Аннинское и Елизаветинское барокко

Содержание

Слайд 2

Еропкин Пётр Михайлович (1698-1740) Из дворян. В 1716-1724 обучался в Италии.

Еропкин Пётр Михайлович (1698-1740)
Из дворян.
В 1716-1724 обучался в Италии.
В 1724

получил от Петра I заказ на проектирование царского дворца в Преображенском.
В 1726-1728 руководил строительством отдельных зданий и сооружений в Стрельне и Петергофе.
В 1732-1735 - главный архитектор петербургской Полицмейстерской канцелярии.
С 1737 служил главным архитектором "Комиссии о Санкт-Петербургском строении".
В 1740 году с группой А. П. Волынского выступил против бироновщины и был казнён в том же году.
Слайд 3

Невский трезубец или Нептунов трезубец — так называли план застройки левобережной

Невский трезубец или Нептунов трезубец — так называли план застройки левобережной

части города на Неве по системе "трех лучей" относительно башни Главного адмиралтейства. В XVIIIв. этот проект осуществлял Еропкин. В план застройки входили главные городские магистрали: Невский пр., Гороховая ул. и Вознесенский пр.
Слайд 4

В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом.

В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом.

Слайд 5

Якоби - Ледяной дом 1878 ГРМ Ледяной дом был построен для

Якоби - Ледяной дом 1878 ГРМ

Ледяной дом был построен для шутовской

свадьбы князя М. А. Голицына и А. И. Бужениновой. Для развлечения были привезены около 300 человек различных народов, одетых в национальные костюмы. «Свадьба» состоялась 6 февраля 1740 года. Дом растаял в апреле 1740 года.
Слайд 6

Архитекторами дома были Еропкин и академик Г. В. Крафт. Дом был

Архитекторами дома были Еропкин и академик Г. В. Крафт. Дом был

возведён из ледяных блоков, которые скреплялись водой. Размеры дома: длина 17,1 м, ширина 5,3 м, высота 6,4. Всё внутренне убранство и утварь тоже были изготовлены изо льда, в том числе стол, табуретки, чашки, игральные карты, цветы и т. п.
Слайд 7

Земцо́в Михаи́л Григо́рьевич (1688-1743) В отличие от своих сверстников «пенсионеров»: П.

Земцо́в Михаи́л Григо́рьевич (1688-1743)
В отличие от своих сверстников «пенсионеров»: П.

М. Еропкина, Т. И. К. Коробова архитектор Земцов не учился за границей, но сумел продолжить петровские начинания в эпоху политической реакции в годы правления императрицы Анны Иоанновны.
В 1730 возглавил все строительные работы в Петергофе. М. Г. Земцов по существу является автором завершения композиции Большого каскада и некоторых фонтанов, которые без существенных изменений сохранились до наших дней.
Слайд 8

В 1727-1734 работал на строительстве здания Кунсткамеры. Именно Земцов оформлял интерьеры

В 1727-1734 работал на строительстве здания Кунсткамеры. Именно Земцов оформлял интерьеры

здания (не сохранились). Считается также, что окончательный вид к концу XVIII века здание Кунсткамеры с величественной башней, статуями в нишах и волютами боковых павильонов приобрело благодаря усилиям Земцова.
Слайд 9

Одним из характерных творений Земцова (при участии И. Я. Бланка) является

Одним из характерных творений Земцова (при участии И. Я. Бланка) является

церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1728-1734)
Церковь Симеона и Анны близ берега р. Фонтанки была тезоименитским храмом императрицы Анны Иоанновны (первая деревянная церковь на этом месте заложена в 1712 году и освящена в 1714 году в честь рождения дочери Петра I — Анны). Над южным порталом церкви красуется картуш с личным гербом императрицы.
Церковь интересна тем, что в целом выдержана в традициях стиля петровского барокко, но с показательным для времени политической реакции и застоя аннинского периода, отходом от новаций петровской эпохи к старорусским традициям. Вместо башенного (западноевропейского) типа колокольни, как в Петропавловском соборе, Земцов использовал ярусный тип колокольни.
Слайд 10

В 1732-1735 курировал достройку корпусов Александро-Невской лавры.

В 1732-1735 курировал достройку корпусов Александро-Невской лавры.

Слайд 11

После смерти Д. Трезини в 1734 году завершал его постройки, в

После смерти Д. Трезини в 1734 году завершал его постройки, в

том числе Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Уникальной до настоящего времени остаётся сохранившаяся отделка Петровского (ранее Сенатского) зала здания Двенадцати коллегий.
Слайд 12

Коробов, Иван Кузьмич (1700-1747) Происходил из столбовых дворян. Первоначально обучался в

Коробов, Иван Кузьмич (1700-1747)
Происходил из столбовых дворян.
Первоначально обучался в московской

Школе математических и навигацких наук, в 1715 году отправлен по указу Петра I в Санкт-Петербург в Морскую академию, откуда в 1718 году послан с другими пенсионерами в Амстердам для совершенствования в архитектурном искусстве.
Слайд 13

В 1735-1739 годах Коробов строил церковь Святого Пантелеймона Целителя у Партикулярной

В 1735-1739 годах Коробов строил церковь Святого Пантелеймона Целителя у Партикулярной

верфи на Фонтанке. На этом месте стояла деревянная часовня в память победы русского флота над шведами при Гангуте в 1714 году в день Св. Пантелеимона. В 1834 году архитектор В. Беретти несколько изменил купол и переоформил интерьеры в классицистическом стиле. Церковь, хотя и построена в послепетровское время, характерна реминисценциями стиля «петровского барокко»: двуцветная окраска, колокольня башенного типа, полукружие апсиды с двумя большими волютами.
Слайд 14

Работать в России Коробову пришлось уже после Петра, в период правления

Работать в России Коробову пришлось уже после Петра, в период правления

императрицы в Анны Иоанновны.
В 1727-1741 годах Коробов числился архитектором Адмиралтейского ведомства. Занимался отделкой кораблей.
Выстроил второе каменное здание Адмиралтейства (1728—1738). В этой работе он в точности следовал замыслу Петра Великого и его собственноручному наброску: высокая башня с золочёным шпилем, увенчанная «яблоком» под короной и корабликом (трёхмачтовым парусником): моделью линейного корабля «Ингерманланд». В дальнейшем зодчий А. Д. Захаров, перестраивая в 1806-1823 годах здание Адмиралтейства, бережно сохранил «петровскую затею».
Слайд 15

Адмиралтейство 1 вариант 1711 - Трезини ? 2 вариант 1738 -

Адмиралтейство

1 вариант 1711
- Трезини ?

2 вариант 1738 - Коробов

3 вариант

1823 - Захаров
Слайд 16

Чева́кинский, Савва Иванович (1713-1779) Из дворян. В 1729 был определён в

Чева́кинский, Савва Иванович (1713-1779)
Из дворян. В 1729 был определён в Морскую

академию в Петербурге, откуда в 1734 году ушёл в Измайловский полк.
По требованию Адмиралтейств-коллегии был исключен (за самовольный уход из академии) из полка и поступил учеником в архитектурную команду И. К. Коробова, под руководством которого проработал семь лет.
В 1739 начал самостоятельную творческую деятельность.
В 1741-1767 годах — главный архитектор Адмиралтейств-коллегии. В 1767 с наступлением эпохи классицизма Чевакинский ушёл в отставку и уехал в своё имение. После этого сведения о нём практически отсутствуют.
Слайд 17

Крупнейшей постройкой Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753-1762) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756-1758).

Крупнейшей постройкой Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753-1762) с

отдельно стоящей ярусной колокольней (1756-1758).
Слайд 18

С целью скругления фасадных линий Чевакинский предпочитал оформлять выступающие углы зданий

С целью скругления фасадных линий Чевакинский предпочитал оформлять выступающие углы зданий

пучками из трёх колонн, из которых средняя обычно вынесена на самый угол. Как и другие архитекторы елизаветинской эпохи, щедро использовал для обработки фасадов скульптурный декор. Постройки Чевакинского так же выделяются коваными балкончиками и декорированными растительным узором кронштейнами, позаимствованными из репертуара дворцовых построек того времени.
Слайд 19

Слайд 20

Дворец Шувалова в Санкт-Петербурге (1753-1755, архитектор С. И. Чевакинский). Расположен на

Дворец Шувалова в Санкт-Петербурге (1753-1755, архитектор С. И. Чевакинский). Расположен на

углу Итальянской улицы и Малой Садовой. В помещениях этого дома размещалась галерея картин, собранных Иваном Ивановичем Шуваловым и первоначально размещались студенты и преподаватели Академии Художеств (1757). С 1918 здесь расположился Музей гигиены.
Слайд 21

Дворец Шереметьевых (Фонтанный дом). Архитекторы - Чевакинский, Федор Аргунов. Получил своё

Дворец Шереметьевых (Фонтанный дом). Архитекторы - Чевакинский, Федор Аргунов. Получил своё

название от реки Фонтанки, на берегу которой он стоит. В настоящее время в главном здании дворца расположен Музей Музыки, включающий в себя отреставрированную анфиладу парадных залов второго этажа. В одном из флигелей расположен Музей Анны Ахматовой.
Слайд 22

В 1738-1742 для Петра Борисовича Шереметьева на месте старых деревянных корпусов

В 1738-1742 для Петра Борисовича Шереметьева на месте старых деревянных корпусов

под руководством архитектора Г. Д. Дмитриева был построен новый одноэтажный дворец.
В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Федора Сергеевича Аргунова это здание было надстроено вторым этажом.
Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершённым лучковым фронтоном. В поле фронтона помещён картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами.

Мезони́н (фр. mezzanine, от — средний) — надстройка над средней частью жилого дома, часто с балконом.

Слайд 23

Аргунов, Фёдор Семёнович (1733-1768) — русский архитектор, крепостной графа Шереметева, двоюродный

Аргунов, Фёдор Семёнович (1733-1768) — русский архитектор, крепостной графа Шереметева, двоюродный

брат художника Ивана Аргунова. О жизни Аргунова известно очень мало. Вероятно, он учился у С. И. Чевакинского. Все члены семьи были крепостными Шереметевых.
Дворец Шереметьевых (Фонтанный дом) 1750-55. Дворец – усадебного типа в глубине участка.
Слайд 24

Усадьба Куско́во — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль

Усадьба Куско́во — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль

XVIII века. Ансамбль включает: дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот» (1756-1761), «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Фёдора Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики; церковь Спаса Всемилостивого (XVIII в.)
Слайд 25

Ухтомский, Дмитрий Васильевич, князь (1719 -1774) — главный архитектор Москвы в

Ухтомский, Дмитрий Васильевич, князь (1719 -1774) — главный архитектор Москвы в

период правления императрицы Елизаветы Петровны.

Храм Никиты, Москва, Старая Басманная улица

Слайд 26

Постройки в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (колокольня, Смоленская церковь (Одигитрии), включая живопись и иконостас) 1738-1770

Постройки в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (колокольня, Смоленская церковь (Одигитрии), включая живопись

и иконостас) 1738-1770
Слайд 27

Трези́ни Пьетро Антонио (1692-1760) — швейцарский архитектор, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге.

Трези́ни Пьетро Антонио (1692-1760) — швейцарский архитектор, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге.

В 1742—1751 годах — главный архитектор города, представитель архитектурного стиля «петровского барокко». Дальний родственник Доменико Трезини.
Слайд 28

Трези́ни Пьетро Антонио – СПб, Сампсониевская церковь 1728-40

Трези́ни Пьетро Антонио –
СПб, Сампсониевская церковь 1728-40

Слайд 29

В 1710 году на месте будущего собора в честь победы в

В 1710 году на месте будущего собора в честь победы в

Полтавской битве 27 июня 1709 года была построена и освящена деревянная Сампсониевская церковь, названная именем Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в битве. Перестройка церкви в собор велась в 1728—1740 годах. На сегодняшний день собор состоит из трёх зданий — основного храма, колокольни и часовни. Собор и колокольня возведены в 1740 году. Имя архитектора собора доподлинно не известно. Историки архитектуры предполагают, что это могли быть: П. А. Трезини, Джузеппе Трезини или Михаил Земцов. Архитектор колокольни неизвестен.
Слайд 30

Владимирская церковь 1761-69 Трезини П.А. Кваренги Мельников

Владимирская церковь 1761-69
Трезини П.А.
Кваренги
Мельников

Слайд 31

Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761

Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761

по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.
В 1791 году архитектор Дж. Кваренги закончил постройку двухъярусной отдельно стоящей колокольни.
В 1830—1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведён притвор.
В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус, а в 1850—1853 годах он же соорудил две часовни и ограду.
Слайд 32

Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к

Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к

классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (тёплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви.
Слайд 33

Вист, Александр Францевич (1722-1794) – родился в семье выходца из Шлезвига

Вист, Александр Францевич (1722-1794) – родился в семье выходца из Шлезвига

Франца Виста, в 1704 году прибывшего в Санкт-Петербург. Отец будущего архитектора был служащим Военной коллегии. Александр Вист получал архитектурное образование у И. Я. Бланка, М. Г. Земцова и П. А. Трезини. С 1743 года проходил стажировку в Италии.

В 1762 по проекту Виста было начато строительство Ботного дома. В стилистическом отношении данное здание сочетает в себе формы позднего барокко и раннего классицизма. Однако, после окончания строительства дома, выяснилось, что в проём двери не проходит ботик. Пришлось разбирать проём и стены Ботного дома, чтобы внести внутрь бот.

Слайд 34

Андреевский собор (1764-1780) на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, стоящий на пересечении

Андреевский собор (1764-1780) на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, стоящий на пересечении

Большого проспекта и 6-й линии. По одним сведениям, проект разработал архитектор А. Ф. Вист, и возможно в процессе строительства принимал участие архитектор А. А. Иванов.
Главный купол Андреевского собора обрамлён четырьмя главками, трапезная соединяет основной объём с двухъярусной шатровой колокольней. Стены обработаны пилястрами и прорезаны высокими полуциркульными окнами.
Во время строительства некоторые конструкции здания обрушились, из-за чего Вист оказался втянут в судебное разбирательство, однако был оправдан. Причиной происшествия было названо низкое качество кирпича.
Слайд 35

Купол Андреевского собора

Купол Андреевского собора

Слайд 36

Храм имеет не только весьма красивый внешний вид, но, по мнению

Храм имеет не только весьма красивый внешний вид, но, по мнению

искусствоведов, лучшим его украшением является резной позолоченный трёхъярусный иконостас.
Слайд 37

Основные признаки Елизаветинского барокко: Пышность, роскошь. Динамика, рваный ритм, пучки колонн.

Основные признаки Елизаветинского барокко:
Пышность, роскошь.
Динамика, рваный ритм, пучки колонн.
Плавность, текучесть линий.
Обилие

декора: скульптура (маскароны, кариатиды, позолоченные барельефы, картуши, наличники), фигурный фронтон, волюты (завитки), ризалиты, вместо прямоугольного – круглое или закругленное окно.
Исполинские масштабы построек
В интерьерах, ДПИ часто используются рокайльные элементы декора.
Использование элементов древне-русской архитектуры (крестово-купольная система, луковичные главы, пятиглавие, нарядный 2-3-х цветный окрас фасадов с применением золота).