Античная литература и искусство. Лекция №2

Содержание

Слайд 2

Сущность понятия АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА – это литература грекоримского рабовладельческого общества. Термин

Сущность понятия

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА – это литература грекоримского рабовладельческого общества.
Термин “античная”

происходит от латинского слова anticuus – “древний”.
Римская литература стала развиваться значительно позже греческой, создаваясь на ее основе.
Слайд 3

Мифология Из огромного количества греческих богов наиболее почитаемыми считались 12 “олимпийцев”

Мифология

Из огромного количества греческих богов наиболее почитаемыми считались 12 “олимпийцев” (обитавших

на горе Олимп). Первые шесть богов – братья и сестры Зевса – составляют “олимпийской пантеон”:
Зевс-громовержец (римск. Юпитер) – царь богов,
Гера (римск. Юнона) – жена и сестра Зевса, покровительница сил природы, брака и супружеской любви.
Гестия (римск. Веста) –сестра Зевса, богиня домашнего очага.
Деметра (римск. Церера) – сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия
Посейдон (римск. Нептун) – брат Зевса,бог морей
Аид или Гадес (римск. Плутон) – брат Зевса, бог подземного царства.
Следующие шесть богов – молодые боги:
Арес (римск. Марс) – сын Зевса и Геры, бог войны. Имел от Афродиты сына Эрота (римск.Амур)
Гефест (римск. Вулкан) – сын Зевса и Геры. Бог-кузнец, покровитель ремесел.
Гермес (римск. Меркурий) – сын Зевса и Майи, бог-вестник, покровитель дорог, торговли, магии.
Афина (римск. Минерва) – дочь Зевса и Метиды, родилась из головы Зевса. Богиня мудрости, покровительница и патроним Афин. Эпитеты: Варвакион (воительница), Паллада (покровительница городов) и Парфенос (девственница)..
Аполлон (римск. Аполлон и Феб) – сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец Артемиды. Покровитель искусств, его обычно сопровождают девять Муз: Терпсихора (муза танца), Талия (комедии), Мельпомена (трагедии), Евтерпа (лирич.поэзии), Эрато (эротич. поэзии), Каллиопа (эпическ. поэзии), Полигимния ( пантомимы), Клио (истории), Урания (астрономии).
Артемида (римск. Диана) – дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, богиня охоты. Покровительница девственниц.
Слайд 4

Мифология Герои – полубоги, рожденные от богов и смертных. Наиболее известны

Мифология

Герои – полубоги, рожденные от богов и смертных.
Наиболее известны мифы

о Геракле (сыне Зевса и Алкмены),
о Персее (сыне Зевса и Данаи),
об Ахилле (сыне морской богини Фетиды и царя Пелея).
Герои были наделены почти божественным могуществом, однако, в отличие от бессметных богов – были смертны. Исключение составляет сын Зевса и смертной женшины Семелы, “вторично” рожденный из бедра Зевса и, поэтому, признанный богом Дионис (римск. Вакх или Бахус) – бог плодородия, виноградарства и виноделия.
Слайд 5

Фольклор Устное народное творчество - песни – календарные, трудовые, обрядовые (напр.

Фольклор

Устное народное творчество - песни – календарные, трудовые, обрядовые (напр. гименеи

или эпиталамии, плачи), культовые (гимн, молитва) и эпические сказания, передаваемые устно из поколения в поколение, и записанные около VI века до н.э., с появлением письменности.
Хранителями этих эпических преданий являлись аэды, т.е. сочинители, о которых не сохранилось никаких сведений, и рапсоды, т.е. ”сшиватели”, которые соединяли существующие сказания в поэмы, придавая им литературную поэтическую форму.
Первобытная поэзия имеет две особенности: 1. выражение коллективных чувств и представлений и 2. синкретизм (термин акад. Веселовского).
Слайд 6

Фольклор Поэмы исполнянись под аккомпанемент арфы или лиры, на пирах или

Фольклор

Поэмы исполнянись под аккомпанемент арфы или лиры, на пирах или народных

собраниях. Ударение в древнегреческом языке были не силовым, а мелодическим (голос повышался на ударном слоге), поэтому принято говорить о “пении” поэм сказителями. Поэмы объединялись в киклы (циклы) вокруг какого-либо исторического события (кикл об аргонавтах, троянский кикл), событий в одном городе (Фиванский кикл), личности главного героя (кикл о Геракле, о Персее).
Наиболее известным и разработанным в дальнейшей литературе является кикл о троянской войне.
Слайд 7

ТРОЯНСКИЙ ЦИКЛ Город Троя (или Илион) действительно существовал. Он находился на

ТРОЯНСКИЙ ЦИКЛ

Город Троя (или Илион) действительно существовал. Он находился на малоазиатском

побережье к югу от Дарданелл. Троя существовала в конце III тысячелетия до н.э. и действительно погибла от пожара, что подтверждено раскопками археолога Генри Шлимана.
Троянская война относится историками к 1180 г. до н.э. Вероятно, греки вернулись ни с чем, но, как часто происходит в эпических поэмах, рапсоды “исправили” историческую правду, приписав победу своим соотечественникам. Троянский (или послегомеровский) кикл состоит из 8 поэм, 2 из которых приписываются Гомеру.
Слайд 8

Троянский цикл Киприи – описываются начало и ход Троянской войны. Илиада

Троянский цикл

Киприи – описываются начало и ход Троянской войны.
Илиада –

приписывается Гомеру. Описываются события девятого года Троянской войны (9 дней из двух месяцев).
Эфиопида – рассказывается о победах Ахилла над союзниками троянцев – амазонками во главе с царицей Пентесилеей и эфиопским царем Мемноном.
Разрушение Илиона, или Малая Илиада. – расскаывается о взятии Трои.
Возвращения. – С богатой добычей возвращались греки.
Одиссея. – Эта поэма также приписывается Гомеру, она составляет часть «Возвращений», посвящена 10-летним странствиям Одиссея до прибытия на родную Итаку.
Телегония. – Сын Одиссея и Кирки (Цирцеи), Телегон, отправляется искать отца, прибывает на Итаку и, не узнав его, убивает. Телегон
Батрахомиомахия (Война мышей и лягушек). – Прямая пародия на героический эпос (VI-Vвв. до н.э.). Пародируются героика эпоса, олимпийские боги, традиционные приемы эпического стиля (начиная с обязательного обращения к Музе во вступлении), возвышенная патетика и сюжет.
Слайд 9

Гомеровский эпос Точных сведений о Гомере нет: семь городов оспаривают право

Гомеровский эпос

Точных сведений о Гомере нет: семь городов оспаривают право считаться

родиной Гомера, спорным является время его жизни – с XII до VII века. Существует легенда о его внебрачном рождении от бога, о его личном знакомстве с мифическими персонажами. Слово “гомер” на некоторых малоазиатских языках означает “слепой”. Споры вызывает и принадлежность ему обеих поэм.
Гомеровские поэмы писались гекзаметром, т.е. шестистопным стихом: ~~/ – ~~/ – ~~/ – ~~/ – ~~/ – – /, где – ударный слог, а ~ безударный. Рифмы в гомеровском стихе, как и вообще в античном стихосложении, не было.
Слайд 10

Илиада Действие поэмы отнесено к X году Троянской войны, но ни

Илиада

Действие поэмы отнесено к X году Троянской войны, но ни причины,

ни ход войны не излагаются. Предполагается, что и сюжет, и действующие лица уже известны читателю. Содержанием поэмы является один эпизод, но с огромным количеством греческих и троянских героев.
“Илиада” состоит из 1570 стихов, которые были разбиты античными учеными на 24 книги (по числу букв греческого алфавита). Тема объявлена уже в первом стихе, где поэт обращается к Музе:
Гнев, о богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына
Слайд 11

Одиссея В этой поэме, как и в “Илиаде”, обширный материал концентриуется

Одиссея

В этой поэме, как и в “Илиаде”, обширный материал концентриуется в

рамках короткого действия, но здесь материал не столько “героический”, сколько бытовой и сказочный.
Темой “Одиссеи” являются странствия и приключения хитроумного Одиссея, царя Итаки, возвращающегося из троянского похода.
Действие поэмы отнесено к X году после падения Трои, но упоминаются эпизоды войны и герои, уже умершие в “Илиаде”.
“Одиссея” также разделена на 24 книги.
Слайд 12

Композиция Илиады и Одиссеи По композиции “Одиссея” сложнее “Илиады”. Сюжет “Илиады”

Композиция Илиады и Одиссеи

По композиции “Одиссея” сложнее “Илиады”.
Сюжет “Илиады” изложен

линейно, а в “Одиссее” он нарушен. Повествование начинается с середины, а о предшествующих событиях рассказывает сам Одиссей.
Центральная роль главного героя здесь ярче, чем в “Илиаде”.
Слайд 13

Гомеровское искусство Гомеровское искусство характеризуется несколькими главными чертами. Это: 1. Реализм.

Гомеровское искусство

Гомеровское искусство характеризуется несколькими главными чертами. Это:
1. Реализм. Поэмы дают

полное представление об общинно-родовом коллективизме, о торговле, сословиях, ремеслах, земельной собственности, рабах, организации власти. Так, басилевс - царь, хотя и не очень самостоятельный, буле – совет старейшин, агора – народное собрание, где мнение выражалось шумом.
2. Антивоенные и антиаристократические тенденции.
3. Гуманизм
4. Гражданственность и патриотизм. Незнакомца спрашивали “где твоя земля и где твои родители?”
Слайд 14

Гомеровское искусство 5. Художественный стиль – эпический. Его характерные черты: Примат

Гомеровское искусство

5. Художественный стиль – эпический. Его характерные черты:
Примат общего над

индивидуальным
Объективность описаний, без личного отношения
Вещественное изображение жизни
Монументальность
Героизм
Уравновешенное спокойствие
Лиризм
Драматизм
Комизм, бурлеск, юмор, сатира, ирония
Свобода индивидуума
Статичность персонажей
Очеловечивание богов
6. Поэтическая техника – эпическая:
Торжественность
Повторения
Эпитеты и сравнения
Простота языка.
Слайд 15

Дидактический эпос. Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) Героические идеалы постепенно тускнели

Дидактический эпос. Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.)

Героические идеалы постепенно тускнели перед

насущной практикой жизни. Так появляется дидактический эпос, отвергающий гомеровский идеал воинской доблести. Автором ее является Гесиод.
Поэмы:
«Труды и дни» - проповедь правды, обязанности сильных уважать ее, описаниде полевых работ, земледельческих орудий, ухода за скотом, одежды, пище и т.д.
«Теогония» - философское осмысление устройства мира, мифы о происхождении богов.
Слайд 16

Дидактический эпос. Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) Стиль Гесиода – сухой

Дидактический эпос. Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.)

Стиль Гесиода – сухой и

краткий, монотонный и скучный, отражает практическое и прозаическое отношение к жизни.
Тем не менее, его сближает с Гомером эпический стиль, гекзаметр, стандартные выражения, ионийский диалект. Но это сходство – внешнее, по содержанию же, в отличие от гомеровского, гесиодовкий эпос – не героический, а дидактический.
Слайд 17

АНТИЧНАЯ ЛИРИКА Античная лирика возникла с появлением поэта-индивида, т.е. когда личность

АНТИЧНАЯ ЛИРИКА

Античная лирика возникла с появлением поэта-индивида, т.е. когда личность осознала

свою самостоятельность, отделив себя от природы и коллектива.
Термин “лирика” заменил более ранний – “мелика” (от “мелос” – мелодия). По Платону, мелос состоит из трех элементов – слова, гармонии и ритма. Под мелосом древние понимали соединение музыки, поэзии и орхестики (танцевального искусства).
Слово “лирика” подразумевает аккомпанемент музыкальным инструментом – лирой, кифарой или флейтой. Лирика классического периода дошла до нас в виде фрагментов или цитат, приводимых античными авторами.
Первое произведение античной лирики относится в VII веку: в апреле 648 года было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха. Расцвет античной лирики относится к VI веку до н.э.
Слайд 18

АНТИЧНАЯ ЛИРИКА Греческая лирика делится на декламационную и песенную (мелос), которая,

АНТИЧНАЯ ЛИРИКА

Греческая лирика делится на декламационную и песенную (мелос), которая, в

свою очередь, делится на монодическую и хоровую.
Слайд 19

ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРОЗЫ До начала VI века в литературном творчестве преобладала

ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРОЗЫ

До начала VI века в литературном творчестве преобладала стихотворная

форма. В прозе писались лишь письменные документы о жизни полиса – законы, списки административных лиц, имена победителей на состязаниях. Древнейшие рукописи делались на коже или дереве.
Проза зародилась в Ионии вместе с философией и наукой. В прозе писали великие ученые: математик, музыкант и философ Пифагор, философ-диалектик Гераклит (“все – из огня”), Фалес (“вода – начало всех вещей”), его ученик Анаксимандр, составитель первой географической карты Греции. В прозе писали и элеаты: Ксенофан, Парменид, Эмпедокл (бросившийся в кратер Этны). В VII-VI вв.
Писались сочинения по медицине, астрономии, математике, географии, истории. Историография развивалась в двух направлениях: местные хроники и описания “других земель”.
Слайд 20

ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРОЗЫ В VI веке появилась и басня – критика

ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРОЗЫ

В VI веке появилась и басня – критика несправедливостей

жизни низовым народным героем. Чаще всего героями басни являлись животные, изображающие пороки людей. Античная традиция считала создателем жанра легендарного Эзопа, фригийского раба, безобразного горбуна, но мудрого философа. Известны его басни “Волк и ягненок”, “Ворона и лисица”, “Лисица и виноград”, “Муравей и цикада” и др.
Повествовательную прозу греки называли “логос” (речь, слово), а ранние историки назывались логографами. В VI в. Проза писалась на ионийском наречии.
Слайд 21

Зарождение драмы Центральное место в литературе V века занимает драма, изображение

Зарождение драмы

Центральное место в литературе V века занимает драма, изображение конфликта,

действия.
Происхождение драмы связано с культом бога Диониса (Вакха), бога творческих сил природы. Его воплощения – растения (виноградная лоза) и животные (бык, конь или козел). Культ Диониса совершался вакханками и вакхантами. В VI веке тиран Писистрат учредил в Афинах праздники “Великие Дионисии”. Культ Диониса заключал в себе смесь возвышенного и низменного, серьезного и шуточного, страстей и карнавальности, таким образом, из одного источника возникла и трагедия, и комедия.
Слово “трагедия” означает “козлиная песнь”. Аристотель говорит о происхождении трагедии от “зазывал дифирамба”, т.е. поочередного пения запевал и хора., впоследствии запевала стал актером, а хор остался основой трагедии. По свидетельству Аристотеля, драма зародилась на Пелопоннесе, но только в передовой Аттике трагедии появились на Великих Дионисиях.
Слайд 22

Зарождение драмы. Трагедия Структура трагедии: Первая часть исполнялась актером и называлась

Зарождение драмы. Трагедия

Структура трагедии:
Первая часть исполнялась актером и называлась прологом.


Первый выход хора – парод, т.е. выступление, проход.
После парода в трагедии чередовались эписодии – новые выступления актеров и стасимы – статичные песни хора.
Заканчивалась трагедия заключительной песнью и выходом хора – эксодом. Антрактов не было, хор не покидал места действия.
В трагедии на певый план выдвигался не гомеровский подвиг, доблесть, а страдания, страсти, которые никогда не происходили на глазах у зрителей, о них сообщал актер, а хор реагировал пляской или песней.
Ранняя трагедия, включая Эсхила, не отличалась большой требовательностью в отношении единства времени и места, но впоследствии эти единства стали обязательными, и имели огромное значение для французского классицизма XVII века.
Слайд 23

Древнегреческий театр Афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей, а театр Мегалополя

Древнегреческий театр

Афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей, а театр Мегалополя –

44.
Театр состоял из трех частей: орхестры, скены и амфитеатра. Орхестра – место для хора и актеров, с жертвенником Дионису посередине, скена – палатка позади орхестры для переодевания актеров, позже была перенесена на орхестру, к ней пристроили высокую каменную эстраду – проскении, с двумя выступами по бокам – параскении. Амфитеатр, т.е. места для зрителей, представлял собой ряды сначала деревянных, а с V века – уже каменных скамей. Амфитеатр охватывал орхестру и делился на 13 клиньев.
Театры отличались прекрасной акустикой.
Слайд 24

Древнегреческий театр Хор состоял сначала из 12, позже из 15 человек

Древнегреческий театр

Хор состоял сначала из 12, позже из 15 человек во

главе с корифеем. Актеры (вначале – один, потом два и, окончательно, три) одевались в красочные костюмы, обувь на котурнах, надевали высокие головные уборы, и маски, меняя которые, актер мог исполнять несколько ролей. Маски делали ненужной мимику, зато развита была жестикуляция. Женские роли исполнялись мужчинами.
Слайд 25

Древнегреческий театр В древнегреческом театре уже использовалась подъемная машина для появления

Древнегреческий театр

В древнегреческом театре уже использовалась подъемная машина для появления богов

– эккиклема.
Все жители полиса, включая рабов, освобождаемых на время празднеств, получали специальные зрелищные деньги, уже существовали металлические номерки с указанием места.
Представления начинались днем и длились до вечера, поэтому зрители приходили с едой.
Великие Дионисии длились шесть дней. В каждый из дней ставились трагедии одного автора.
В конце VI дня жюри, состоящее из 10 человек ( по одному из каждой филы – района Афин) присуждало I, II и III место. Победители – автор, протагонист (I актер, хотя были и девтерагонист и тритагонист) и хорег – награждались венком из плюща, а их имена записывались в отдельные акты и хранились в архивах.