КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Содержание

Слайд 2

Определение культуры Культура материальная духовная Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом этапе.

Определение культуры

Культура

материальная

духовная

Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом

этапе.
Слайд 3

Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. Древнерусская культура впитывала в

Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
Древнерусская культура впитывала в

себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Особенности культуры Древней Руси
Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Слайд 4

Архитектура Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24

Архитектура

Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24

городах в Киевской Руси.
Самый крупный из них – Киев.
Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра.

План Киева в середине XII века.

Слайд 5

Золотые ворота в Киеве Золотые ворота были главным въездом в Киев.

Золотые ворота в Киеве

Золотые ворота были главным въездом в Киев.

Это—

мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью.

Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".

Слайд 6

Софийский собор в Киеве. XI век. Софийский собор был построен по

Софийский собор в Киеве. XI век.

Софийский собор был построен по образцу

византийского.
В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

Реконструкция.

Слайд 7

Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид

Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид

Слайд 8

В гончарном деле продол-жались технические традиции предшествую-щего времени. Основная продукция это

В гончарном деле продол-жались технические традиции предшествую-щего времени.
Основная продукция это

посуда. Основной вид гончарной посуды была кухонная печная посуда, кувшины, рукомойники, светильники.

Материальная культура славян. Гончарное дело

Слайд 9

Слайд 10

Наряду с земледелием и лес-ными промыслами у восточных славян развивались ремесла.

Наряду с земледелием и лес-ными промыслами у восточных славян развивались ремесла.


Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.

Кузнецкое дело

Слайд 11

Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры,

Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры,

шлемы, щиты, наконечники стрел и копий.
Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.
Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.
Слайд 12

Элемент узора на доспехах Шлем Ярослава Всеволодовича

Элемент узора на доспехах

Шлем Ярослава
Всеволодовича

Слайд 13

Производство нити состояло из получения исходных материалов – шерсти, льна и

Производство нити состояло из получения исходных материалов – шерсти, льна и

конопли. Затраты труда для этого требо-вали довольно высоких профессиональ-ных навыков и специального оборудова-ния.
Шерстяные ткани делали из шерсти овцы, а льняные из волокна льна. Орудиями для производства нити были веретено и прял-ка. Прялки делали из глины, кости и метал-ла. Пряли нити с помощью тальки и мотовина.

Ткацкое дело

Слайд 14

Обработка льна Женское платье

Обработка льна

Женское платье

Слайд 15

Образцы славянской вышивки Мотовина Прялка

Образцы славянской вышивки

Мотовина

Прялка

Слайд 16

Киевская Русь была центром ювелирного творчества. Ювелиры Киевской Руси славились изделиями

Киевская Русь была центром ювелирного творчества. Ювелиры Киевской Руси славились изделиями

из золота с эмалью (выемчатой и перегородчатой). Для этого времени характерны такие изделия, например, как колты, подвешиваемые с двух сторон к женскому головному убору, бармы - драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, полые серьги в виде полумесяца, гривны - шейные украшения в виде обруча, а также подвески из скрученных золотых нитей и бусы всевозможных видов.

Ювелирное дело

Слайд 17

Образцы женских уборов выполненные ювелирами из позолоты и эмали

Образцы женских уборов выполненные ювелирами из позолоты и эмали

Слайд 18

Ювелирами Киевской Руси успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка,

Ювелирами Киевской Руси успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка,

резьба, позолота. Основной мотив орнаментации изделий -явно стилизованные растительные формы.
Подобный стиль орнаментации, но уже более точно отражающий живую природу, сохранился и в ювелирных изделиях Руси XVI и XVII вв., хотя в их размерах, декоре ярко отразились изменения условий жизни и быта русских людей того времени. Изделия стали демократичнее и в значительно большей степени, чем раньше, отображали характерные черты своего времени: меньше вычурности в рисунке, лаконичнее и яснее его замысел и содержание.
Слайд 19

Зернь Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые

Зернь

Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются

в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

Сережка-подвеска

Бусина, украшенная зернью

Слайд 20

Скань Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной

Скань

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или

напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Слайд 21

Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из

Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из

бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.

Перегородчатая эмаль

Слайд 22

Русские средневековые летописи представ-ляют собой крупные памятники духовной культуры. Летописи являются

Русские средневековые летописи представ-ляют собой крупные памятники духовной культуры.
Летописи являются памятниками

общест-венной мысли, литературы и научных знамений.
Наряду с политическими событиями в лето-писи вошли явления природы и литера-турные произведения проникнутые истори-ческой конкретностью.

Духовная культура славянского населения Летописание

Слайд 23

Жалованная грамота Служебник

Жалованная грамота

Служебник

Слайд 24

Летопись была важней-шим политическим доку-ментом той современ-ности и являлась и яв-лялась

Летопись была важней-шим политическим доку-ментом той современ-ности и являлась и яв-лялась

оружием в поли-тической борьбе.
Летопись велась при княжеских дворах и епи-скопских кафедрах.
Благодаря летописям нам сейчас известны события того времени.

Обложка летописи

Слайд 25

Иконопись в Древней Руси была делом священным. Строгое следование каноничес-ким предписаниям,

Иконопись в Древней Руси была делом священным. Строгое следование каноничес-ким предписаниям,

с одной стороны, обед-няло процесс творчества, поскольку ограни-чивало возможности самовыражения иконо-писца, так как иконография образа, как пра-вило, была уже задана, но, с другой сторо-ны, заставляла художника все свое мас-терство, все свое внимание сфокусировать на сути "духовного предмета", на достиже-нии глубокого проникновения в образ и вос-создании его изысканными изобрази-тельными средствами.

Иконопись

Слайд 26