История русской православной церкви

Содержание

Слайд 2

Структура Православной Церкви Православная Церковь представлена рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская

Структура Православной Церкви

Православная Церковь представлена рядом автокефальных (самостоятельных) церквей:
Константинопольская
Александрийская
Антиохийская (Сирия, Ливан)
Иерусалимская
Русская
Грузинская
Сербская
Болгарская
Кипрская
Элладская

(греческая)
Польская
Румынская
Православная Церковь Чешских земель и Словакии
Слайд 3

Принятие Православия в Киевской Руси Приписывается князю Владимиру Святославовичу. 988 год

Принятие Православия в Киевской Руси

Приписывается князю Владимиру Святославовичу.
988 год – принятие

Православного вероисповедания.
Объединение славянских земель
Предание «о выборе веры» в «Повести временных лет».
Сопротивление некоторых славянских племен.
Крещение не было единовременной акцией.
Слайд 4

Принятие Православия в Киевской Руси

Принятие Православия в Киевской Руси

Слайд 5

Возникновение церковной организации При Ярославе Мудром (978-1054) был учрежден престол митрополита.

Возникновение церковной организации

При Ярославе Мудром (978-1054) был учрежден престол митрополита.
До 1447

года РПЦ находилась по юрисдикцией Константинопольского патриархата. Митрополитами были греки.
До монголо-татарского ига на Руси было 16 епархий.
В 50-х годах XI века появились монастыри.
Расцвет культуры (архитектура, живопись, ремесла, письменность).
Слайд 6

ХIV век Место кафедры митрополита имело большое значение для утверждения Власти

ХIV век

Место кафедры митрополита имело большое значение для утверждения Власти князей.

Иван Калита в 1325 году пригласил митрополита Петра поселиться в Москве.
XIV веке увеличивается количество монастырей. Деятельность Сергия Радонежского. Монастыри появлялись во всех северо-восточных землях. Выполняли экономические, миссионерские и просветительские функции.
Слайд 7

Полемика о функциях монастырей Иосифляне Иосиф Волоцкий (1440-1515) - Игумен Иосифо-Волоколамского

Полемика о функциях монастырей

Иосифляне

Иосиф Волоцкий (1440-1515) - Игумен Иосифо-Волоколамского монастыря.
Доказывал законность

монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами. На содержание церкви необходимы средства.
Необходимо сотрудничество со светским государством

Нестяжатели

Нил Сорский (1433-1508) – деятель русской церкви, основатель скитского жительства.
Считал. Что задачи церкви – чисто духовные. Значит собственность ей не нужна.
В монашеской жизни он довольствоваться лишь необходимым для пропитания и устройства элементарного быта.
Осуждал недостойное поведение иноков.

Слайд 8

Слайд 9

Учреждение патриаршества на Руси Захват Константинополя турками в 1453 г. Идея

Учреждение патриаршества на Руси

Захват Константинополя турками в 1453 г.
Идея «Москва –

третий Рим»
1589 год - патриархом был избран митрополит Иов.
Слайд 10

Раскол XVII век Патриарх Никон (1605-1681) Цель реформы – унификация церковного

Раскол XVII век

Патриарх Никон (1605-1681)
Цель реформы – унификация церковного богослужения. Вводился

одинаковый текст молитвы, один и тот же тип богослужения.
Трехперстное крещение, крестный ход против хода солнца, поясные поклоны, почитание четырехконечного креста, наряду с шести- и восьмиконечным, трижды петь аллилуйя.
Необходимость исправления богослужебных книг.
Слайд 11

Политическая ситуация Соборное уложение (1649). Укрепление крепостного права Ограничение в правах

Политическая ситуация

Соборное уложение (1649).
Укрепление крепостного права
Ограничение в правах боярства. Усиление

дворянства.
Изменение налогообложения.
Реформа началась в 1651 году.
Стремился сделать церковь самостоятельной по отношению к светской власти.
Был сослан в монастырь.
Слайд 12

Протопоп Аввакум (1620-1682) Выступал против реформ Никона. Писал обличительные речи. «Книга

Протопоп Аввакум (1620-1682)

Выступал против реформ Никона. Писал обличительные речи. «Книга бесед»,

«Книга толкований». Обличал и церковные и светские власти.
Был очень популярен в народе.
Написал собственное «Житие». Памятник русской литературы.
Был сослан сначала в Тобольск (1663), затем в Мезень (1667). Заключен в тюрьму в Пустозерске.
Слайд 13

Боярыня Морозова

Боярыня Морозова

Слайд 14

Русская старообрядческая Православная церковь Два основных течения: Поповцы (имели священников) Беспоповцы

Русская старообрядческая Православная церковь

Два основных течения:
Поповцы (имели священников)
Беспоповцы (священников заменили уставщики)
В

свою очередь эти течения делились на множество толков и согласий.
Сохранили старые обряды, двуперстное крещение, рукописные книги.
Жили в отдаленных губерниях (Поволжье, Урал, Западная Сибирь, русский Север, Юг России).
Слайд 15

Купцы, банкиры, промышленники В старообрядческих общинах были строгие нормы и правила.

Купцы, банкиры, промышленники

В старообрядческих общинах были строгие нормы и правила.
К концу

XVIII века главнейшие торговые пункты в Нижегородском крае и ниже по Волге и Оке, все судостроение и торговля оказывается в руках старообрядцев.
Строгановы, Мамонтовы, Демидовы, Рябушинские – купеческие старообрядческие династии.