Древнерусская литература

Содержание

Слайд 2

Краткий план Возникновение Древнерусской литературы Жанры Древнерусской литературы 3 известных произведения Древнерусской литературы

Краткий план

Возникновение Древнерусской литературы
Жанры Древнерусской литературы
3 известных произведения Древнерусской литературы

Слайд 3

Возникновение Древнерусской литературы Древняя русская литература - это начальный и исторически

Возникновение Древнерусской литературы

Древняя русская литература - это начальный и исторически закономерный

этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу - от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.
Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.
Слайд 4

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено.

Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.
Слайд 5

Жанры Повесть Повесть (или сказание) – это рассказ о событиях. Повесть

Жанры

Повесть
Повесть (или сказание) – это рассказ о событиях. Повесть могла быть

воинской, сатирической или бытовой.
Примеры произведений: “Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Задонщина», «Сказание о Дракуле воеводе», «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Летопись (хроника)
Запись исторических событий по годам.
Пример произведения: “Повесть временных лет».
Житие
Произведение, рассказывающее о жизни святого или святых, строящееся по определенным канонам (от рождения и до смерти героя), являющееся образцом нравственного пути, благочестивой жизни, чудес и прославления.
Примеры произведений: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Александра Невского», «Житие протопопа Аввакума».
Слайд 6

Поучение Поучения давали образцы поведения для древнерусского человека. Пример произведения: «Поучение

Поучение
Поучения давали образцы поведения для древнерусского человека.
Пример произведения: «Поучение Владимира Мономаха»

(входит в состав «Повести Временных лет» – 1096г.).
Слово
Слово можно приравнять к речи, но необязательно рассчитанной на произнесение перед аудиторией. Тем не менее, черты слова как речи – это красноречие, стилистическая изысканность, нетрадиционные (лирические) отступления, необязательность хронологии, обсуждение глобальных проблем общественно-политического охвата. Однако, произведения в этом жанре могли сильно отличаться друг от друга.
Примеры произведений: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
Слайд 7

“Слово о Законе и Благодати” «Слово…» митрополита Киевского Иллариона, - самое

“Слово о Законе и Благодати”

«Слово…» митрополита Киевского Иллариона, - самое раннее

из дошедших до нас произведений литературы Древней Руси, созданное в период между 1037 и 1050 г. Илларионом, первым «русином» на киевской митрополии. Это замечательный памятник древнерусского ораторского искусства, в котором автор рассуждает о торжестве свободы духа, благодати, о выборе веры и о несвободе и черствости закона, лишающего человека истины: «Законъ бо прѣдътечя бѣ и слуга благодѣти и истинѣ, истина же и благодѣть слуга будущему вѣку, жизни нетлѣннѣи».
В «Слове о Законе и Благодати» Илларион отстаивал мысль о равноправии всех христианских народов, прославлял героическое прошлое Руси и первые успехи в деле христианизации страны.
Слайд 8

“Повесть временных лет” Самый древний из дошедших до нас памятников русского

“Повесть временных лет”

Самый древний из дошедших до нас памятников русского летописания.

Она была составлена Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 г. на основе более ранних летописей. Этот древний памятник рассказывает о возникновении древнерусского государства, о положении русичей в семье славянских, европейских и иных народов, о битвах с иноземными захватчиками, посягавшими на землю «отчичь и дедичь», о междоусобных войнах князей, ослаблявших страну, о первых успехах в развитии христианской культуры. Летописцы изображали Русь как могущественное и независимое государство, не раз вступавшее в единоборство и побеждавшее Византийскую империю, Волжскую Булгарию, Хазарский каганат. Они гордились мудростью русских правителей (Ольги, Владимира, Ярослава), прославляли первых национальных святых (князей-мучеников Бориса и Глеба, основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия), формировали у современников и потомков чувство исторической памяти и патриотизм.
Слайд 9

“Слово о полку Игореве” Поэтический шедевр словесного искусства Средневековья был создан,

“Слово о полку Игореве”

Поэтический шедевр словесного искусства Средневековья был создан, как

полагает большинство исследователей, в 1185—1187 годах. Поводом для написания произведения послужил неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г., когда его дружина была разгромлена, сам он попал в плен, опустошительным набегам кочевников подверглись Переяславское и Черниговское княжества. Автор «Слова», рассказывая о походе князя Игоря, сумел дать философское осмысление истории Руси, поставить вечные проблемы долга и чести, личной славы и любви к родной земле, поднять важные социально-политические вопросы, среди которых самым актуальным был вопрос о княжеских междоусобицах, являвшихся общерусским бедствием, ослаблявших страну в период ее противостояния кочевой Степи.
Неизвестный творец произведения мастерски объединил в нем два художественных начала: книжное, тяготевшее к жанрам воинской повести и ораторского слова, и фольклорное, опиравшееся на традиции героического эпоса, дружинной поэзии, плача. Глубина авторской мысли, жанрово-стилевое многообразие «Слова», органический сплав эпических и лирических форм, оригинальность поэтических приемов и образов делают памятник вершинным явлением литературы Древней Руси.