел

var
i, n: integer;


s: float;
x: array[1..n] of real;
begin
s:=0;
for i:=1 to n do
s:=s+x[i];
s:=s/n
end.

3.2. Языки и системы программирования Pascal и его потомки

Слайд 31

Новую жизнь языку Pascal дал Филипп Кан (Kahn, Philippe; р. 1938)

Новую жизнь языку Pascal дал Филипп Кан (Kahn, Philippe; р. 1938)

– создатель компилятора Turbo Pascal для IBM PC и основатель компании Borland (1984 г.)

3.2. Языки и системы программирования Pascal и его потомки

Слайд 32

Среда разработки Delphi фирмы Borland объединила передовые достижения технологии программирования: объектное

Среда разработки Delphi фирмы Borland объединила передовые достижения технологии программирования: объектное

расширение языка Pascal, визуально- событийное проектирование, модульное структурирование и раздельная компиляция.

3.2. Языки и системы программирования Pascal и его потомки

В отличие от учебного Паскаля, язык программирования Modula-2, предложенные Никлаусом Виртом, изначально предназначался для профессионального применения

Слайд 33

В 1975 году Министерство обороны США приняло решение разработать стандартный язык

В 1975 году Министерство обороны США приняло решение разработать стандартный язык

для программирования сложных и ответственных военных приложений. Был объявлен широкий международный конкурс, в котором приняли участие 15 групп разработчиков. В результате нескольких туров в мае 1979 года выявился победитель — французская фирма C.I.I., руководитель проекта Жан Ихбиа (Ichbiah, Jean).
Снимок сделан на II конференции по истории языков программирования, 1993 г.

3.2. Языки и системы программирования Pascal и его потомки

Слайд 34

3.2. Языки и системы программирования Суперязык PL/1 EXAMPLE: PROCEDURE OPTIONS (MAIN);

3.2. Языки и системы программирования Суперязык PL/1

EXAMPLE: PROCEDURE OPTIONS (MAIN);
ON ENDFILE

(SYSIN) GO TO ENDING;
P1: GET LIST (A, B, C);
D = B*B — 4*A*C;
E = —B/(A+A);
IF D<0 THEN DO;
X1, X2 = E;
Y1 = SQRT(—D)/(A+A);
END;
ELSE DO;
R = SQRT(D)/(A+A);
… Y1 = 0;
END;
Y2 = —Y1;
PUT LIST (X1, Y1, X2, Y2);
GO TO P1;
ENDING:;
END EXAMPLE;

PL/1 = Programming Language One
Язык PL/1 был частью амбициозного проекта IBM S/360, он создавался в спешке и представлял собой механическую смесь идей из многих языков. Критики сравнивали его с елкой со множеством украшений.

Слайд 35

3.2. Языки и системы программирования Simula и Smalltalk – революция в

3.2. Языки и системы программирования Simula и Smalltalk – революция в программировании

Simula

= SIMULAlation
За разрабртку языка Simula Кристен Нигорд (Nygaard, Kristen; 1926-2002), на снимке слева, и Оле-Йохан Дал (Dahl, Ole-Johan; 1931-2002) были удостоены высшей награды компьютерного сообщества – медали Тьюринга
Слайд 36

|a| a := Array new: 5. 1 to: 5 do: [:i

|a|
a := Array new: 5.
1 to: 5 do: [:i | a

at: i put:
(Prompter prompt: ’Введите элемент массива’) asNumber].
a := a asSortedCollection.
a do: [:i | Transcript putAll: i printString].

Простейшая программа на Smalltalk, вычисляющая среднее арифметическое пяти чисел

Алан Кей

3.2. Языки и системы программирования Simula и Smalltalk – революция в программировании

Слайд 37

3.2. Языки и системы программирования С – язык для профессионалов Язык

3.2. Языки и системы программирования С – язык для профессионалов

Язык Си (С)

был создан Деннисом Ричи (Ritchie, Dennis M.; р. 1941) в 1973 году в Bell Labs в ходе разработки операционной системы UNIX. Он развивал язык Би (B), который основывался на созданном в Кембриджском университете языке BCPL (от Basic Combined Programming Language), который в свою очередь был потомком Алгола-60
Слайд 38

Текст на языке С отличается лаконичностью float A[5]; for(int i=0;i i=0;

Текст на языке С отличается лаконичностью

float A[5];
for(int i=0;i<5;i++)scanf("%f",&A[i]);
i=0;

while(i<4){
if(A[i]<=A[i+1])i++;
else{
z=A[i];
A[i]=A[i+1];
A[i+1]:=z;
i=0;
}
};
for(i=0;i<5;i++)printf("%f\n",A[i]);

3.2. Языки и системы программирования С – язык для профессионалов

Слайд 39

Бьярн Страуструп (Stroustrup, Bjarne; р. 1950) ввел в язык С объекты

Бьярн Страуструп (Stroustrup, Bjarne; р. 1950) ввел в язык С

объекты и превратил его в С++

3.2. Языки и системы программирования С – язык для профессионалов

Слайд 40

3.2. Языки и системы программирования Java – дитя интернета В 1995

3.2. Языки и системы программирования Java – дитя интернета

В 1995 г. фирма

Sun Microsystems представила язык Java для программирования в интернете.
Он возник в ходе реализации проекта Oak («Дуб»), целью которого было создание системы программирования бытовых микропроцессорных устройств.
Джеймс Гослинг (Gosling, James) – автор Java.
Слайд 41

Java - технология 3.2. Языки и системы программирования Java – дитя интернета

Java - технология

3.2. Языки и системы программирования Java – дитя интернета

Слайд 42

class test { int i, n; float s; float x[n]; public

class test
{
int i, n;
float s;
float x[n];
public

static void main( String args[] )
{
n = 10;
s = 0;
for( i=1; i<=n; i++)
{
s = s + x[i-1];
s = s / n;
}
}

Язык Java основан на С++

3.2. Языки и системы программирования Java – дитя интернета

В качестве альтернативы Java корпорация Microsoft предложила язык С# (Си-шарп)

Слайд 43

Lisp = LISt Processing Язык Lisp создан в 1960 году Джоном

Lisp = LISt Processing
Язык Lisp создан в 1960 году Джоном Маккарти

(McCarthy, John; р. 1927 ) в Массачусетском технологическом институте на теоретическом фундаменте лямбда-исчисления, предложенного еще в 1930 году известным американским логиком Алонзо Черчем.

3.2. Языки и системы программирования Долгожитель Lisp – инструмент функционального программирования

Дж. Маккарти и А.П. Ершов Снимок 1975 г.

Слайд 44

Программа на Lisp имеет специфический вид из-за обилия скобок. За это

Программа на Lisp имеет специфический вид из-за обилия скобок. За это

студенты прозвали его «Lots of Infuriating & Silly Parenthesis» - «Множество раздражающих и глупых скобок»

(setq L `(8 5 13 11 10))
(defun sum (L)
(cond ((null L) '0)
(t (add (car L) (sum (cdr L))))
)
)
(div (sum L) '5) Примитивы: cond — условная функция, проверяющая с помощью функции null пустоту списка;
add — суммирование аргументов;
car — извлечение первого элемента из списка;
cdr — извлечение остатка списка (без первого элемента).

3.2. Языки и системы программирования Долгожитель Lisp – инструмент функционального программирования

Слайд 45

3.2. Языки и системы программирования Prolog – несостоявшаяся мечта ЭВМ V

3.2. Языки и системы программирования Prolog – несостоявшаяся мечта ЭВМ V поколения


Prolog = PROgramming for LOGic
Теоретические основы языка были разработаны Робертом Ковальским (Kowalski, Robert) в Эдинбургском университете (Шотландия) в конце 1960-х годов

Первая практическая реализация языка осуществлена Аленом Кольмари (Colmerauer, Alain ) в Марсельском университете (Франция) в 1972 г.

Слайд 46

Факты: муж (петя), муж (ваня), муж (коля), жен (таня), жен (маша),

Факты:
муж (петя), муж (ваня),
муж (коля), жен (таня), жен (маша),
мать (ваня, таня),

отец (ваня, петя),
отец (маша, ваня), отец (коля, ваня).
Правила вывода:
родитель (X, Y) :— отец (X, Y)
родитель (X, Y) :— мать (X, Y)
дед (X, Y) :— родитель (X, Z), отец (Z, Y)
брат (X, Y) :— муж (Y), родитель (X, Z), родитель (Y, Z), X<>Y
Примеры диалога:
GOAL> дед (коля, X) Кто дед Коли?
X = Петя
GOAL> брат (маша, X) Кто брат Маши?
X = Коля

Описание предметной области семейных отношений на языке Prolog

3.2. Языки и системы программирования Prolog – несостоявшаяся мечта ЭВМ V поколения

Слайд 47

Проект ЭВМ V поколения – японский вызов мировой компьютерной индустрии, брошенный

Проект ЭВМ V поколения – японский вызов мировой компьютерной индустрии, брошенный

в начале 1980-х годов

3.2. Языки и системы программирования Prolog – несостоявшаяся мечта ЭВМ V поколения

Слайд 48

Концептуальные отличия ЭВМ V поколения: • новая технология производства микросхем, знаменующая

Концептуальные отличия ЭВМ V поколения:
• новая технология производства микросхем, знаменующая переход от

кремния к арсениду галлия, и дающая возможность на порядок повысить быстродействие основных логических элементов;
• новая архитектура (не фон-неймановская);
• новые способы ввода-вывода информации — распознавание и синтез речи и образов;
• отказ от традиционных алгоритмических языков программирования (Фортран, Алгол и т. п.) в пользу декларативных;
• ориентация на задачи искусственного интеллекта с автоматическим поиском решения на основе логического вывода.

3.2. Языки и системы программирования Prolog – несостоявшаяся мечта ЭВМ V поколения

Слайд 49

Структура ЭВМ V поколения 3.2. Языки и системы программирования Prolog – несостоявшаяся мечта ЭВМ V поколения

Структура ЭВМ V поколения

3.2. Языки и системы программирования Prolog – несостоявшаяся мечта

ЭВМ V поколения
Слайд 50

В качестве основного языка ЭВМ V поколения предполагалось использовать Prolog 3.2.

В качестве основного языка ЭВМ V поколения предполагалось использовать Prolog

3.2.

Языки и системы программирования Prolog – несостоявшаяся мечта ЭВМ V поколения
Слайд 51

3.2. Языки и системы программирования Logo – язык для самых маленьких

3.2. Языки и системы программирования Logo – язык для самых маленьких

Язык Logo,

изобретен в 1967 г. в MIT выдающимся математиком и педагогом Сеймуром Пейпертом (Papert, Seymour; р. 1928).
Пейперт в 1958-1963 годах работал в Женеве у знаменитого психолога Жана Пиаже (Piaget, Jean), где занимался детьми и природой их мышления.
Идейной основой Logo является язык Lisp

На фото: Сеймур Пейперт получает степень почетного доктора Софийского университета (1999 г.)

Слайд 52

Программа на Logo управляет черепашкой, оставляющей видимый след. С помощью зрительных

Программа на Logo управляет черепашкой, оставляющей видимый след. С помощью зрительных

образов интерпретируются все базовые структуры программирования

Процедура с параметром

это дуга :шаг :число_шагов
повтори :число_шагов
[вперед :шаг направо 10]
Конец
это спираль :шаг
если :шаг < 1 [стоп]
дуга :шаг 18
спираль :шаг / 2
конец

Цикл

Рекурсия

3.2. Языки и системы программирования Logo – язык для самых маленьких

Слайд 53

Концепция Logo учитывает детскую психологию и рассчитана на обучение школьников, начиная

Концепция Logo учитывает детскую психологию и рассчитана на обучение школьников, начиная

с младших классов

Новейшие реализации Logo используют принципы объектно-ориентированного программирования.
В программе Юли Гладких, 9 лет, черепашка в форме лебедя плавает по озеру.

3.2. Языки и системы программирования Logo – язык для самых маленьких

Слайд 54

3.2. Языки и системы программирования Уроки истории Основные парадигмы программирования: •

3.2. Языки и системы программирования Уроки истории

Основные парадигмы программирования:
• процедурное программирование (Fortran, Basic,

Cobol, Algol, Pascal, Ada, С, Logo, FoxPro);
• объектно-ориентированное программирование (Simula, Smalltalk, Object Pascal, C++, Java, C#);
• визуально-событийное программирование (Visual Basic, Delphi, Visual C++, Visual Java, Visual FoxPro);
• функциональное программирование (Lisp);
• логическое программирование (Prolog).
Слайд 55

Блез Паскаль (Pascal, Blaise; 1623-1662) 1.4. Суммирующая машина Паскаля

Блез Паскаль (Pascal, Blaise; 1623-1662)

1.4. Суммирующая машина Паскаля

Слайд 56

Паскалина (1642 г.) Вид спереди 1.4. Суммирующая машина Паскаля

Паскалина (1642 г.) Вид спереди

1.4. Суммирующая машина Паскаля

Слайд 57

Чарльз Бэббидж (Charles Babbage, 1791-1871) 1.6. Принцип программного управления. Вычислительные машины Бэббиджа

Чарльз Бэббидж (Charles Babbage, 1791-1871)

1.6. Принцип программного управления. Вычислительные машины

Бэббиджа
Слайд 58

Вычислительные машины Бэббиджа 1820-1832 г. (фрагменты, реконструкция) 1.6. Принцип программного управления. Вычислительные машины Бэббиджа

Вычислительные машины Бэббиджа 1820-1832 г. (фрагменты, реконструкция)

1.6. Принцип программного управления. Вычислительные

машины Бэббиджа
Слайд 59

Первый в истории программист графиня Ада Лавлейс, урожденная Байрон (Lovelace, Ada

Первый в истории программист графиня Ада Лавлейс, урожденная Байрон (Lovelace, Ada

Augasta; 1815-1852)

1.6. Принцип программного управления. Вычислительные машины Бэббиджа

Слайд 60

Руководитель группы программистов Mark-1 Грейс Хоппер (Hopper, Grace; 1906-1992) Младший лейтенант...

Руководитель группы программистов Mark-1 Грейс Хоппер (Hopper, Grace; 1906-1992)

Младший лейтенант...

…адмирал

1.8. Сложные

электромеханические и релейные машины – предвестники ЭВМ