История искусства Новгорода (конец XII—XV вв)

Содержание

Слайд 2

Великий Новгород — один из древнейших и известнейших городов России. Место

Великий Новгород — один из древнейших и известнейших городов России.
Место призвания летописного

Рюрика и зарождения российской государственности.
В Средние века — центр Новгородской Руси, а затем центр Новгородской земли в составе Древнерусского и Русского государств.
При этом в 1136 году он стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси.
по отношению к Новгородской земле принято применять термин «Новгородская республика» (правительство последней использовало обозначение Господин Великий Новгород).
Слайд 3

Новгород не подвергся монгольскому нашествию; хотя он и платил дань Орде,

Новгород не подвергся монгольскому нашествию; хотя он и платил дань Орде,

но сохранил уникальные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода и был единственным из древних русских городов, избежавшим упадка и дробления в XI—XII вв.
Новгород всегда был соперником Киева, смог добиться экономической и политической независимости от него, права самому поставлять князей на свой стол. Но соперничая, новгородские князья подражали киевским постройкам, киевскому укладу двора, киевскому великолепию, так почти в одно время оба города обносятся каменными стенами (Киев – 1037г., Новгород – 1044г.), в Новгороде строятся одноименные киевским храмы (Святой Софии, Благовещения, Илии).
Слайд 4

характерные черты новгородской архитектуры: использование местного камня-известняка, простая планировка, минимум декора, замена мозаики фресковыми росписями.

характерные черты новгородской архитектуры:
использование местного камня-известняка,
простая планировка,
минимум декора,
замена

мозаики фресковыми росписями.
Слайд 5

Примером является Церковь Николы на Липне (1282), Православный храм конца XIII

Примером является Церковь Николы на Липне (1282),

Православный храм конца XIII

века, памятник новгородского каменного зодчества.

Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными).

Слайд 6

Монументальная живопись XI-XII вв Основные черты новгородской монументальной живописи: Возвышенность и

Монументальная живопись XI-XII вв

Основные черты новгородской монументальной живописи:
Возвышенность и суровость
орнаментальность.

расположение сюжетов по регистрам,
замедленный ритм композиций,
приземистые пропорции фигур,
новгородские типы лиц.
Слайд 7

Монументальная живопись XI-XII вв Фреска с изображением Константина и Елены в

Монументальная живопись XI-XII вв

Фреска с изображением Константина и Елены в храме

Софии

Кафедральный Софийский собор Новгорода, возведенный в 1045-1050 гг. и долго остававшийся единственной каменной церковью города, стоял нерасписанным более чем полстолетия. Его интерьер был украшен лишь иконами и единичными стенописными изображениями иконного типа, от которых на южной паперти собора сохранилась композиция «Св. Константин и Елена» .

Слайд 8

Фрески купола Мартирьевской паперти в храме Софии.

Фрески купола Мартирьевской паперти в храме Софии.

Слайд 9

Памятники, примыкающие к киевской художественной традиции, так называемого византизированного направления: фрески

Памятники, примыкающие к киевской художественной традиции, так называемого византизированного направления: фрески

Николо- Дворищенского собора (композиция «Иов не гноище»).
Слайд 10

Фрески церкви Георгия Старой Ладоги

Фрески церкви Георгия Старой Ладоги

Слайд 11

Искусство Новгорода второй половины ХIV века. Что происходило? Обострение социальных противоречия

Искусство Новгорода второй половины ХIV века.

Что происходило?
Обострение социальных противоречия в

Новгороде в XIV в.,
выступления народных масс,
ересь стригольников как средневековая форма выражения социального протеста.
Развитие элементов новой городской культуры,
роль торговых и ремесленных сословий. Участие купцов и посадских людей в храмовом строительстве.
Слайд 12

Архитектура Эволюция новгородского храма, художественные и конструктивные изменения: подкупольные столбы придвинуты

Архитектура

Эволюция новгородского храма, художественные и конструктивные изменения: подкупольные столбы придвинуты к

стенам, трехлопастное покрытие, трехчастное деление стены лопатками, отвечающее внутреннему конструктивному решению храма. Орнаменты барабана и апсиды, ниши в стене, вставки каменных крестов разнообразных форм.
Далее примеры церквей:

Церкви: Спаса на Ковалеве (1345)

Слайд 13

Церковь Успения на Волотовом поле (1352)

Церковь Успения на Волотовом поле (1352)

Слайд 14

Церковь Федора Стратилата (1360-1361)

Церковь Федора Стратилата (1360-1361)

Слайд 15

Церковь Спасо-Преображения на Ильине улице (1374) Все 4 храма - примеры

Церковь Спасо-Преображения на Ильине улице (1374)

Все 4 храма - примеры установившегося

в Новгороде классического типа простого и конструктивно-ясного храма.
Слайд 16

Гражданское строительство Грановитая палата. памятник архитектуры XV века, построенный в стиле

Гражданское строительство

Грановитая палата.

памятник архитектуры XV века, построенный в стиле кирпичной готики,

расположенный на территории Новгородского детинца. Является одной из старейших сохранившихся гражданских построек Руси
Слайд 17

Стены и башни новгородского Кремля. Высокие стены крепости служили защитным укреплением

Стены и башни новгородского Кремля.

Высокие стены крепости служили защитным укреплением для

местного населения. Город активно разрастался во время царствования Ярослава Мудрого и его сына Владимира Ярославича, поэтому защитные сооружение были необходимы. Внутри Детинца построили несколько церквей, в которых хранилась городская казна.
Слайд 18

Архитектура XV века Сокращение размеров храмов церквь Ильи на Славне древнерусская

Архитектура XV века

Сокращение размеров храмов

церквь Ильи на Славне

древнерусская церковь в Великом

Новгороде, известна с 1105 года
Слайд 19

Церковь Петра и Павла в Кожевниках.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках.

Слайд 20

Монументальная живопись XIV века Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Новые

Монументальная живопись XIV века

Фрески церкви Успения на Волотовом поле.

Новые черты в

их иконографии: смелая свобода исполнения, введение в композицию архитектурных конструкций.
Слайд 21

Фрески церкви Спаса на Ковалёве Лучше всего сохранялись фрески купола и

Фрески церкви Спаса на Ковалёве

Лучше всего сохранялись фрески купола и барабана,

апсиды и северной стены, а также западного притвора.