Крито-микенская культура

Содержание

Слайд 2

Крит и Микены на карте

Крит и Микены на карте

Слайд 3

Периодизация критской культуры Раннеминойский период: III тыс. до н.э. Период «старых»

Периодизация критской культуры

Раннеминойский период: III тыс. до н.э.
Период «старых» дворцов: 1-я

треть II тыс. до н.э.
Период «новых» и «поздних» дворцов: 2-я треть II тыс. до н.э.
Период упадка и отмирания дворцовой цивилизации: сер. II тыс. до н.э.
Слайд 4

Критская культура: Раннеминойский период


Критская культура:
Раннеминойский период

Слайд 5

Клад Приама

Клад Приама

Слайд 6

Кикладская пластика (мелкая скульптура): Кикладские идолы

Кикладская пластика (мелкая скульптура): Кикладские идолы

Слайд 7

Схематичный тип кикладской пластики: Женская фигура в форме скрипки/восьмерки

Схематичный тип кикладской пластики: Женская фигура в форме скрипки/восьмерки

Слайд 8

Тип Лурос: женская скульптура (небольшие фигурки с проработанными головой, руками, ногами)

Тип Лурос: женская скульптура (небольшие фигурки с проработанными головой, руками, ногами)

Слайд 9

Женские статуэтки типа Пластирас (в них обозначены уши, колени, половые признаки; руки расположены под грудью)

Женские статуэтки типа Пластирас (в них обозначены уши, колени, половые признаки;

руки расположены под грудью)
Слайд 10

Культура Керос-Сирос: на рис. 1- тип Капсала (округлые формы), на рис.

Культура Керос-Сирос: на рис. 1- тип Капсала (округлые формы), на рис.

2 - тип Спедос (геометрические формы), на рис. 3 - тип Докатисмата (непропорциональные фигуры), на рис. 4 - тип Халандриани (непропорциональные фигуры, невысокое качество исполнения)
Слайд 11

«Неканонические» скульптуры в культуре Керос-Сирос: рис. 1: флейтист и арфист, рис. 2: сидящая женская статуэтка

«Неканонические» скульптуры в культуре Керос-Сирос: рис. 1: флейтист и арфист, рис.

2: сидящая женская статуэтка
Слайд 12

Кикладская «сковорода»: ритуальный сосуд для воды или еды для покойного

Кикладская «сковорода»: ритуальный сосуд для воды или еды для покойного

Слайд 13

Критская вазопись раннеминойского периода


Критская вазопись раннеминойского периода

Слайд 14

Расписной сосуд из Агиос Онуфриос: светло-желтые вазы с красным или черным орнаментом

Расписной сосуд из Агиос Онуфриос: светло-желтые вазы с красным или черным

орнаментом
Слайд 15

Сосуды из Василик («пятнистая керамика»): светлые сосуды с красными или черными затеками

Сосуды из Василик («пятнистая керамика»): светлые сосуды с красными или черными

затеками
Слайд 16

Критская архитектура раннеминойского периода


Критская архитектура раннеминойского периода

Слайд 17

Цитадель Трои I-II слоев: поселение с оборонительной стеной из кирпича. III тыс. до н.э.

Цитадель Трои I-II слоев: поселение с оборонительной стеной из кирпича. III

тыс. до н.э.
Слайд 18

Дом черепиц в Лерне III слоя (план, руины, реконструкция): прямоугольное здание,

Дом черепиц в Лерне III слоя (план, руины, реконструкция): прямоугольное здание,

служившее царской усыпальницей / культовым сооружением / складом зерна
Слайд 19

Планы жилых комплексов в Миртосе (Фурну Корифи) и Василики: «усадьбы» со

Планы жилых комплексов в Миртосе (Фурну Корифи) и Василики: «усадьбы» со

стандартными помещениями жилого и хозяйственного характера
Слайд 20

Критский некрополь: прямоугольные захоронения

Критский некрополь: прямоугольные захоронения

Слайд 21

Критская культура: период«старых» дворцов

Критская культура:
период«старых» дворцов

Слайд 22

План Квартала Мю: в центре – агора (место для народных собраний

План Квартала Мю: в центре – агора (место для народных собраний

и ритуальных шествий), вокруг нее – жилые дома, склады, культовые сооружения
Слайд 23

«Старый» дворец в Фесте: план (слева) и зрелищная лестница (справа). Особенность дворца: асимметрия расположения построек

«Старый» дворец в Фесте: план (слева) и зрелищная лестница (справа). Особенность

дворца: асимметрия расположения построек
Слайд 24

Критское изобразительное искусство периода «старых» дворцов

Критское изобразительное искусство периода «старых» дворцов

Слайд 25

Сосуды стиля Камарес: ваза, кратер с лилиями и пифос из «старого»

Сосуды стиля Камарес: ваза, кратер с лилиями и пифос из «старого»

дворца в Фесте (тонкостенность сосудов; растительные мотивы, спирали, диски, розетки; ощущение непрерывности движения)
Слайд 26

Сосуды в стиле «барботино» из Агиа Триады: сосуды с красными и

Сосуды в стиле «барботино» из Агиа Триады: сосуды с красными и

белыми фигурными налепами; узоры в виде волн, спиралей
Слайд 27

Критская архитектура периода «новых» и «поздних» дворцов


Критская архитектура периода «новых» и «поздних» дворцов

Слайд 28

Особенности Кносского дворца (север о. Крит): 1) асимметричность плана с центральным

Особенности Кносского дворца (север о. Крит): 1) асимметричность плана с центральным

двором как смысловым центром композиции; 2) световые шахты для освещения; 3) разделение залов столбами с дверьми; 4) наличие люстральных комнат (для ритуального омовения); 5) применение деревянных колонн, сужающихся книзу
Слайд 29

Макет Кносского дворца: вид на западную сторону дворца. Слева – часть

Макет Кносского дворца: вид на западную сторону дворца. Слева – часть

Западного двора (1) и три ямы-хранилища (2), так называемые "бублики". Маленький квадратик выше и левее ям – жертвенник (3), точно такой же (4) расположен в правом верхнем углу Западного двора, но при таком ракурсе съемки не виден. В этом же углу находится Западный вход во дворец (5) и, соответственно, Западное предвратие (6). За предвратием два небольших помещения – привратницкая (7) и комнатка контроля входа (8). Западная сторона дворца заканчивается Коридором Процессий (9) и Южным входом (10).
Слайд 30

Макет Кносского дворца: вид сверху на западную часть (нижние этажи) Кносского

Макет Кносского дворца: вид сверху на западную часть (нижние этажи) Кносского

комплекса. Между Западным (1) и Центральным (2) дворами расположены помещения различного назначения: Западные кладовые (3), Западный вход (4), люстральный колодец (5), "маленькое угловое святилище" (6), комплекс "священных сокровищниц" и "святилищ крипт" (7) с "комнатами крипт" (8), комната "Табличек колесниц" (9), "святилище Реи" (10), лестница (11), Коридор Процессий (12), "Южные пропилеи (13), выход из Западной части дворца на Центральный двор (14).
Слайд 31

Колонны Кносского дворца

Колонны Кносского дворца

Слайд 32

Кносский дворец: на рис. 1 – макет центрального двора с юго-востока,

Кносский дворец: на рис. 1 – макет центрального двора с юго-востока,

на рис. 2 - современное состояние центрального двора
Слайд 33

Кносский дворец: Зал Двойной секиры, или Мегарон царя (реконструкция и современное состояние)

Кносский дворец: Зал Двойной секиры, или Мегарон царя (реконструкция и современное

состояние)
Слайд 34

Кносский дворец: Мегарон царицы

Кносский дворец: Мегарон царицы

Слайд 35

Кносский дворец: фреска «Дамы в голубом»

Кносский дворец: фреска «Дамы в голубом»

Слайд 36

Кносский дворец: фреска «Игры с быком» из Школьной комнаты

Кносский дворец: фреска «Игры с быком» из Школьной комнаты

Слайд 37

Кносский дворец: фрески Мегарона царицы («Дельфины», «Танцовщица», орнамент в виде спирали)

Кносский дворец: фрески Мегарона царицы («Дельфины», «Танцовщица», орнамент в виде спирали)

Слайд 38

Кносский дворец: вотивные предметы (на рис. - Бостонская богиня из золота и слоновой кости)

Кносский дворец: вотивные предметы (на рис. - Бостонская богиня из золота

и слоновой кости)
Слайд 39

Ритуальная двойная секира – лабрис. Золото. Крит. 1700—1600 гг. до н.э.

Ритуальная двойная секира – лабрис. Золото. Крит. 1700—1600 гг. до н.э.

Слайд 40

Кносский дворец: зал «Таможня» (трехчастный зал с 8-ю пилястрами у северного входа в дворец)

Кносский дворец: зал «Таможня» (трехчастный зал с 8-ю пилястрами у северного

входа в дворец)
Слайд 41

Дом фресок у Царской дороги: фрески «Голубая птица» и «Голубые обезьяны»

Дом фресок у Царской дороги: фрески «Голубая птица» и «Голубые обезьяны»


Слайд 42

Фестский дворец (юг о. Крит): создан по образу Кносского дворца, но меньше в размерах

Фестский дворец (юг о. Крит): создан по образу Кносского дворца, но

меньше в размерах
Слайд 43

Руины дворца в Маллии (к востоку от Кносского дворца): планировкой похож на Кносский дворец

Руины дворца в Маллии (к востоку от Кносского дворца): планировкой похож

на Кносский дворец
Слайд 44

Вилла в Агиа Триаде (к северо-западу от Фестского дворца): летняя резиденция Кносских царей

Вилла в Агиа Триаде (к северо-западу от Фестского дворца): летняя резиденция

Кносских царей
Слайд 45

Руины дворца в Гурнии (восток о. Крит)

Руины дворца в Гурнии (восток о. Крит)

Слайд 46

Живопись периода «новых» и «поздних» дворцов

Живопись периода «новых» и «поздних» дворцов

Слайд 47

Фреска «Капитан негров»

Фреска «Капитан негров»

Слайд 48

Фреска «Собиратель шафрана»

Фреска «Собиратель шафрана»

Слайд 49

Миниатюрные фрески (рис. 1: «Священный танец», рис. 2: «Святилище»)

Миниатюрные фрески (рис. 1: «Священный танец», рис. 2: «Святилище»)

Слайд 50

Фреска «Парижанка»

Фреска «Парижанка»

Слайд 51

Фреска «Процессия»

Фреска «Процессия»

Слайд 52

«Юноша с ритоном» (фрагмент фрески «Процессия»)

«Юноша с ритоном» (фрагмент фрески «Процессия»)

Слайд 53

Фреска «Царь-жрец», или «Принц с лилиями»

Фреска «Царь-жрец», или «Принц с лилиями»

Слайд 54

Фреска с изображением крадущейся кошки (вилла в Агиа Триаде)

Фреска с изображением крадущейся кошки (вилла в Агиа Триаде)

Слайд 55

Саркофаг из Агиа Триады

Саркофаг из Агиа Триады

Слайд 56

Скульптура, вазопись и декоративно-прикладное искусство периода «новых» и «поздних» дворцов

Скульптура, вазопись и декоративно-прикладное искусство периода «новых» и «поздних» дворцов

Слайд 57

Пример круглой скульптуры: «Богиня со змеями»

Пример круглой скульптуры: «Богиня со змеями»

Слайд 58

Кносский дворец: статуэтка «Прыгун»

Кносский дворец: статуэтка «Прыгун»

Слайд 59

Золотой перстень-печать с изображением священного танца

Золотой перстень-печать с изображением священного танца

Слайд 60

Золотое кольцо из Арханеса: мужчина, держащийся за ветви священного дерева

Золотое кольцо из Арханеса: мужчина, держащийся за ветви священного дерева

Слайд 61

Кольцо Миноса: пейзажная панорама с 5-ю фигурами в святилище

Кольцо Миноса: пейзажная панорама с 5-ю фигурами в святилище

Слайд 62

Печать из Кносса «Богиня с копьем»

Печать из Кносса «Богиня с копьем»

Слайд 63

Минойские гении (чудовища со звериными мордами и лапами)

Минойские гении (чудовища со звериными мордами и лапами)

Слайд 64

Рельефы на золотых кубках из Вафио: ловля и приручение диких быков

Рельефы на золотых кубках из Вафио: ловля и приручение диких быков

Слайд 65

Фаянсовая пластинка из Кносского дворца: «Корова с теленком»

Фаянсовая пластинка из Кносского дворца: «Корова с теленком»

Слайд 66

Фестский диск, XVII в. до н.э.: написан на неизвестном языке (не

Фестский диск, XVII в. до н.э.: написан на неизвестном языке (не

линейное письмо А, распространенное на Крите), на диске – пиктограммы в виде женщины, пленника, ребенка и др., изготовлен из терракоты
Слайд 67

Вазопись периода «новых» и «поздних» дворцов

Вазопись периода «новых» и «поздних» дворцов

Слайд 68

Ваза с изображением осьминога из Палекастро: написана в морском стиле, дает ощущение непрерывного движения

Ваза с изображением осьминога из Палекастро: написана в морском стиле, дает

ощущение непрерывного движения
Слайд 69

Стеатитовые ритоны из Агиа Триады: образец культовой утвари

Стеатитовые ритоны из Агиа Триады: образец культовой утвари

Слайд 70

Микенская культура (XVII—XIV вв. до н.э.)

Микенская культура (XVII—XIV вв. до н.э.)

Слайд 71

Микенская архитектура


Микенская архитектура

Слайд 72

Микенский акрополь с высоты птичьего полета

Микенский акрополь с высоты птичьего полета

Слайд 73

Микенский акрополь: «Львиные ворота»

Микенский акрополь: «Львиные ворота»

Слайд 74

Шахтовые гробницы Микен

Шахтовые гробницы Микен

Слайд 75

Гробница Агамемнона/Атрея (нач.XIII в. до н.э.): вид снаружи и изнутри (купол)

Гробница Агамемнона/Атрея (нач.XIII в. до н.э.): вид снаружи и изнутри (купол)

Слайд 76

Тиринфская крепость («циклопическая» кладка)

Тиринфская крепость («циклопическая» кладка)

Слайд 77

Тиринфская крепость: план и современное состояние

Тиринфская крепость: план и современное состояние

Слайд 78

Руины царского дворца в Пилосе: в центре - мегарон с колоннами

Руины царского дворца в Пилосе: в центре - мегарон с колоннами

у входа и очагом и 4-мя колоннами
Слайд 79

Микенская вазопись


Микенская вазопись

Слайд 80

Кубки из Кораку: простой орнамент (лилии, розетки), использование критских мотивов

Кубки из Кораку: простой орнамент (лилии, розетки), использование критских мотивов

Слайд 81

Микенская ваза «картинного стиля»: ритмичность сцен, отсутствие ощущения движения

Микенская ваза «картинного стиля»: ритмичность сцен, отсутствие ощущения движения

Слайд 82

Ваза воинов с Микенского акрополя: повтор фигур, четкая обрисовка контура

Ваза воинов с Микенского акрополя: повтор фигур, четкая обрисовка контура

Слайд 83

Ваза в морском стиле: подражание критскому искусству

Ваза в морском стиле: подражание критскому искусству

Слайд 84

Микенская фресковая живопись


Микенская фресковая живопись

Слайд 85

Фреска с изображением женщины с колосьями в руках: четко прорисованный контур

Фреска с изображением женщины с колосьями в руках: четко прорисованный контур

Слайд 86

Микенская расписная табличка с изображением богини со щитом

Микенская расписная табличка с изображением богини со щитом

Слайд 87

Фриз Тиринфского мегарона: эпизод «Охота на кабана»

Фриз Тиринфского мегарона: эпизод «Охота на кабана»

Слайд 88

Тиринфская фреска «Выезд на колеснице»

Тиринфская фреска «Выезд на колеснице»

Слайд 89

Фрески из Пилоса: сцены сражения

Фрески из Пилоса: сцены сражения

Слайд 90

Фреска из Пилоса: боевая колесница, запряженная лошадью, и два воина

Фреска из Пилоса: боевая колесница, запряженная лошадью, и два воина