Готическое искусство XIII-XIV веков

Содержание

Слайд 2

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского

племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников. «Упаси, Боже, любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано» — эти слова итальянского историка искусства Джорджо Вазари (1511 — 1574) показывают отношение к готике, сложившееся в эпоху Возрождения в Италии.
В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику.
Слайд 3

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и

экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города.
Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором. Над ратушей возвышалась башня — символ свободы города.
Слайд 4

Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь

Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь

тяжеловесна и приземиста, готический собор лѐгок и устремлѐн ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов.

Портал готического храма.

Слайд 5

Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то

Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то

в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь — на столбы. Боковое давление свода передаѐтся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей.

Система аркбутанов и контрфорсов.

Слайд 6

Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество

Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество

окон, арок, галерей. В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу — изображению, составленному из скреплѐнных между собой цветных стѐкол, которое помещали в проѐм окна. Внутри и снаружи собор ук рашало множество статуй и рельефов.
Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.
Пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.
В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику.
Слайд 7

ФРАНЦИЯ Готическое искусство первоначально возникло и развивалось во французской провинции Иль-де-Франс

ФРАНЦИЯ

Готическое искусство первоначально возникло и развивалось во французской провинции Иль-де-Франс (центре

королевских владений). Во многом это было связано с усилением могущества французского государства, укреплением королевской власти, ростом городов. Расцвет литературы, науки, разнообразных ремѐсел превратил Париж, главный город провинции Иль-де-Франс, в столицу европейской культуры. «Печь, где выпекается духовный хлеб человечества» — так назвал Иль-де-Франс один из современников той эпохи.
Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции — Нотр-Дам деПари (Парижской Богоматери).

Нотр-Дам де Пари. 1163 г. XIV в.

Слайд 8

В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные

В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные

башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон — черты, свойственные готическому искусству.

Нотр-Дам де Пари. 1163 г. XIV в.

Слайд 9

Собор в Шартре (XII—XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе.

Собор в Шартре (XII—XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе.

Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города. В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в. тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали на крутой склон тяжѐлые возы с камнями, распевая гимны в честь Богоматери. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи и будет обеспечено спасение на небесах.

Собор в Шартре. XII—XIV вв.

Слайд 10

Собор в Шартре славился также своими витражами, которые занимали площадь более

Собор в Шартре славился также своими витражами, которые занимали площадь более

двух с полови-ной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились толь-ко «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено.

Богоматерь с Младенцем.

Персонажи Ветхого навета.

Слайд 11

Зрелая готика. П. П. Гнедич: «Эти бесконечно переплетающиеся аркады и своды,

Зрелая готика.
П. П. Гнедич: «Эти бесконечно переплетающиеся аркады и своды, кажется,

ведут куда-то в иной мир. Всѐ стремится к чему-то высшему, гигантскому... на колоссальные столбы колонн громоздятся новые столбы, над ними нависают сквозные воздушные переходы; своды П. П. Гнедича: «Эти бесконечно переплетающиеся аркады и своды, кажется, ведут куда-то в иной мир. Всѐ стремится к чему-то высшему, гигантскому... на колоссальные столбы колонн громоздятся новые столбы, над ними нависают сквозные воздушные переходы; своды

Собор в Реймсе. Западный фасад. 1211—1330 гг.

Слайд 12

Собор в Реймсе (1211 — 1330 гг.), где короновались французские короли,

Собор в Реймсе (1211 — 1330 гг.), где короновались французские короли,

— величественный памятник королевской власти и могуществу. В то же время это свидетельство силы и богатства самого города и его жителей, активно участвовавших в строительстве.

Собор в Реймсе. Интерьер. 1211—1330 гг.

Слайд 13

Собор в Амьене (1218— 1268 гг.) — длиной сто сорок пять

Собор в Амьене (1218— 1268 гг.) — длиной сто сорок пять

и высотой сорок два с половиной метра — самый крупный во Франции.

Собор в Амьене. Западный фасад. 1220—1236 гг.

Слайд 14

На XIV—XV вв. приходится завершающий этап средневекового искусства во Франции. Этот

На XIV—XV вв. приходится завершающий этап средневекового искусства во Франции. Этот

период получил наименование поздней, или «пламенеющей», готики: линии самых разных изображений приобрели форму языков пламени, широкоиспользовались криволинейные формы, сложный рисунок, ажурный орнамент.

Церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), 15 век

Слайд 15

В готическом стиле возводились не только церковные, но и светские здания:

В готическом стиле возводились не только церковные, но и светские здания:

городские общественные сооружения — ратуши, торговые ряды и даже частные дома.

Дом Жака Кѐра.1443—1453 гг.

Слайд 16

Мон Сен-Мишель — один из немногих средневековых монастырей, построенных в готическом

Мон Сен-Мишель — один из немногих средневековых монастырей, построенных в готическом

стиле. Обитель возведена на скале у северного побережья Франции. Попасть в монастырь по суше можно было только в часы отлива; во время прилива скалу со всех сторон окружало море.

Монастырь Мон Сен-Мишель.

Слайд 17

АНГЛИЯ Готическое искусство Англии было в основном связано с монастырями, так

АНГЛИЯ

Готическое искусство Англии было в основном связано с монастырями, так как

города здесь играли значительно меньшую роль, чем в остальных странах Западной Европы.Английский готический собор отличался обилием украшений как снаружи, так и внутри здания. Его длинную центральную часть обычно венчала высокая башня. На фасаде башни, как правило, не возводились.
Яркими примерами английской готической архитектуры являются собор в Кентербери (XII—XV вв.) — главный храм английского королевства;

собор в Кентербери (XII—XV вв.)

Слайд 18

собор Вестминстерского аббатства (XIII—XV вв.) в Лондоне, где традиционно проходили церемонии коронации и погребения английских королей;

собор Вестминстерского аббатства (XIII—XV вв.) в Лондоне, где традиционно проходили церемонии

коронации и погребения английских королей;