Древняя Греция. Греческая керамика и ее роспись. 2 класс

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Греция - страна, которая подарила миру величественные памятники архитектуры-храмы, скульпторов, произведениями

Греция - страна, которая подарила миру величественные памятники архитектуры-храмы, скульпторов, произведениями

которых люди любуются и в наше время. Эту страну мы можем назвать матерью олимпийских игр. Благодаря ей мы знаем множество интересных мифов и легенд. В Древней Греции живопись почиталась наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой что и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту. Самым ярким отблеском греческой живописи является сегодня керамика, дошедшая до нас в многочисленных, хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах.
Греки во всем следовали закону функциональности. Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Слова «Сосуды», «посуда» на латинском – «Вазы». Сосуды Древней Греции были очень разнообразны по форме и размеру.
Слайд 4

Греция. Афины. Район Керамик

Греция. Афины. Район Керамик

Слайд 5

Изготовление сосудов В IX – VII вв. до н. э. в

Изготовление сосудов

В IX – VII вв. до н. э. в Древней

Элладе жили превосходные мастера-гончары. В Афинах существовал целый квартал ремесленников-гончаров Керамик. Хорошей глины было много, и греки делали сосуды различной формы.
Слайд 6

Гончарный круг - станок мастера, на котором изготовляют вазы Гончар был

Гончарный круг - станок мастера, на котором изготовляют вазы

Гончар был подобно богу,

лепя вазы, вдыхал в них свою душу.
Слайд 7

РАЗНОВИДНОСТИ АНТИЧНЫХ ВАЗ

РАЗНОВИДНОСТИ АНТИЧНЫХ ВАЗ

Слайд 8

Самой распространенной и, пожалуй, самой красивой формой греческих сосудов была двуручная

Самой распространенной и, пожалуй, самой красивой формой греческих сосудов была двуручная

амфора из глины, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с двумя ручками. Он служил для транспортировки вина, оливкового масла.

АМФОРА

Слайд 9

Большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не

Большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не

пили). Этот сосуд объемный. С большим туловом, с широким горлом, с двумя ручками.
Классические кратеры имели форму кубков с двумя ручками внизу.

КРАТЕР

Слайд 10

Сосуды для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло

Сосуды для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло

они использовали для получения ровного загара, натирая им тело. Лекифы, как правило, украшались изображениями спортивных состязаний.

ЛЕКИФ

Слайд 11

ГИДРИЯ Сосуды для наливания воды. У гидрии («гидро» – вода или

ГИДРИЯ

Сосуды для наливания воды. У гидрии («гидро» – вода или

жидкость) было три ручки. За верхнюю, вертикально расположенную, носили пустой кувшин. За две горизонтальные ручки его несли, наполнив водой. Гидрии использовали чтоб принести пресную воду с родника.
Слайд 12

Сосуд для хранения и перевозки вина, масла, маслин, винограда. Пелика с

Сосуд для хранения и перевозки вина, масла, маслин, винограда. Пелика с

сильно раздутой нижней частью имела устойчивую, но мешковатую форму.

ПЕЛИКА

Слайд 13

Плоская изящная чаша для питья вина на ножке, с двумя тонкими горизонтальными ручками. КИЛИК

Плоская изящная чаша для питья вина на ножке, с двумя тонкими

горизонтальными ручками.

КИЛИК

Слайд 14

Сосуд для питья вина в форме кубка с двумя ручками, преимущественно

Сосуд для питья вина в форме кубка с двумя ручками, преимущественно

на высокой ножке. Считался атрибутом Геракла и особенно Диониса.

КАНФАР

Слайд 15

(по-гречески – сосуд для разливания вина). Кувшин с одной ручкой, его

(по-гречески – сосуд для разливания вина).
Кувшин с одной ручкой, его

отличительная особенность: горлышко, имеющие три стока, что позволяло наливать вино сразу в три чаши.

ОЙНОХОЙЯ

Слайд 16

СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ Древнегреческие вазы геометрического стиля. Линейно-геометрический орнамент из

 

СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ

Древнегреческие вазы геометрического стиля. Линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков

в виде квадратов, треугольников и окружностей, а также условные стилизованные изображения людей и животных. Появляется строгий геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент называется – Меандр.

Художники расписывающие вазы назывались художники - вазописцы. Они расписывали изделия сделанные гончарами. Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивает красоту различных форм сосудов. На притяжении всего развития керамического искусства в древней Греции, там выделились четыре стиля росписи.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Слайд 17

Ковровый стиль вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место

Ковровый стиль вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место

растительному орнаменту. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические. Пальметта – стилизованное изображение пальмового листа и бутон лотоса. Это знак мира и любви.

КОВРОВЫЙ СТИЛЬ

Слайд 18

Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.

Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.

Он сформировался к VI в. до н.э. Черные фигуры изображали на оранжево-красном фоне. Силуэт и линия - первоэлементы греческой живописи. Легенда рассказывает, что первой художницей была девушка, очертившая на стене тень, отбрасываемую фигурой ее возлюбленного. Рисунок наводился густым черным лаком на оранжевый фон сосуда, детали рисунка процарапывались.

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ

Слайд 19

В V в. До н. э. фон стал черным, а изображения

В V в. До н. э. фон стал черным, а изображения

имели цвет обожженной глины (красновато – коричневый). Этот стиль получил название краснофигурный. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывались, а прорисовывались тонкой черной линией.

КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ

Слайд 20

Благодаря античным вазам, до нас дошла историческая документальная информация об этой

Благодаря античным вазам, до нас дошла историческая документальная информация об этой

эпохе. Любуюсь изображениями на вазах, мы расширяем и уточняем наши представления о греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей этой эпохи, об особенностях мифологического видения мира. И каждая ваза с рисунком это своего рода рассказ и носитель истории.
Керамические изделия повествуют нам о деяниях героев и богов, а о том как жили древние греки, чем занимались. как выглядели древние греки. По росписи мы можем узнать о том, что больше всего ценили, чему поклонялись. Самыми распространёнными сюжетами были:
Сцены повседневной жизни,
Греческие легенды и мифы,
Олимпийские спортивные игры и состязания атлетов,
Военные действия,
Празднества.

СЮЖЕТЫ НА ВАЗАХ

Слайд 21

В архитектуре и в произведениях прикладного искусства Древней Греции видное место

В архитектуре и в произведениях прикладного искусства Древней Греции видное место

занимает орнамент. Для сосудов в геометрическом стиле были самым популярным орнаментом – меандр. Меандр - бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии(Эфес). В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни.

ОРНАМЕНТЫ НА ВАЗАХ

Слайд 22

Вместо меандра позже, ведущее место займет пальметта. Пальметта — растительный орнамент

Вместо меандра позже, ведущее место займет пальметта.
Пальметта — растительный орнамент

в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости. Был распространен в египетской и эллинистической архитектуре и керамике.
Слайд 23

ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ АНТИЧНЫХ ВАЗ

ПЯТЬ САМЫХ
ИЗВЕСТНЫХ
АНТИЧНЫХ ВАЗ

Слайд 24

Три фигуры, различные и по своему сложению и по своим позам,

Три фигуры, различные и по своему сложению и по своим позам,

связаны образуют одну группу. Общее чувство, объединяющее этих людей, смотрящих вверх на ласточку, выражено в надписях, сопровождающих каждую фигуру и связанных в короткий диалог. Юноша, первым увидевший ласточку, говорит: «Смотри, ласточка». Ero старший собеседник подтверждает: «Правда, клянусь Гет Гераклом». Мальчик радостно заключая беседу: «Вот она восклицает, уже весна!»

Эвфроний, Пелика,
«Прилет ласточки»,
500 г. до н.э.
Санкт-Петербург, Эрмитаж

Слайд 25

Самым известным произведением известным Эксекия является «Аякс и Ахилл за настольной

Самым известным произведением известным Эксекия является «Аякс и Ахилл за настольной

игрой между боями». У этой сцены нет литературного подкрепления: либо такой миф до нас не дошел, либо она полностью является плодом фантазии художника. Эксекий явно испытывал особый интерес к событиям Троянской войны и в частности к ее герою Аяксу. Свои произведения он обычно подписывал: «Эксекий сделал».

Эксекий, Амфора,
«Ахилл и Аякс играющие в кости»,
540 г. до н.э.
Рим, Ватикан

Слайд 26

Роспись внутренней стороны килика в чернофигурном стиле. На одной из самых

Роспись внутренней стороны килика в чернофигурном стиле. На одной из самых

известных чаш Эксекия (получившей также название  «Чаши с глазами»  за изображение магических глаз на оборотной стороне и благодаря этому) изображен бог Дионис, который как настоящий кутила возлежит в ладье. На его божественную принадлежность указывает символ Диониса — растущая вдоль мачты виноградная лоза.

Эксекий, Килик,
«Дионис в ладье»,
около 535 г. до н.э.
Мюнхен. Государственное
античное собрание

Слайд 27

Изображен поединок Ахилла с Пентесилеей - царицей амазонок. Эксекий запечатлел момент,

Изображен поединок Ахилла
с Пентесилеей - царицей амазонок.
Эксекий запечатлел момент, когда

герой ударом копья повергает наземь
свою противницу.
Художник придает мифологическим событиям особое драматическое напряжение, сталкивая врагов лицом к лицу и противопоставляя темный профиль закованного в шлем Ахилла тонкому силуэту нежной белокожей Пентесилии. Согласно легенде, герой, перед тем как убить амазонку, взглянул ей в глаза и понял, что правительница бесстрашных дев столь же прекрасна, сколь и храбра.

Эксекий, Амфора,
«Поединок Ахилла и Пентесилеей»,
около 525 г. до н.э.
Лондон, Британский музей