Литература и культура Петровской эпохи

Содержание

Слайд 2

«Петровская эпоха является переходным этапом от Средневековья к Новому времени и

«Петровская эпоха является переходным этапом от Средневековья к Новому времени и

характеризуется обмирщением и демократизацией литературного дела, углублением процесса его «европеизации».
Слайд 3

Двойственность целей (разрыв с традиционной древнерусской культурой – создание нового единого

Двойственность целей (разрыв с традиционной древнерусской культурой – создание нового единого

национального секулярного государства европейского типа) и методов (революционность – укрепление абсолютизма; цивилизация – рабство; прогресс – насилие) петровских преобразований.
Слайд 4

Христианские идеи блага на небе за страдания на земле, господствовавшие в

Христианские идеи блага на небе за страдания на земле, господствовавшие в

средние века, уже не удовлетворяли людей. При этом благо на земле, благо для всех казалось вполне возможным.
Слайд 5

Философы Нового времени (Спиноза, Локк, Гассенди, Гоббс, Лейбниц) оформили концепцию «общего блага» как великой цели человечества.

Философы Нового времени (Спиноза, Локк, Гассенди, Гоббс, Лейбниц) оформили концепцию «общего

блага» как великой цели человечества.
Слайд 6

Государство и наличие абсолютной власти считались непременными условиями достижения «общего блага».

Государство и наличие абсолютной власти считались непременными условиями достижения «общего блага».

Слайд 7

Идеалом Петра I было «регулярное» – правильное, четко организованное и управляемое – государство.

Идеалом Петра I было «регулярное» – правильное, четко организованное и управляемое

– государство.
Слайд 8

Вследствие развязывания войн ускоренными темпами осуществлялось создание армии нового типа и военно-морского флота.

Вследствие развязывания войн ускоренными темпами осуществлялось создание армии нового типа и

военно-морского флота.
Слайд 9

Провозглашалась свобода торговли и частного предпринимательства под контролем государства.

Провозглашалась свобода торговли и частного предпринимательства под контролем государства.

Слайд 10

Боярскую думу сменил Правительствующий Сенат (1711). Система приказов уступила место коллегиям.

Боярскую думу сменил Правительствующий Сенат (1711). Система приказов уступила место коллегиям.

Учреждена новая столица – Санкт-Петербург (1712).
Слайд 11

Все население страны делилось на податное, т.е. платившее в казну налоги,

Все население страны делилось на податное, т.е. платившее в казну налоги,

и неподатное, привилегированное, освобожденное от налогов.
Слайд 12

Петровская «Табель о рангах» (1722) – закон о делении чиновников всех

Петровская «Табель о рангах» (1722) – закон о делении чиновников всех

ведомств на 14 классов устанавливал равенство всех в службе.
Слайд 13

В 1721 году в России вместо упраздненного института патриаршества был учрежден

В 1721 году в России вместо упраздненного института патриаршества был учрежден

Святейший Правительствующий Синод (Духовная коллегия) – высший правящий орган русской православной церкви.
Слайд 14

Указом Петра I (от 15 декабря 1699 года) в России устанавливалось

Указом Петра I (от 15 декабря 1699 года) в России устанавливалось

начало нового летоисчисления с 1 января 1700 года – от времени «рождества Христова», а не от даты «сотворения мира», как было в Древней Руси.
Слайд 15

С конца 1702 года в Москве, а впоследствии и в Петербурге

С конца 1702 года в Москве, а впоследствии и в Петербурге

стала выходить русская печатная газета «Ведомости».
Слайд 16

В 1708 году в России был введен гражданский шрифт.

В 1708 году в России был введен гражданский шрифт.

Слайд 17

В 1719 году была основана Кунсткамера – музей редкостей.

В 1719 году была основана Кунсткамера – музей редкостей.

Слайд 18

Секуляризация («обмирщение» общества, независимость его духовной жизни от церкви) способствовала возрастанию

Секуляризация («обмирщение» общества, независимость его духовной жизни от церкви) способствовала возрастанию

в светской культуре роли искусства слова.
Слайд 19

В Петровскую эпоху происходила смена писательского типа: писательство было выведено за круг обязанностей ученого монашества.

В Петровскую эпоху происходила смена писательского типа: писательство было выведено за

круг обязанностей ученого монашества.
Слайд 20

Новая европеизированная культура, с такими ее основными качествами, как практицизм и

Новая европеизированная культура, с такими ее основными качествами, как практицизм и

светская направленность, оказалась чужда простому народу.
Слайд 21

Создатели русской идеологической ораторской прозы – Димитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Феофилакт Лопатинский, Гавриил Бужинский.

Создатели русской идеологической ораторской прозы – Димитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан

Прокопович, Феофилакт Лопатинский, Гавриил Бужинский.
Слайд 22

Другой разновидностью прозы Петровской эпохи была бытовая проза, ориентированная на переводные

Другой разновидностью прозы Петровской эпохи была бытовая проза, ориентированная на переводные

романы, - оригинальные светские анонимные «гистории» (повести).
Слайд 23

В повестях Петровского времени впервые начали складываться некоторые характерные черты романа,

В повестях Петровского времени впервые начали складываться некоторые характерные черты романа,

они сыграли значительную роль в дальнейшей эволюции русской прозы XVIII века.
Слайд 24

Принято выделять два этапа русского барокко: московское и петербургское.

Принято выделять два этапа русского барокко: московское и петербургское.

Слайд 25

Стиль русского барокко характеризуется такими чертами, как аллегоризм, эмблематичность, смешение христианской

Стиль русского барокко характеризуется такими чертами, как аллегоризм, эмблематичность, смешение христианской

и античной мифологии, словесные изыски, необычная расстановка слов.
Слайд 26

Обеспечив преемственность и единство литературного процесса в России переходного периода, русское

Обеспечив преемственность и единство литературного процесса в России переходного периода, русское

литературное барокко открыло возможности для быстрого развития русского классицизма. В этом его историко-литературное значение.
Слайд 27

В 1702 году состоялось открытие в Москве общедоступного театра с приглашенной

В 1702 году состоялось открытие в Москве общедоступного театра с приглашенной

немецкой труппой актеров, возглавляемой Иоганном Кунстом.
Слайд 28

Неудовлетворенность публичным театром заставила Петра I обратить внимание на школьный театр.

Неудовлетворенность публичным театром заставила Петра I обратить внимание на школьный театр.

Традиция школьных спектаклей зародилась в Киево-Могилянской духовной коллегии (впоследствии – Киево-Могилянской академии).
Слайд 29

Феофан Прокопович (1681-1736) – идеолог Петровской государственности, богослов, церковный реформатор и

Феофан Прокопович (1681-1736) – идеолог Петровской государственности, богослов, церковный реформатор и

иерарх, выдающийся оратор и публицист, основоположник русского классицизма.