Эрмитаж. Линия времени

Содержание

Слайд 2

Страницы истории В феврале 1744 года четырнадцатилетняя принцесса София Августа Фредерика

Страницы истории

В феврале 1744 года четырнадцатилетняя принцесса София Августа Фредерика

Доротея Ангальт-Цербсткая приезжает в Россию для представления императрице Елизавете Петровне и будущему мужу, наследнику престола великому князю Петру Федоровичу, свадьба с которым состоялась через год.
Чужая страна поразила юную принцессу из маленького немецкого княжества необъятностью пространств и размахом, с которым здесь строили, веселились, интриговали.
Петровский Петербург, создававшийся как крепость, верфь и порт, при Елизавете превращался в город дворцов. На берегу Невы возводилось величественное здание зимней императорской резиденции. В стенах временного, но не менее роскошного, дворца проходила жизнь пышного двора Елизаветы Петровны, императрицы "веселой и беззаботной, страстной к утехам жизни", как писал о ней историк XIX века С.М. Соловьев.
Екатерина, по словам австрийского дипломата князя де Линя, "отличалась огромными дарованиями и тонким умом... Честолюбие ее было беспредельно, но она умела направлять его к благоразумным целям". 28 июня 1762 года, в результате политического переворота, она становится императрицей Екатериной II. Современники и потомки ее назовут Великой, а эпоху ее царствования - "блестящим веком".
Слайд 3

1762: начало царствования Екатерины II Екатерина Алексеевна, урожденная принцесса София-Августа-Федерика Ангальт-Цербская,

1762: начало царствования Екатерины II

Екатерина Алексеевна, урожденная принцесса София-Августа-Федерика Ангальт-Цербская, супруга

имератора Петра III пришла к власти 28 июня 1762 года, сместив с престола своего супруга с помощью преданной ей гвардии,  возглавляемой братьями Орловыми. В следующем 1763 году Екатерина Алексеевна была коронована согласно обычаю в Успенском соборе Московского  Кремля. Царствование  Екатерины II было одним из самых замечательных в русской истории. Блестяще образованная и разносторонне одаренная императрица управляла страной в течение 34 лет, добившись безусловных успехов во внешней и внутренней политике и завоевав международный авторитет. 
По заказу Екатерины II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведено здание Эрмитажного театра, - сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, который ныне занимает музей Государственный Эрмитаж.  Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею Эрмитаж, основательницей которого она считается.  
Слайд 4

1764-1775: строительство Малого Эрмитажа В 1765 - 1766 гг. по желанию

1764-1775: строительство Малого Эрмитажа
В 1765 - 1766 гг. по желанию императрицы

Екатерины II, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом, архитектор Ю.М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.
Малый Эрмитаж, Северный павильон
Слайд 5

1837: пожар в Зимнем дворце Вечером 17 декабря 1837 года из

1837: пожар в Зимнем дворце
Вечером 17 декабря 1837 года из

душника в Фельдмаршальском зале стали просачиваться струйки дыма. Встревоженный дежурный персонал вызвал наряд пожарной роты. Обследовав душник, чердачные и подвальные помещения, пожарные нашли задымившуюся рогожу и обильно залили все водой из брайнсбойтов. Однако причина возникновения огня, который уже через несколько минут вырвался из-за рухнувшей деревянной перегородки зала, была иной. Сегодня очевидно, что конструктивная ошибка архитектора Монферрана, разместившего душник в узком пространстве, отгороженном перегородкой и использование дерева как основного строительного материала привели к трагическим последствиям
Когда вернувшемуся из театра Николаю I стала очевидна невозможность остановить разбушевавшуюся стихию, было принято решение выносить все что возможно из дворца и разобрать переходы, ведущие в Эрмитаж. Небывалый пожар начисто уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху в истории дворца.
Слайд 6

Вид зала Эрмитажного театра Зрительный зал театра устроен в виде амфитеатра

Вид зала Эрмитажного театра

Зрительный зал театра устроен в виде амфитеатра

с шестью рядами скамей. Стены зала облицованы искусственным мрамором и оформлены колоннами, капители которых украшены сценическими масками. Над установленными в нишах скульптурами Аполлона и муз помещены медальоны с профильными изображениями выдающихся драматургов. Сцена отделена от зала балюстрадой, за которой находятся еще несколько рядов скамей и две боковые ложи. Театральные спектакли при царском дворе с XVIII века стали традиционными и неизменно сопутствовали многим празднествам. Здесь также проводились так называемые театральные обеды для избранных и новогодние маскарады. 
Слайд 7

1852: открытие Императорского музея Нового Эрмитажа Новый Эрмитаж - первое здание

1852: открытие Императорского музея Нового Эрмитажа


Новый Эрмитаж - первое

здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, стоявшего у истоков европейской музейной архитектуры. Осуществление проекта Лео фон Кленце было поручено архитекторам В.П. Стасову и Н.Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением.
Слайд 8

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал греко-этрусских ваз Внутреннее убранство "Музеума" соответствовало

Виды залов Нового Эрмитажа. Зал греко-этрусских ваз

Внутреннее убранство "Музеума" соответствовало характеру

представляемых коллекций: в  по дворцовому роскошных залах с верхним светом (Просветах) на II этаже разместилась картинная галерея, а в залах I этажа, оформленных в духе античной архитектуры, - коллекция древностей. 
Торжественное открытие Первого в России художественного музея состоялось 5 февраля 1852 г. По этому случаю в Эрмитажном театре был дан спектакль, а в Просветах среди блеска освещения и сокровищ музея был накрыт праздничный ужин на 600 кувертов (персон). 
Интерьеры музея сохранились до нашего времени в почти неприкосновенном виде.
Слайд 9

1865: приобретение «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи 1 ноября 1864 г.

1865: приобретение «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи


1 ноября 1864

г. граф Литта, владевший в Милане фамильной картинной галереей, которая пользовалась известностью в Италии, обратился в Эрмитаж с предложением продать ее. Посылая перечень 44 картин, предложенных к покупке, он просил приехать представителя музея в Милан, чтобы на месте договориться о продаже.
Выехавший на место С.А. Гедеонов, директор Императорского Эрмитажа, отобрал из состава галереи четыре картины за 100 тыс. франков. Самой ценной среди них была "Мадонна с младенцем" еонардо да Винчи, называющаяся с тех пор: "Мадонна Литта". 12 января 1865 г. покупка состоялась.