Ереси XVI века на Руси

Содержание

Слайд 2

Е́ресь (греч. αἵρεσις — «выбор, направление, мнение» ) — сознательное отклонение

Е́ресь (греч. αἵρεσις — «выбор, направление, мнение» ) — сознательное отклонение

от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.
Слайд 3

Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и носила рационалистический

Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и носила рационалистический

характер.
Стригольники: Осуждали нравы духовенства: «сии учители пьяницы суть, едять и пьють с пьяницами».
Осуждали духовенство за стяжательство, владение землями и крестьянами. Отвергали монашество.
Отрицали поставление «по мзде», то есть назначение священников за плату. Тем самым отвергали таинство священства, церковную иерархию и духовенство вообще.

Ересь стригольников

Слайд 4

Ересь стригольников Отвергая священство, стригольники считали, что совершать покаяние нужно, припадая

Ересь стригольников
Отвергая священство, стригольники считали, что совершать покаяние нужно, припадая к

земле, быть учителем веры может любой, а другие таинства не нужны совсем.
Епископ Стефан Пермский о стригольниках: «Таковы же беша еретицы, постницы, молебницы, книжницы, лицемерницы, пред людьми чисти творящеся: аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бе веровал ереси их?»
Слайд 5

Московско-Новгородская ересь Ересь возродилась в Новгороде во 2-й половине XV в.

Московско-Новгородская ересь

Ересь возродилась в Новгороде во 2-й половине XV в. Еретиков

возглавили священники Денис и Алексей. Новгородские еретики XV в. пытались «разумом познать веру». Они не признавали догмат о триединстве как противоречащий разуму.
Отрицали священство и церковную организацию (каждый человек – храм Божий).
Отвергали святость икон. Церковь обвинила их в отпадении от православия и переходе в иудаизм.
Слайд 6

Архиепископ Геннадий Иван III и Елена Стефановна (Волошанка)

Архиепископ Геннадий

Иван III и Елена Стефановна (Волошанка)

Слайд 7

Новгородско-Московская ересь Иван III долго относился к ереси терпимо. Еретики осуждали

Новгородско-Московская ересь

Иван III долго относился к ереси терпимо. Еретики осуждали монастырское

землевладение, а Иван III хотел изъять церковные земли в казну.

Великий князь Иван III

Прение с еретиками на Церковном соборе 1490 г.

Слайд 8

Церковь и еретики Иосиф Волоцкий: «Ныне и в домех, и на

Церковь и еретики

Иосиф Волоцкий: «Ныне и в домех, и на торжищех,

и на путех вси сумнятся, вси о вере пытають!» Сторонники Геннадия и Иосифа Волоцкого – иосифляне.
«Грешника или еретика руками убити или молитвою едино есть».
«Подобает еретика и отступника не токмо осуждати, но и проклинати, царем же и князем и судиям земским подобает сих в заточение посылати и казним лютым предавати».

Преподобный Иосиф Волоцкий

Слайд 9

Иосифляне Священство – выше «царства». Это – идеология сильной воинствующей церкви

Иосифляне

Священство – выше «царства». Это – идеология сильной воинствующей церкви

Иосифо-Волокамский

монастырь (совр. вид)

«Святители и монастыри грады, и села, и земли держали. И на всех соборех святых отец не запрещено святителям и монастырям земель держати и не велено недвижимых стяжаний церковных ни продати, ни отдати».

Слайд 10

Нестяжатели Противниками иосифлян выступили нестяжатели – последователи старца Нила Сорского. Они

Нестяжатели

Противниками иосифлян выступили нестяжатели – последователи старца Нила Сорского.
Они утверждали,

что монахи должны питаться трудами рук своих или милостыней «христолюбцев», а селами не владеть: «не точию не имети владениа, но и не желати то стяжати».

Преподобный Нил Сорский

Слайд 11

Собор 1503 года Собор 1503 г. запретил вдовым попам священствовать, инокам

Собор 1503 года
Собор 1503 г. запретил вдовым попам священствовать, инокам и

инокиням жить в совместных монастырях, святителям – взимать мзду за поставление священников.
Слайд 12

Разгром Московской ереси Церковный Собор 1503 г. Отказ от планов секуляризации

Разгром Московской ереси

Церковный Собор 1503 г. Отказ от планов секуляризации церковных

земель

Еретики не нужны государю

Еретики лишаются покровительства

Решение великого князя примириться с иосифлянами и разгромить ересь.

Слайд 13

Иосифляне и светская власть После соборов 1503 и 1504 гг. иосифляне

Иосифляне и светская власть
После соборов 1503 и 1504 гг. иосифляне сближаются

со светской властью и тесно сотрудничают с ней.
В 1531 г. церковный собор осудил лидера нестяжателей князя-инока Вассиана Патрикеева за утверждение, что «не велено сел монастырем держати». Вассиан умер от голод в заключении в Иосифо-Волоколамском монастыре
Слайд 14

Теория “Москва - III Рим” После примирения светской власти с иосифлянством

Теория “Москва - III Рим”

После примирения светской власти с иосифлянством оформилась

теория «Москва – III Рим»
Автор – старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей
Первый Рим пал из-за ересей. Второй Рим – Константинополь – пал из-за Флорентийской унии. Третий Рим – Москва – стоит вечно. Четвертому Риму не бывать