Содержание
- 2. Историческая культура романтизма Философы века Просвещения формулировали в своих трудах новые представления о порядке в природе,
- 3. В этих условиях в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. формируется идейно-художественное движение, впоследствии получившее название романтизма.
- 4. Свое выражение романтизм нашел и в историческом знании. В это время история постепенно оформилась как самостоятельная
- 5. Идеи романтизма были выражены по-разному в различных странах. Раннее романтическое движение формировалось в последней трети XVIII
- 6. Несмотря на неоднородность взглядов романтиков, можно выделить ряд общих принципов, присущих этому идейному течению: Романтизм заново
- 7. Народы, государства и культуры, согласно концепциям романтиков, развивались естественным образом. Под влиянием романтических философских построений распространенной
- 8. Романтизм совпадал по времени с подъемом национальных движений в европейских странах, с завершением оформления национальных государств.
- 9. Увлечение данной областью знания выражалось в разнообразных формах: труды известных историков читались, обсуждались в прессе и
- 10. Характерным примером являются романы шотландского писателя Вальтера Скотта. В его романах прослеживается стремление воссоздавать яркие и
- 11. Сочинения эпохи романтизма апеллировали не только к умению читателя здраво рассуждать и следить за аргументацией, но
- 12. Историческое письмо стало для романтиков способом выражения драмы жизни во всей ее полноте. В сочинении английского
- 13. Историки и писатели романтизма уделяли большое внимание индивидуальности, внутреннему миру человека, жизненному опыту автора сочинений. Они
- 14. Романтической историографии было свойственно особое отношение к источнику. Сохранившемуся свидетельству следовало вернуть жизнь, чтобы читатели могли
- 15. Направления романтической историографии В историографии романтизма существовали разные течения. Идейные расхождения были в большой степени связаны
- 16. В Англии предвестником консервативных романтических идей был публицист и политический деятель Эдмунд Бёрк. Его сочинение «Размышления
- 17. В Германии, где были сформулированы ранние теории романтизма, консервативные романтические идеи в историографии были представлены наиболее
- 18. Романтическое направление в историографии было представлено и в трудах сторонников либеральных преобразований общества. Во Франции в
- 19. В центре их исследований была, говоря словами Огюстена Тьерри, «история граждан, история подданных, история народа». Французские
- 20. В 30-40-х гг. XIX в. во французской историографии стало заметным демократическое романтическое течение. Историк Жюль Мишле
- 21. В России романтическая историография была представлена трудами Николая Михайловича Карамзина, автора двенадцатитомной «Истории государства Российского» (1816-1829).
- 22. Близких воззрений придерживались историки, литераторы, философы, относившие себя к славянофилам, – А. С. Хомяков, И. В.
- 23. Постепенно пути истории и литературы расходились. Труд историка, как и труд литератора, становился профессиональным. Потребность в
- 24. Интерпретация исторического процесса в философских системах второй половины XIX в. В интеллектуальной культуре XIX в. был
- 25. Теория Гегеля интерпретировалась по-разному. Немецкий философ Карл Маркс во многом отталкивался от рассуждений Гегеля. Теория Маркса
- 26. С 1840-х гг. в науках развивается новое направление – позитивизм. В целом общий дух времени отмечен
- 27. По мысли Маркса, в свое время именно труд отделил человека от животного. На определенном этапе труд
- 28. Теория оказала огромное влияние на интеллектуальную культуру Запада и России. К концу XIX в. многие историографические
- 29. Известное высказывание Маркса и Энгельса – «мы знаем одну-единственную науку, науку истории» – достаточно точно характеризует
- 30. В России в 1869 г. был опубликован философско-исторический труд Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа: Взгляд
- 31. По мысли ученого, общечеловеческой цивилизации никогда не существовало. Поэтому некорректно было рассуждать об истории как О
- 32. Труды немецкого философа Фридриха Ницше при жизни автора вызвали реакцию отторжения у читателей и критиков. Сам
- 33. В трактате критиковались общественные представления о назначении истории и черты исторического сознания конца XIX в. Современную
- 35. Скачать презентацию
Историческая культура романтизма
Философы века Просвещения формулировали в своих трудах новые
Историческая культура романтизма
Философы века Просвещения формулировали в своих трудах новые
Великая французская революция вызвала острейшие споры своих противников и сторонников. Совершавшаяся на глазах современников история приводила к результатам, которые не укладывались в рациональную схему. Упорядоченная картина мира мыслителей XVIII в. была перевернута социальными потрясениями. Теории о скором наступлении царства разума, свободы и счастья перестали казаться правдоподобными. Осмысление опыта революции привело к пересмотру взглядов на общество как механическую сумму индивидов, способность разума к сознательному преобразованию мира, прогресс.
В этих условиях в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. формируется идейно-художественное
В этих условиях в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. формируется идейно-художественное
И.-В. Гете, И.-Ф. Шиллер, Э.-Т.-А. Гофман в Германии;
В. Гюго, П. Мериме во Франции;
П.-Б. Шелли, Д.-Г. Байрон, В. Скотт в Британии;
В. А. Жуковский, А. С. Пушкин в России.
Художники Э. Делакруа, Т. Жерико, У. Тернер, философы И.-Г. Фихте, Г.-В. Гегель, А. Шопенгауэр также отдавали дань этому течению. Романтизм во многом повлиял на направления и школы в искусстве и литературе, содействовал изменениям в науках, общественной мысли и философии первой трети XIX в.
Свое выражение романтизм нашел и в историческом знании. В это время
Свое выражение романтизм нашел и в историческом знании. В это время
Идеи романтизма были выражены по-разному в различных странах. Раннее романтическое движение
Идеи романтизма были выражены по-разному в различных странах. Раннее романтическое движение
Несмотря на неоднородность взглядов романтиков, можно выделить ряд общих принципов, присущих
Несмотря на неоднородность взглядов романтиков, можно выделить ряд общих принципов, присущих
Романтизм заново «открыл» природу – не рациональную механистическую природу Бэкона и Ньютона, подчинявшуюся познаваемым законам, а всемогущую творящую силу, которая лежала в основе всего сущего. Рассуждениям романтиков о величественной и дикой природе, соответствовали их представления о человеке – противостоящем миру индивиде с сильными и высокими чувствами, страстями, со способностью к интуитивному пониманию, вдохновению и творчеству.
Ключевым для романтиков был принцип историзма. В сочинениях романтиков движение истории понималось как органический процесс. У всех явлений появилось дополнительное – историческое – измерение: их следовало рассматривать в становлении, развитии, расцвете и упадке. В исторических сочинениях романтизма складывалось ощущение дистанции между настоящим и прошлым. Романтики культивировали интерес к средним векам, нередко идеализируя и поэтизируя этот период истории.
Народы, государства и культуры, согласно концепциям романтиков, развивались естественным образом. Под
Народы, государства и культуры, согласно концепциям романтиков, развивались естественным образом. Под
Романтизм совпадал по времени с подъемом национальных движений в европейских странах,
Романтизм совпадал по времени с подъемом национальных движений в европейских странах,
Увлечение данной областью знания выражалось в разнообразных формах: труды известных историков
Увлечение данной областью знания выражалось в разнообразных формах: труды известных историков
В первой трети XIX в. история продолжала тесно сосуществовать с литературой, хотя постепенно выделялась в самостоятельную профессиональную дисциплину. Был создан новый литературный жанр – исторический роман, который получил огромную популярность среди образованной публики. Ему отдавали дань такие писатели, как В. Скотт, В. Гюго, О. де Бальзак, А. С. Пушкин, Дж. Ф. Купер. Исторический роман оказал большое влияние не только на художественную прозу и поэзию, но и на способы написания национальных историй.
Характерным примером являются романы шотландского писателя Вальтера Скотта. В его романах
Сочинения эпохи романтизма апеллировали не только к умению читателя здраво рассуждать
Сочинения эпохи романтизма апеллировали не только к умению читателя здраво рассуждать
Историческое письмо стало для романтиков способом выражения драмы жизни во всей
Историческое письмо стало для романтиков способом выражения драмы жизни во всей
Историки и писатели романтизма уделяли большое внимание индивидуальности, внутреннему миру человека,
Историки и писатели романтизма уделяли большое внимание индивидуальности, внутреннему миру человека,
Романтической историографии было свойственно особое отношение к источнику. Сохранившемуся свидетельству следовало
Романтической историографии было свойственно особое отношение к источнику. Сохранившемуся свидетельству следовало
В романтической историографии важная роль отводилась таким формам познания, как вчувствование и сопереживание, т. е. интуитивное понимание людей прошлого благодаря общности человеческого рода, чувствительности к сходству и различиям между временами. Поэзия и религия рассматривались как не менее значимые пути познания, чем философия и науки. Историками-романтиками была создана система образов, которые могли быть, по их мнению, непосредственно восприняты «глазами души». Такой путь мог вести к неточностям в их трудах, однако картины прошлого были яркими и захватывающими, даже если это достигалось исключительно благодаря силе воображения историка.
Направления романтической историографии
В историографии романтизма существовали разные течения. Идейные расхождения
Направления романтической историографии
В историографии романтизма существовали разные течения. Идейные расхождения
В первые десятилетия XIX в. достаточно сильным влиянием в обществе обладали сторонники консервативных позиций. Это направление мысли восходило к трудам авторов конца XVIII в., крайне негативно оценивавших Французскую революцию.
В Англии предвестником консервативных романтических идей был публицист и политический деятель
В Англии предвестником консервативных романтических идей был публицист и политический деятель
Во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. были опубликованы труды Ж. де Местра, Л. Бональда, Ф. Р. Шатобриана. В них консервативный романтический взгляд на революцию обосновывался религиозным, провиденциальным видением истории. В сочинении Жозефа де Местра «Соображения о Франции» (1796) обосновывалась мысль о том, что революция была результатом общей греховности народа, карой Провидения за гордыню. Франсуа Рене де Шатобриан в трактате «Гений христианства» (1802) писал, что человечество знало только одно революционное событие, изменившее судьбу людей, – пришествие Христа. Прочие попытки преобразовать мир были вызваны человеческим стремлением повелевать силами, которые скрыты от него и подвластны только Провидению. Автор, используя приемы романтического письма, пытался воссоздать колорит средневековья, когда, по его мнению, христианство вдохновляло искусства, облагораживало нравы.
В Германии, где были сформулированы ранние теории романтизма, консервативные романтические идеи
В Германии, где были сформулированы ранние теории романтизма, консервативные романтические идеи
Романтическое направление в историографии было представлено и в трудах сторонников либеральных
Романтическое направление в историографии было представлено и в трудах сторонников либеральных
В центре их исследований была, говоря словами Огюстена Тьерри, «история граждан,
В центре их исследований была, говоря словами Огюстена Тьерри, «история граждан,
В 30-40-х гг. XIX в. во французской историографии стало заметным демократическое
В 30-40-х гг. XIX в. во французской историографии стало заметным демократическое
В России романтическая историография была представлена трудами Николая Михайловича Карамзина, автора
В России романтическая историография была представлена трудами Николая Михайловича Карамзина, автора
В 30-40-е гг. XIX в. российские историки так или иначе были вовлечены в идеологические споры; им приходилось отвечать на вопросы о путях развития России, ее отношениях с государствами Европы. Актуальность этой проблемы была усилена государственной идеологией официальной народности, в частности тезисом о коренном различии исторических путей России и стран Запада. Попытку обоснования идеи особого пути Российского государства предпринял историк и публицист Михаил Петрович Погодин. В лекциях, прочитанных в 1832 г. в Московском университете, он ссылался на Тьерри и Гизо, которые обосновывали необходимость социально-политической борьбы во Франции германским завоеванием. По мысли Погодина, историю Российского государства отличало то, что она началась не с завоевания, а с мирного призвания правителей-варягов. Оно открыло дорогу «единению царя с народом», патриархальным гармоничным отношениям между помещиками и крестьянами.
Близких воззрений придерживались историки, литераторы, философы, относившие себя к славянофилам, –
Близких воззрений придерживались историки, литераторы, философы, относившие себя к славянофилам, –
Противоположные взгляды отстаивали западники-либералы – литераторы и публицисты Н. В. Станкевич, И. С. Тургенев, А. И. Герцен, историки Т. П. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин. Но мысли западников, для преодоления вековой отсталости России необходимо обратиться к западным образцам государственного управления, устройства социальной и экономической жизни.
Постепенно пути истории и литературы расходились. Труд историка, как и труд
Постепенно пути истории и литературы расходились. Труд историка, как и труд
Методика критики исторических источников детально разработана исследователем античности Бартольдом Георгом Нибуром. Согласно ему, историк должен был установить подлинность текста, последовательно ответить на вопросы о его происхождении, о влиянии на содержание документа представлений эпохи, сравнить все известные свидетельства для определения подлинных очертаний события и для критической оценки достоверности источника.
Интерпретация исторического процесса в философских системах второй половины XIX в.
В
Интерпретация исторического процесса в философских системах второй половины XIX в.
В
Мистические христианские идеи философа не находили единодушной поддержки у исследователей в областях естественных и точных наук – сфере, во многом диктовавшей интеллектуальные правила в Европе второй половины XIX в.
Теория Гегеля интерпретировалась по-разному. Немецкий философ Карл Маркс во многом отталкивался
Теория Гегеля интерпретировалась по-разному. Немецкий философ Карл Маркс во многом отталкивался
С 1840-х гг. в науках развивается новое направление – позитивизм. В
С 1840-х гг. в науках развивается новое направление – позитивизм. В
В одной из ранних работ – «Критике гегелевской философии права» (1844) – Маркс подверг критике основные положения теории Гегеля. По мысли автора, общественные институты, политические процессы, юридические нормы не могли быть объяснены развитием духа. Все они представляли собой следствие материальных условий жизни людей того или иного времени. В своих сочинениях Маркс последовательно развивал эту идею. Изучение материальных условий труда показывало, что различным эпохам соответствовал разный уровень развития техники, производства, т. е. производительных сил. В процессе производства, согласно взглядам Маркса, люди вступают в отношения, не зависящие от их воли. Эти отношения собственности и власти, складывающиеся вокруг производства, – производственные отношения – образуют экономическую структуру общества и определяют сознание людей.
Таким образом, в противоположность Гегелю, Маркс полагал, что именно общественное бытие создавало те или иные формы сознания.
По мысли Маркса, в свое время именно труд отделил человека от
По мысли Маркса, в свое время именно труд отделил человека от
В трудах Маркса и Энгельса формулировался следующий закон: в любом обществе производственные отношения должны соответствовать уровню развития производительных сил. Когда это соответствие нарушалось, в общество наступал конфликт, завершавшийся революцией и переходом к более высокому уровню и производительных сил, и отношений производства. По мере совершенствования орудий труда, техники изменялись социально-экономические отношения, которые, в свою очередь, трансформировали идеологию и общественные институты. Каждая стадия этого процесса была ознаменована сменой общественно-экономической формации. История, таким образом, рассматривалась как процесс смены социально-экономических формаций. Всего в прошлом, настоящем и будущем, согласно Марксу и Энгельсу можно было выделить пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
Теория оказала огромное влияние на интеллектуальную культуру Запада и России. К
Теория оказала огромное влияние на интеллектуальную культуру Запада и России. К
Известное высказывание Маркса и Энгельса – «мы знаем одну-единственную науку, науку
Известное высказывание Маркса и Энгельса – «мы знаем одну-единственную науку, науку
В России в 1869 г. был опубликован философско-исторический труд Николая Яковлевича
В России в 1869 г. был опубликован философско-исторический труд Николая Яковлевича
Данилевский занимался серьезными исследованиями в области ботаники, зоологии, этнографии. Из этих областей знания он заимствовал подходы и понятия, которые применил для изучения истории цивилизаций.
По мысли ученого, общечеловеческой цивилизации никогда не существовало. Поэтому некорректно было
По мысли ученого, общечеловеческой цивилизации никогда не существовало. Поэтому некорректно было
Исследователь выделял десять культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский) и германо-романский (европейский). К ним автор добавлял мексиканский, или перуанский, которые погибли, не успев пройти полный цикл своего развития. По мере того как каждый из них выполнял свою историческую миссию, на его место приходил следующий. По мысли Данилевского, европейский тип должен был в скором времени уступить место новому – славянскому.
Описывая культурно-исторические типы, Данилевский обращался к терминологии и правилам естественных наук.
Сочинение Данилевского имело сильный идеологический подтекст. Тезис об отсутствии единого цивилизационного «стандарта» вел автора к критике европоцентризма.
Труды немецкого философа Фридриха Ницше при жизни автора вызвали реакцию отторжения
Труды немецкого философа Фридриха Ницше при жизни автора вызвали реакцию отторжения
Среди наиболее важных произведений Ницше – «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1883-1885). В середине 1870-х гг. философ планировал создать цикл сочинений под общим названием «Несвоевременные размышления». Из двадцати работ, которые должны были войти в этот цикл, Ницше написал всего четыре. В их числе – трактат «О пользе и вреде истории для жизни» (1874).
В трактате критиковались общественные представления о назначении истории и черты исторического
В трактате критиковались общественные представления о назначении истории и черты исторического
В соответствии с рассуждениями Ницше, существовало три вида истории – монументальная, антикварная и критическая.
Монументальная история искала в прошлом примеры выдающихся поступков и вдохновляла деятельных людей, тех, кто нуждался в образцах, учителях, утешителях и не мог найти таковых среди своих современников. . Монументальная история была способна научить пониманию великого и побудить человека к совершению поступков.
Антикварная история принадлежала, по словам Ницше, тому, кто охраняет и почитает прошлое. Это история традиции, привязывающая человека и народ к их родине, обычаям, но отвергающая нововведения. По мнению Ницше, такая история постепенно вырождалась, теряя связь с жизнью и превращаясь в накопление разрозненных бесполезных фактов.