Готический стиль

Содержание

Слайд 2

На сегодняшнем уроке мы с Вами начнём говорить о готическом стиле в искусстве.

На сегодняшнем уроке мы с Вами начнём говорить о готическом стиле

в искусстве.
Слайд 3

Возникновение готического стиля Готический стиль архитектуры возник во Франции, откуда распространился

Возникновение готического стиля

Готический стиль архитектуры возник во Франции, откуда распространился в

Западную, Центральную и частично Восточную Европу. Утвердившийся в эпоху Возрождения термин «готика» был связан с названием германского племени готов, варварски разграбившего Рим в 410 г., а потому использовался для уничижительного обозначения «варварского искусства».
Слайд 4

Ведущий вид искусства - архитектура Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов

Ведущий вид искусства - архитектура

Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего

Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Их стены были свидетелями пышных праздничных и будничных богослужений. Здесь проходили торжественные церемонии и процессии, отмечались всенародные празднества, устраивались религиозные театрализованные представления.
Слайд 5

Собор в Реймсе. XIII – XVI вв. Франция Был официальным местом

Собор в Реймсе. XIII – XVI вв. Франция Был официальным местом коронации

многих монархов Франции. В XIII веке собор был сильно разрушен в результате пожара, но заново построен в XIV веке.
Слайд 6

Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами

Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами

рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль на волнах житейского моря, он возвышался над городом. При взгляде на готический собор создавалось впечатление, что вся его каменная громада легко движется вверх наперекор законам физики.
Слайд 7

Собор в Амьене. XIII – XV вв. Франция. Был возведен в

Собор в Амьене. XIII – XV вв. Франция. Был возведен в честь

Святой Марии. Изначально был построен в римском стиле в XIII веке, но к XV веку приобрел готические черты. Является самым большим собором Европы.
Слайд 8

В основе готического собора – несколько упрощенная в плане римская базилика,

В основе готического собора – несколько упрощенная в плане римская базилика,

преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма. Зодчие сумели сделать перекрытие зала более лёгким. Благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трёх нефов собора.
Слайд 9

Внутренний вид собора в Личфорде

Внутренний вид собора в Личфорде

Слайд 10

Разрез собора в Амьене

Разрез собора в Амьене

Слайд 11

Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составлявшем как бы

Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составлявшем как бы

его скелет. Невидимая изнутри, эта конструкция снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проёмами, застеклёнными цветными витражами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
Слайд 12

Готические стрельчатые арки – подчёркивали устремленность здания ввысь.

Готические стрельчатые арки – подчёркивали устремленность здания ввысь.

Слайд 13

Окна готических соборов

Окна готических соборов

Слайд 14

Между двумя башнями на фасаде, большое круглое окно получившее название – «готическая роза».

Между двумя башнями на фасаде, большое круглое окно получившее название –

«готическая роза».
Слайд 15

Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад (внешний вид),

Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад (внешний вид),

на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль.

Собор в «Шартре»

Слайд 16

Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой,

Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой,

легкость и движение. По сравнению с романскими храмами высота готических соборов значительно больше. Подчёркнутая вертикальность всех частей придаёт зданию устремленность вверх, к небу.
Слайд 17

Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери)

Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери)

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Новые определения шпиль - вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде

Новые определения

шпиль - вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде

сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды;
деамбулаторий - полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов.
аркбутан - наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания.
Слайд 21

«венец капелл» - небольшое сооружение или помещение для молитв, для хранения

«венец капелл» - небольшое сооружение или помещение для молитв, для хранения

реликвий, размещения певчих.
трансепты - поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.
центральное-средокрестие – в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест.
портал - архитектурно оформленный вход в здание.
фасад – внешний вид здания.
апсида – полукруглый выступ здания.
Слайд 22

Слайд 23

Собор Нотр-Дам в Париже – наглядный пример сочетания принципов романского и

Собор Нотр-Дам в Париже – наглядный пример сочетания принципов романского и

готического стилей. Крестообразная в плане базилика делится внутри на пять продольных нефов, а на фасаде собора имеются соответственно пять порталов. Вот как описывал его Виктор Гюго в своём романе:
«Вряд ли в истории архитектуры найдётся страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала, за ними – зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное цетральное окно-розетка с двумя другими окнами. Расположенными по бокам...» («Собор Парижской Богоматери»).
Слайд 24

Новый архитектурный стиль быстро распространился и по землям Германии, но здесь

Новый архитектурный стиль быстро распространился и по землям Германии, но здесь

он приобрёл несколько иной вид («особая» готика). Немецкие мастера сумели передать в своих произведениях беспокойный, мятущийся дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворённость внешнего и внутреннего облика. Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, облицованных глазурованной плиткой, гладкие двускатные крыши (крыша с двумя скатами). У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо розы в центре фасада – большое стрельчатое окно.
Слайд 25

Собор в Кёльне

Собор в Кёльне

Слайд 26

Собор в Кёльне – характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это

Собор в Кёльне – характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это

огромное здание с пятью нефами, двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями.