Знакомство с языком Паскаль. Линейное программирование

Содержание

Слайд 2

(продолжение):

(продолжение): 

Слайд 3

Проверка: 1. Поменяйся тетрадкой с соседом по парте. 2. Проверь его

Проверка:

1. Поменяйся тетрадкой с соседом по парте.
2. Проверь его ответы по

шаблону:
3. Поставь ему плюс за каждый верный ответ и выставь оценку в тетради по образцу:
«5»=12-14 (+), «3» = 4-7(+),
«4» =8-11(+), «2» =1-3(+).
Исправления не допускаются…
Слайд 4

Отметьте в своей карточке рефлексии заработанную оценку…

Отметьте в своей карточке рефлексии заработанную оценку…

Слайд 5

Мы знаем команды присвоить, ввод и вывод на алгоритмическом языке. Сможем

Мы знаем команды присвоить, ввод и вывод на алгоритмическом языке. Сможем ли

мы теперь написать программу на языке программирования Паскаль?

Каких знаний нам не хватает?
-Мы не знаем языка программирования Паскаль:
как записываются операторы на языке программирования Паскаль?
какую структуру имеет программа на Паскале?
Как решать простейшие задачи на этом языке?
То есть мы не знаем об этом языке программирования ничего!
Какая тема урока?
-Тема урока: «Знакомство с языком Паскаль. Линейное программирование».

Слайд 6

Тема урока: «Знакомство с языком Паскаль. Линейное программирование». Каковы цели урока?

Тема урока: «Знакомство с языком Паскаль. Линейное программирование».

Каковы цели урока?

познакомиться с основными понятиями

и правилами языка Паскаль,
научиться решать простейшие задачи (с линейными алгоритмами).
Слайд 7

Цели урока: познакомиться с основными понятиями и правилами языка Паскаль, линейным

Цели урока: познакомиться с основными понятиями и правилами языка Паскаль, линейным

алгоритмом.
Образовательные задачи на урок:
1. Узнать какова структура программ на Паскале.
2. Узнать, как записываются операторы присвоить, ввод и вывод.
3. Узнать, как записываются арифметические выражения на яз. Паскаль.
4. Научиться составлять простейшие программы на этом языке.
Развивающие задачи:
1. развитие логического и алгоритмического мышления, памяти,
2. внимательности, аккуратности, дисциплинированности,
3. способности к самостоятельной и коллективной деятельности и
4. формирование рефлексии (как навыка самооценивания успешности своей деятельности).
Воспитательные задачи: воспитание информационной культуры учащихся, повышение уровня притязаний и учебной мотивации.
Слайд 8

Как называется алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за

Как называется алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за

другом (линейно)?

Приготовление бутерброда:

+

=

-Линейным алгоритмом.

Слайд 9

Линейный алгоритм Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются в порядке

Линейный алгоритм

Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их

записи, т.е. последовательно друг за другом.

Старт

Финиш

Слайд 10

В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария) разработал язык программирования для обучения

В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария) разработал язык программирования для обучения

студентов, который был назван в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Система программирования PASCAL (Паскаль).

Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Слайд 11

1) латинские буквы – большие и малые; 2) буквы русского алфавита

1) латинские буквы – большие и малые; 2) буквы русского алфавита -

большие и малые; 3) цифры – от 0 до 9; вещественные числа записываются с точкой: 3.14, 5.678, … 4) знаки операций: +, -, /, *,=,<, >, <>, <=, >=; 5) разделительные знаки – ( ) [ ] { } ; . , ‘ _% & # и т. д.

Алфавит языка программирования PASCAL

Слайд 12

Структура программы на Паскале: Заголовок программы Раздел описания переменных Раздел операторов

Структура программы на Паскале:

Заголовок программы

Раздел описания переменных

Раздел операторов (основная

часть)
Операторные скобки BEGIN- END означают начало и конец программы.

PROGRAM имя программы;

VAR <раздел описаний>

BEGIN
<тело программы>
END.

Слайд 13

Раздел описания переменных начинается со слова Var, за которым идёт список

Раздел описания переменных начинается со слова Var, за которым идёт список

имен переменных через запятую. Тип указывается через двоеточие.
Integer -обозначает целый тип, real – обозначает вещественный.
Например,
Var a, b: integer; c, d: real;
При описании переменных происходит резервирование (выделение) памяти!!!
То есть под значения переменных a, b резервируется память как для целых чисел, а для значений переменных c, d –как для вещественных…
Слайд 14

Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение

Переменные

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение.
Значение переменной

может изменяться во время работы программы.

Типы переменных:
integer { целая }
real { вещественная }
char { один символ }
string { символьная строка }
boolean { логическая }

var a, b: integer;
Q: real;
s1, s2: string;

Слайд 15

Оператор вывода: write иwriteln («писать») write (a); {вывод значения переменной a}

Оператор вывода: write иwriteln («писать»)

write (a); {вывод значения переменной a}

writeln

( a ); {вывод значения переменной a и переход на новую строчку}

Например,
writeln ( 'Привет!' ); - на экране мы увидим фразу «Привет!»

writeln ( 'Ответ: ', c ); - на экране мы увидим фразу «Ответ:» и рядом значение переменной c.

writeln ( a, '+', b, '=', c ); - на экране мы увидим значение а + значение b = значение c.

Слайд 16

Оператор ввода: read и readln («читать») read (a); -ожидает ввода данных

Оператор ввода: read и readln («читать»)

read (a); -ожидает ввода данных

и вносит введенное пользователем значение в переменную а.

readln (a); -ожидает ввода данных, вносит введенное значение в переменную а и переводит курсор на новую строчку.

Например,
read (a); -при вводе пользователем значения переменной а на экране мы увидим её значение.

readln(a); -при вводе пользователем значения переменной а на экране мы увидим её значение и курсор перейдёт на новую строку.

Слайд 17

mod div / * - + SIN (x) SQR (x) SQRT

mod

div

/

*

-

+

SIN (x)

SQR (x)

SQRT (x)

ABS (x)

Sin x

x 2

|x|

√ x

сложение

вычитание

умножение

деление

деление
нацело

Остаток
от деления

Арифметические

операции

Функции

F (x)

COS (x)

Cos(x)

Arctan(x)



Arctan(x)

Exp(a*ln(x))

Слайд 18

Правила записи арифметических выражений Правила записи арифметических выражений: Арифметическое выражение записывается

Правила записи арифметических выражений

Правила записи арифметических выражений:
Арифметическое выражение записывается

в строку (не вертикально).
Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций.
Нельзя опускать знак умножения между сомножителями (a*b).
Используются только круглые () скобки.
Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (по правилам записи арифметических выражений).

Приоритеты
выполнения операций

( )

F(x)

*

/

+

-

div

mod

Слайд 19

Проверим насколько мы поняли тему урока?

Проверим насколько мы поняли тему урока?

Слайд 20

program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin a:=5;

program qq;
var a, b: integer;
x, y: real;
begin
a:=5;

10:=x;
y:=7,8;
b:=2.5;
x:=2*(a+y);
a:=b+x;
end.

Задание 1 (устно): Найдите ошибки в программе:

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются точкой

нельзя записывать вещественное значение в целую переменную

Слайд 21

x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a)); Запишите выражение в математическом виде: Задание 2 ( в тетради):

x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

Запишите выражение в математическом виде:

Задание 2 ( в тетради):

Слайд 22

Задание 3 (в тетради): Напишите программу вычисления y по формуле: y


Задание 3 (в тетради):

Напишите программу вычисления y по формуле:
y

= ( 1- x2 + 5x4 )2, где x - данное целое число.

Program zadacha2;
Var х, у: integer;
Вegin
Write(‘Введите целое число ’);
Read(x);
y:=sqr(1-sqr(x)+5*sqr(sqr(x)));
Write(‘Значение у равно ’,y);
End.

Слайд 23

Задание 4 (в тетради): Каков результат выполнения программы при x=0, y=100,

Задание 4 (в тетради):
Каков результат выполнения программы
при x=0, y=100,

z= -156:
Program control.
Var x, y, z, pr: real;
Begin
Writeln(‘введите 3 числа’);
Readln (x); Readln (y); Readln (z);
Pr:= x*y*z;
writeln(‘произведение =’, pr)
End.
Ответ: 0.
Слайд 24

Самостоятельно в тетради: Задача №5. Составить программу на алгоритмическом языке и

Самостоятельно в тетради:

Задача №5. Составить программу на алгоритмическом языке и

яз Паскаль.
Васе Пупкину (известному школьному программисту) лень каждый раз считать сдачу, когда он что-то покупает, и он придумал использовать программу, подсчитывающую правильно ли ему дали сдачу. Программа запрашивает всего 2 числа: первое-стоимость товара, второе купюру, которой Вася рассчитывается. Результат –сдача. Все данные в рублях.
Слайд 25

Рефлексия (ответы запиши в тетрадь): 1. Чему ты научился на уроке?

Рефлексия (ответы запиши в тетрадь):

1. Чему ты научился на уроке?
2.

Какой навык даёт изучение программирования (что развивает)?
3. В каких жизненных ситуациях это
пригодится?
Слайд 26

«Проверь свои способности к самооцениванию» Фамилия, имя, класс___________________________________________

«Проверь свои способности к самооцениванию»
Фамилия, имя, класс___________________________________________