Искусство периода феодальной раздробленности

Содержание

Слайд 2

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ 12-13 ВВ. Во 2-ой половине 12 в.

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ 12-13 ВВ.

Во 2-ой половине 12 в. произошел

окончательный распад Киевского государства.
Причины:
развитие крупного землевладения и усиление местных феодалов
- экономический рост городов (Новгород, Смоленск, Полоцк, Владимир и др.)
Прогрессивное значение этого периода заключается в росте ряда местных очагов культуры, каждый из которых имел свое неповторимое лицо.
От византийско - русского искусства Киевской Руси пошло уже собственно русское искусство отдельных княжеств (Галицко - Волынского, Владимиро - Суздальского, Новгородского, Псковского, Полоцкого и т.д.).
Вместе с тем, несмотря на княжеские раздоры и междоусобные войны, народ живо ощущал свою общность. Древнерусское искусство различных княжеств обладало многими общими чертами.
Слайд 3

АРХИТЕКТУРА. во 2-ой половине 11в. появился новый тип сравнительно небольшого монастырского

АРХИТЕКТУРА.
во 2-ой половине 11в. появился новый тип сравнительно небольшого монастырского храма,

который в 12в. получил распространение во всех княжествах: крестово - купольный белокаменный храм, 4- столпный, одноглавый, с 3-мя или 1-ой полуциркульной апсидой с восточной стороны.
Крестово-купольный храм — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII вв. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.
Слайд 4

Другие стены расчленены лопатками на 3 части, соответственно разделению внутреннего пространства,

Другие стены расчленены лопатками на 3 части, соответственно разделению внутреннего пространства,

каждая часть завершается закомарой. Обходные галереи практически везде отсутствуют.
Круглящиеся апсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают всякую угловатость.
В пределах этого общего типа храмы очень разнообразны не только в различных княжествах, но и в пределах одного княжества.
Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

В 12в. художественное первенство принадлежало Владимиро - Суздальскому княжеству. Расцвет архитектуры

В 12в. художественное первенство принадлежало Владимиро - Суздальскому княжеству. Расцвет архитектуры

княжества связан с именами Андрея Боголюбского и Всеволода Большое гнездо.
Владимиро - Суздальская архитектура очень своеобразна, особенно по своему декору: она выделяется обилием скульптурного рельефа, аркатурно - колончатыми поясами, резными порталами. Сооружения отмечены особой утонченностью художественного облика, точно найденным соотношением масс, гармоничностью и чеканностью форм.

церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165г.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Давид-псалмопевец, львы и грифоны

Давид-псалмопевец, львы и грифоны

Слайд 14

Слайд 15

Как статуя, церковь Покрова на Нерли вертикальна, устремлена ввысь. Но высотность

Как статуя, церковь Покрова на Нерли вертикальна, устремлена ввысь. Но высотность

смягчена мотивом полукружия: полукружия закомар, декоративных арочек, окон, дверей, купола (имел шлемовидную форму). Немногочисленный декор храма прост, но необычайно выразителен.
Дмитриевский собор по сравнению с церковью Покрова более внушителен и монументален. В нем нет подчеркнутой вертикальности. Резная декорировка почти сплошь покрывает его стены.
Это интереснейший изобразительный эпос: расположенные в соответствии с архитектурными членениями по всей стене, рельефы составляют со стеной одно целое. Это причудливый компромисс христианства и язычества. Воспеть хвалу господу явились фантастические твари: кентавры, грифоны, а также звери и птицы.
Народность рельефов сказывается и в их плоскостной трактовке идущей от традиций резьбы по дереву.
Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Кроме этих сооружений необходимо упомянуть об Успенском соборе во Владимире (1158

Кроме этих сооружений необходимо упомянуть об Успенском соборе во Владимире (1158

- 1161гг.) - первоначально 6 - столпный 3- нефный храм с одной главной, расширенный после пожара 1185г. до 5-нефного 5-ти купольного.
Золотые ворота во Владимире - великолепный памятник крепостного зодчества 12в. ( Рис. 544.)
Слайд 19

Слайд 20

В 12в. Новгород был богатой боярско - купеческой республикой, в которой

В 12в. Новгород был богатой боярско - купеческой республикой, в которой

власть князя была ограничена и зависела от решения народного веча.
Со временем стала независимой и новгородская церковь. Архиепископа избирали из местного духовенства, и лишь для рукоположения он отправлялся к митрополиту в Киев. Своеобразие общественной жизни Новгорода определяло демократичность его культуры и искусства.
Искусство Новгорода и его "младшего брата" Пскова было мужественным, простым, великолепным в своей простоте и цельности. Исконные народные начала здесь были особенно прочными.
В новгородской архитектуре в 12-13вв. преобладающим был 3-х нефный, 4-х столпный, одноглавый крестово-купольный храм. Но новгородские храмы отличались простотой и кубовидностью. Они выглядят приземистыми, скупыми на украшения, не так ладно скроенными, зато "крепко сшитыми". В них очень сильно ощущение "ручной работы", кажется, будто их вылепили руками. В новгородских храмах была большей частью одна пониженная апсида.
Слайд 21

храм Спаса на Нередице (1198г.).

храм Спаса на Нередице (1198г.).

Слайд 22

Большим своеобразием отличалась и архитектура Полоцкого княжества12 - 13вв. Здесь была

Большим своеобразием отличалась и архитектура Полоцкого княжества12 - 13вв. Здесь была

предпринята попытка переработки традиционного крестово-купольного типа храма и создания динамичной пирамидальной композиции, что стало типичным для многих построек последующих столетий не только в Полоцких землях.
Пирамидальность композиции осуществлялась за счет пониженных апсид и притворов.
К памятникам архитектуры полоцкого зодчества этого периода относятся: большой собор Бельчицкого монастыря, Пятницкая и Борисоглебская церкви Бельчицкого монастыря, Спасо - Евфросиньевский собор и храм на Верхнем замке.
Спасо - Ефросиньевский собор был построен в 1128 - 1156гг. полоцким зодчим Иоанном.

Церковь святых Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря

Слайд 23

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря Крестовоздвиженский собор

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря

Крестовоздвиженский собор

Слайд 24

ЖИВОПИСЬ В период феодальной раздробленности начинают складываться местные школы живописи. Во

ЖИВОПИСЬ

В период феодальной раздробленности начинают складываться местные школы живописи. Во Владимире,

Новгороде киевская традиция постепенно перерабатывается, приобретает все более самостоятельные черты.
Мозаика, пришедшая из Византии и процветавшая в Киеве, дальнейшего развития на Руси не получила, зато обрела новую жизнь фреска. Со временем излюбленной и широко распространенной формой живописи стала икона.
Развитие живописи этого периода идет в двух направлениях.

сильное влияние церкви, борьба с пережитками язычества, светскими тенденциями, за чистоту и строгость христианских обрядов.

в искусство местных школ все интенсивнее проникают влияния народной, древнеславянской культуры.

Слайд 25

Во фресках Новгорода виден отказ от византийских традиций. Уникальным памятником мировой

Во фресках Новгорода виден отказ от византийских традиций. Уникальным памятником мировой

средневековой живописи является фреска храма Спаса на Нередице 1199 г.в Новгороде.
Храм был расписан сверху донизу. Росписи часто не совпадали с архитектурными членениями, композиции переходят с одной стены на другую, лишая стены и своды конструктивной определенности.
Фрески отличаются монументальным характером. Новгородские художники по-своему трактовали византийские иконографические схемы. Они не только вводили в традиционные сюжеты различные бытовые детали, но и изменяли самый характер евангельских и библейских сцен.

Церковь Спаса на Нередице

Слайд 26

Церковь Спаса на Нередице, снимок 1900 года

Церковь Спаса на Нередице, снимок 1900 года

Слайд 27

В колорите сочетались приглушенные контрастные цвета: красновато-коричневые, зелёные, жёлтые, синие. В

В колорите сочетались приглушенные контрастные цвета: красновато-коричневые, зелёные, жёлтые, синие. В

западной части храма большое место занимала композиция «Страшного суда».
Лица святых изображались с помощью белых линий, а не светотеневых переходов, как в искусстве Киева.

Страшный суд (фрагмент) фреска на западной стене храма.

Фреска Петра Александрийского

Слайд 28

Слайд 29

Новгородские иконы12 - начала 13 вв. сохраняют черты киевской художественной традиции

Новгородские иконы12 - начала 13 вв. сохраняют черты киевской художественной традиции

и византийской культуры. Волосы выполнены в декоративном стиле, колорит икон повторяет красочную гамму киевских мозаик.
К новгородским иконам этого направления относятся: "Спас нерукотворный." Взгляд огромных глаз, направленный чуть в сторону нарушает строгую симметрию лица.
Голова золотоволосого архангела из "Деисуса" с непомерно большими, печальными глазами. Лицо архангела полно грусти и душевной теплоты, чувства эти выражены с предельным лаконизмом и тактом.
Слайд 30

Слайд 31

Деисус – трёх личная икона или композиция из трёх икон, трёх

Деисус – трёх личная икона или композиция из трёх икон, трёх

фигур, изображающая Христа посередине и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери (слева от зрителя) и Иоанна Предтечи (справа от зрителя). Деисус, дополненный фигурами архангелов, апостолов, святых, образует деисусный чин. Деисус размечается во втором ярусе иконостаса над Царскими вратами.
Особой монументальностью отличается икона "Устюжское Благовещение." В изображении одежды архангела, в глубоких складках его плаща еще чувствуются навыки объемной трактовки тела, характерные для киевских мозаик.

Устюжское Благовещение. 20-30-е годы XII века. Доска, темпера.

Слайд 32

Деисус. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ) Деисус. Икона.

Деисус. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ)

Деисус. Икона. Нач.

XIII в. (ГТГ)

Деисус со святыми. Икона. XI в.

Слайд 33

К этой группе примыкает и большая икона "Святой Георгий". В иконе

К этой группе примыкает и большая икона "Святой Георгий". В иконе

дан новый вариант иконографии Георгия: святой изображен с мечом - атрибутом княжеской власти. В лице Георгия нет ни аскетичной суровости, ни аристократической утонченности византийских образов. Почти лишенные оттенков локальные цветовые пятна составляют колористический строй, который станет характерным для новгородской живописи 13 - 15вв.
В 13в. в Новгороде окончательно формируется самобытная школа живописи. Народное искусство и культура начинают играть определяющую роль. Меняется художественный язык иконописи: светотеневая лепка лиц уступает место графическим приемам. Складки ткани обозначаются энергичными изломанными линиями. Цвета яркие, образующие большие плоскости, часто контрастно противопоставлены друг другу.

Святой Георгий. ок. 1130 года

Слайд 34

Искусство Новгорода этого периода обретает черты примитива. К этому периоду относится

Искусство Новгорода этого периода обретает черты примитива.
К этому периоду относится икона

"Иоанн Лествичник, Георгий и Власий" (2-ая пол.13в.). Она написана на красном фоне. Художник смело сочетает этот фон с синим, желтым и белыми цветами одежды. Лица святых очень выразительны. Однако размеры, застывшая поза и жесткое столпообразное очертание средней фигуры придают ей идолоподобный характер; фигуры святых по сторонам трактованы столь же плоско и фронтально.
Направление в новгородской живописи, представленное этой иконой, успешно развивалось в 13 и 14вв.; из него вышел ряд произведений, покоряющих своей непосредственностью и наивной поэтичностью.
Слайд 35

Слайд 36

В сохранении и развитии традиций киевского искусства большую роль сыграл Владимир.

В сохранении и развитии традиций киевского искусства большую роль сыграл Владимир.

Именно здесь получила отчетливое выражение мысль о единстве Русской земли.
Особенный интерес представляет фресковая роспись Дмитриевского собора во Владимире (конец 12в.), от которой уцелела лишь часть композиции "Страшный суд" на большом и малом сводах под хорами. Роспись выполняли и византийские и русские мастера.
Росписи византийских мастеров выполнены более виртуозно, лица апостолов имеют суровое выражение, у ангелов - глубоко запавшие скорбные глаза. У ангелов, в изображении русских художников, глаза меньше, очертания лиц более округлые, славянского типа, взгляд утрачивает трагическое выражение, становится задумчивым.

Апостол Андрей

Слайд 37

Деталь фрески "Страшный суд".

Деталь фрески "Страшный суд".

Слайд 38

Голова ангела. Фрагмент фрески.

Голова ангела. Фрагмент фрески.

Слайд 39

С Владимиро - Суздальской землей и ее художественными традициями связывают иконы

С Владимиро - Суздальской землей и ее художественными традициями связывают иконы

"Богоматерь Оранта - Великая Панагия" (12 - 13вв.) и "Дмитрий Солунский" (конец 12 - начало 13вв.).
На иконе руки Богоматери разведены в стороны, взгляд обращен к тем, кто находится перед ней. Она сама является объектом предстояния, объектом молитвы. Здесь намечается возникновение изображения, получившего название "Покров". Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».

Богоматерь Оранта - Великая Панагия

Слайд 40

икона "Дмитрий Солунский" из Успенского собора города Дмитрова. Предположительно она связана

икона "Дмитрий Солунский" из Успенского собора города Дмитрова.
Предположительно она связана с

Всеволодом III. Икона должна была напоминать о законности и могуществе княжеской власти. Княжеский "стол", на котором сидит Дмитрий, символизировал общерусское единство; меч на коленях князя служил намеком на его роль судьи и защитника подданных.
Живопись Полоцкого княжества сохраняет черты киевско - византийских художественных традиций.
Самыми древними фресками являются росписи Софийского собора в Полоцке, которые сохранились только на трех восточных апсидах, нижних участках столбов и на стенах склепа.
Более высоким художественным уровнем отличались фрески соборов Бельчицкого монастыря, которые свидетельствуют о новом этапе развития Полоцкой живописной школы.