Образы материальной культуры прошлого

Содержание

Слайд 2

Образы материальной культуры прошлого

Образы материальной культуры прошлого

Слайд 3

От примитивных укрытий в пещерах до небоскребов —прошло множество этапов на

От примитивных укрытий в пещерах до небоскребов —прошло множество этапов

на пути возникновения тех городов, в которых живем мы сейчас.
Уже возникновение улицы делает селение прообразом городского пространства, а сельское народное жилище становится прообразом городского здания, первоисточником архитектурного творчества.
Народное жилище относится к начальному периоду развития зодчества. Уже в самых ранних народных постройках закладывается и формируется стиль архитектуры различных стран.
Слайд 4

Народные жилища — живые свидетельства эстетических идеалов разных народов. Таковы русские

Народные жилища — живые свидетельства эстетических идеалов разных народов. Таковы русские

избы и украинские хаты, африканские хижины, стоящие на сваях, горские сакли в аулах, как бы приросшие к скалистым кручам, китайские фанзы и северные чумы, азиатские юрты среди степных просторов и ветров.
Слайд 5

африканские хижины горские сакли китайские фанзы

африканские хижины

горские сакли

китайские фанзы

Слайд 6

северные чумы азиатские юрты Вигвам - жилище индейцев Северной Америки типи- племен Древнего Запада

северные чумы

азиатские юрты

Вигвам - жилище индейцев Северной Америки

типи- племен Древнего Запада

Слайд 7

Климат, рельеф и строительные материалы определяли материальную культуру разных народов: типы

Климат, рельеф и строительные материалы определяли материальную культуру разных народов: типы

и конструкцию жилищ, вещей, одежды, утвари.
В них отразились опыт и традиции многих поколений разных стран. Их автор — народ.
В отличие от народного жилища, в котором запечатлен коллективный строительный и художественный опыт, архитектура города — личное авторское творчество.
К созданию любого значительного архитектурного сооружения привлекались выдающиеся зодчие, камнетесы и резчики, художники и декораторы.
Слайд 8

Сравнивая античные, средневековые и современные образцы конструктивных искусств, можно увидеть, что

Сравнивая античные, средневековые и современные образцы конструктивных искусств, можно увидеть, что

понимание красоты, идеалы прекрасного определяют бесконечную смену образов и стилей материальной культуры. Это находит свое воплощение в композиции, в форме и конструкции зданий, вещей и одежды.

Пе́тра‎‎) — древний город, столица Идумеи (Едома), позже столица Набатейского царства. Расположен на территории современной Иордании

Слайд 9

Время меняло облик городов и стран, составляя каменную летопись эпох

Время меняло облик
городов и стран,
составляя каменную летопись эпох

Слайд 10

В истории культуры особое место занимает античное искусство Древней Греции и

В истории культуры особое место занимает античное искусство Древней Греции и

Рима, давшее миру образцы и понимание гармонии в виде архитектурных канонов, благодаря которым зодчество стало опираться на единую систему эстетических идей и композиционных принципов.

Три типа ордера:
а) дорический;
б) ионический;
в) коринфский

Слайд 11

АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ. ХРАМ ПАРФЕНОН. Греция. V В. до Н.Э. Беломраморный мир

АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ. ХРАМ ПАРФЕНОН.
Греция. V В. до Н.Э.

Беломраморный мир античных

строений представал в бликах яркого солнечного света, воедино слитым с голубизной неба и природой Эллады. Он рождал ощущение естественности красоты, творимой человеком, верящим в радость бытия и собственные силы. Соразмерность и художественная цельность- основа античного идеала красоты.
Секрет непрекращающегося интереса зодчих к ордерной системе в том, что она отражает объективные закономерности формотворчества.

ХРАМ ЭРЕХТЕЙОН. Греция

Слайд 12

В культуре феодального общества, зародившейся на руинах античного мира, мы слышим

В культуре феодального общества, зародившейся на руинах античного мира, мы слышим

голос уже иного времени. Суровость жизни и религиозная аскетичность пронизывают не только бытие человека этой эпохи, но и стиль творимой им архитектуры, называемый романским.

СВОДЫ МОНАСТЫРЯ АББАТСТВА ФОНТЕНЕ.
Франция

Слайд 13

Композиционная простота романского стиля, грубоватая каменная кладка и компактность форм придавали

Композиционная простота романского стиля, грубоватая каменная кладка и компактность форм придавали

суровую выразительность городским строениям, монастырям и замкам с их мощными башнями, массивными крепостными стенами, прорезанными узкими окнами и галереями.

ВАРТБУРГСКИЙ ЗАМОК. Германия. XII в.

Слайд 14

СОБОРНЫЙ КОМПЛЕКС В ПИЗЕ. Италия. XI-XII в. Романский стиль, складывавшийся с

СОБОРНЫЙ КОМПЛЕКС В ПИЗЕ.
Италия. XI-XII в.

Романский стиль, складывавшийся с X

в. на наследии древнеримской и византийской культур, многолик: у германцев — монументален и угрюм, а на Средиземноморье, благодаря ярусам аркад, — даже наряден. Но конструктивно для него наиболее характерно сочетание разновысоких объемов, связанных между собой опорами, сводами и арками
Слайд 15

Художественное сознание людей Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом зодчестве,

Художественное сознание людей Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом

зодчестве, прежде всего в храмовой архитектуре, отражавшей их религиозно-мистическое восприятие мира.

КЁЛЬНСКИЙ СОБОР. Германия

Готика — это суровый и одновременно изящный стиль. Она воплотила иное, отличное от античного, понимание прекрасного.

Слайд 16

УЛЫБАЮЩИЙСЯ АНГЕЛ НА ФАСАДЕ И ИНТЕРЬЕР СОБОРА В РЕЙМСЕ. Франция РАТУША СТАРОГО ГОРОДА. Прага

УЛЫБАЮЩИЙСЯ АНГЕЛ НА ФАСАДЕ И ИНТЕРЬЕР СОБОРА В РЕЙМСЕ. Франция

РАТУША СТАРОГО

ГОРОДА.
Прага
Слайд 17

Стиль готики, зародившийся во Франции в середине XII в., то напряженный

Стиль готики, зародившийся во Франции в середине XII в., то

напряженный и жесткий, то утонченно декоративный, определил архитектуру вилл и замков, облик всего материального мира Средневековья.
Иными стали не только силуэты и формы городов, но и костюмы, посуда, украшения.
В готических соборах стены становятся легче, бывшие глухими и тяжелыми в романском храме. Вдоль стен — скульптуры святых, а в череде узких простенков и больших окон зачаровывают «розы» — круглые витражи из кусков цветного стекла. Ажурные колонны уходят ввысь в виде тонких пучков, делая интерьер воздушнее и светлее.
Слайд 18

Эпоха Ренессанса, видевшая в человеке источник красоты и преобразований,- это возрождение

Эпоха Ренессанса, видевшая в человеке источник красоты и преобразований,- это

возрождение идеалов и гуманизма античного искусства, обращение к его композиционным принципам и жизнеутверждающему пафосу.
Зодчие Ренессанса, возродив понятие архитектурного ансамбля, создали прекраснейшие произведения, поражающие своим совершенством, гармонией и удивительным разнообразием композиционных приемов. Эти сооружения и ансамбли — первые образцы пространственной планировки в уже сложившейся городской среде.

ПАЛАЦЦО АРДЖЕЛЛО.
Флоренция. Италия. XIII в.

МОСТ ПОНТЕ-ПЬЕТРО.
Верона. Италия

Слайд 19

Взлет искусства в эпоху Ренессанса (от французского «возрождение») связан с именами

Взлет искусства в эпоху Ренессанса (от французского «возрождение») связан с именами

Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Брунеллески, Альберти и целой плеяды величайших художников и архитекторов.
Они дали толчок к формированию материальной культуры во всем ее многообразии по принципам гармонии, композиционной логики и единства стиля. Для архитектуры Ренессанса характерно создание новых типов зданий на основе античных форм и ордерной системы, в облике городских дворцов, учреждений, больниц мы видим четкость прямоугольных объемов и уравновешенность композиции фасадов.

Площадь Капитолия. Рим. Италия. Микеланджело.

Слайд 20

ВИЛЛА РОТОНДА. Арх. А. Палладио. Италия. XVI в. АНСАМБЛЬ СОБОРА СВ.

ВИЛЛА РОТОНДА.
Арх. А. Палладио. Италия. XVI в.

АНСАМБЛЬ СОБОРА СВ. ПЕТРА В

РИМЕ.
Арх. Микеланджело, Браманте. XVI-XVII вв
Слайд 21

Идеи Возрождения широко распространились по всей Европе, заложив основы для формирования

Идеи Возрождения широко распространились по всей Европе, заложив основы для формирования

стиля барокко.
Пышность форм фасада в барроко конкурировала с богатством ы чрезмерностью буйства декора в интерьере. Для этого стиля характерны сложные пространственные решения, преобладание криволинейных и овальных очертаний архитектурных форм.

ДВОРЕЦ САН-СУСИ. Германия. XVIII в.

Слайд 22

В России барокко получил довольно широкое распространение в Москве и во

В России барокко получил довольно широкое распространение в Москве и во

всей зоне ее культурного влияния. В России в архитектуре 17-18 веков был свой стиль и он был назван московским барокко.

Ухтомский Д. В.
Триумфальные
Красные ворота (Москва)

Трапезная Симонова монастыря. О.Д. Старцев.

Церковь Иоанна Предтечи.1693-1999.Троице-Сергиевой лавре.

Слайд 23

Творчество Антонио Ринальдини в России Большой Гатчинский дворец Санкт-Петербург. 1766-1781. Загородная

Творчество Антонио Ринальдини в России

Большой Гатчинский дворец  Санкт-Петербург. 1766-1781. Загородная

резиденция графа Орлова (подаренный Екатериной II).

Мраморный дворец и Петербурге.1768-1985

Слайд 24

Творчество В.В. Растрелли Большой Екатерининский дворец. Санкт-Петербург

Творчество В.В. Растрелли

Большой Екатерининский дворец. Санкт-Петербург

Слайд 25

Смольный монастырь. Санкт-Петербург

Смольный монастырь. Санкт-Петербург

Слайд 26

Дворец Воронцовых-Дашковых. Санкт-Петербург Дворец Строгоновых. Санкт-Петербург

Дворец Воронцовых-Дашковых.
Санкт-Петербург

Дворец Строгоновых. Санкт-Петербург

Слайд 27

Творчество Саввы Ивановича Чевакинского Никольский морской собор Дворец Шереметьевых

Творчество Саввы Ивановича Чевакинского

Никольский морской собор

Дворец Шереметьевых

Слайд 28

Многообразие идей античного зодчества позволило, опираясь на его наследие, создать архитектурное

Многообразие идей античного зодчества позволило, опираясь на его наследие, создать архитектурное

противопоставление пышному барокко в строгости форм классицизма. Этот стиль провозглашал уравновешенность форм, соподчиненность частей и симметрию как образцы композиции, уподобляя их античным канонам.

Большой театр в Москве

Слайд 29

Дом Борщова в Костроме

Дом Борщова в Костроме

Слайд 30

Лувр. Франция.

Лувр. Франция.

Слайд 31

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина,

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина,

ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского), как развитие стиля барокко.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.

Фридерицианское рококо маскируется под шинуазри: Китайский домик в Потсдаме.

Слайд 32

Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Претуработы Алейжадинью.

Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Претуработы Алейжадинью.

Слайд 33

ТЕСТ: 1 Как называется жилище? 2 Вид ордена античной колонны 3.

ТЕСТ:

1

Как называется жилище?

2

Вид ордена античной колонны

3. Какому архитектурному стилю присуще использовать

круглых витражи из цветного стекла и высоких колон?
4. В каком архитектурном стиле построен Зимний дровец в Санкт-Петербурге?
5. В каком архитектурном стиле построен Большой театр в Москве?

6

Что это за здание?