Песни нашей Победы

Содержание

Слайд 2

Великая Отечественная война стала самым суровым испытанием для нашего народа. Победа

Великая Отечественная война стала самым суровым испытанием для нашего народа. Победа

ковалась на фронтах и в тылу нашей огромной страны.
Все – от мала до велика – вносили свой посильный вклад для отпора захватчикам.
Вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в строй встала... и песня. Песня помогла выстоять народу и победить, она стала грозным оружием, не позволившим сломить дух советского народа. В самом начале войны советскими композиторами были созданы сотни новых песен, многие из которых сразу «ушли на фронт». Очень интересные воспоминания оставил Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян. О первых, самых тяжёлых месяцах войны он писал: «Именно в этот труднейший период войны родилось много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа». Песни ярко отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, согревали душу, призывали к подвигу. Песни иногда лучше политруков говорили о патриотизме, солдатской дружбе и любви. Песни были необходимы человеку как воздух, они не давали черстветь человеческим чувствам.
Слайд 3

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА музыка А.В.Александрова слова В.И.Лебедева-Кумача 24 июня 1941 года газеты

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА музыка А.В.Александрова  слова В.И.Лебедева-Кумача

24 июня 1941 года газеты «Известия» и

«Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал  текст. На четвертый день войны, композитор  А. В. Александров написал музыку на эти стихи, песню в срочно разучил Краснознаменный ансамбль и она зазвучала на радио.  Пять  раз подряд, пел ансамбль «Священную войну» на Белорусском вокзале, откуда  отправлялись на фронт боевые эшелоны. На суровых лицах исполняющих и уходящих на фронт  видны слезы и  волнение.
Песня эта была совершенно необходима в те грозные дни. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала на радио.
Слайд 4

Василий Лебедев-Кумач Александр Александров

Василий Лебедев-Кумач

Александр Александров

Слайд 5

ЗЕМЛЯНКА музыка К.Листова слова А.Суркова Эта песня была письмом любимой жене

 ЗЕМЛЯНКА музыка К.Листова  слова А.Суркова

 Эта песня была письмом любимой жене с фронта

в ноябре  1941 года. Она вошла в историю Великой Отечественной войны как тихая проникновенная песня и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости советского воина, душевное состояние тех, кто выдержал бешенный натиск врага.
На войне было сложено и пелось немало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. И всё же закрепилась в памяти самой истории тихая «Землянка»
Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем он и стихотворение не писал, - просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка.
После того как появились «Землянка», многие солдаты стали переписывать этот стих как некий эталон душевного состояния бойца, и посылали его домой.
Солдаты на гармониках подобрали простую мелодию к стихам Алексея Суркова, но с появлением в начале 1942 года музыки композитора  Листова,  эта самодеятельная мелодия постепенно отмерла.
Солдатское сердце всегда искало  ласкового  тихого слова, поэтому личные строки Суркова стали популярнейшей песней войны.
Слайд 6

Константин Листов Алексей Сурков

Константин Листов

Алексей Сурков

Слайд 7

Вечер на рейде слова А.Чуркина музыка В. Соловьева-Седого Одной из первых

Вечер на рейде слова А.Чуркина музыка В. Соловьева-Седого

Одной из первых лирических песен,

появившихся в 1941 году, стала песня Василия Павловича Соловьева-Седого «Вечер на рейде» на слова Александра Чуркина. Зимой композитор выступал на Калининском фронте. После в неформальной обстановке его попросили спеть что-нибудь «для души». Уже со второго куплета ему стали подпевать бойцы:  

Судьба этой песни удивительна. Её считали своей и моряки, и пехотинцы, которые пели «Уходим завтра в поле…». Десантники перед вылетом на свои операции пели: «прощай, земля Большая! Десант наш улетает…». И даже итальянские партизаны на эту мелодию создали свою песню.

Слайд 8

Василий Соловьев-Седой Александр Чуркин

Василий Соловьев-Седой

Александр Чуркин

Слайд 9

Жди меня слова К.Симонов музыка М. Блантер Вроде совсем простая история

Жди меня слова К.Симонов музыка М. Блантер

Вроде совсем простая история у стихотворения

«Жди меня» Константина Симонова, написанного в августе 1941 года и посвящённого актрисе Валентине Серовой. Оно так же как стихотворение «Землянка» не предназначалось для печати, но 9 декабря 1941 года автор прочитал его в радиоэфире. На основе отзывов от слушателей Симонов всё-таки согласился его отдать в печать, и 14 января 1942 года стихотворение было напечатано в газете «Правда». В 1942 году Матвей Блантер положил его на музыку. Рассказывают, что раненые солдаты во время войны во фронтовых госпиталях, когда им было особенно больно, читали наизусть «Жди меня». Песня звучит в фильмах «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943)
Слайд 10

Константин Симонов Матвей Блантер

Константин Симонов

Матвей Блантер

Слайд 11

Огонёк слова М.Исаковский Стихотворение появилось в апреле 1943 года в газете

Огонёк слова М.Исаковский

Стихотворение появилось в апреле 1943 года в газете «Правда». Автором

стихотворения был Михаил Исаковский, а вот автор музыки неизвестен. Автор известного всем варианта так и остался неизвестен, а для слушателей музыка стала народной. Эта бесхитростная песня широко распространилась в годы войны, стала боевым духовным оружием фронтовиков.

Прошли годы, мы забыли обстановку военного времени. Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затмение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывали. Трудно представить какое впечатление произвела эта песня: уходит боец на позиции и, удаляясь , долго видит огонёк в окне любимой. А люди того времени знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, машины не зажигают фар, поезда движутся черные, чтобы вражеские самолеты не нашли цели!
Поэтический образ огонька превратился в вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не погаснет!

Слайд 12

На позицию девушка Провожала бойца, Тёмной ночью простилася На ступеньках крыльца.

На позицию девушка
Провожала бойца,
Тёмной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока

за туманами
Видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем
Всё горел огонёк.
И пока за туманами
Видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем
Всё горел огонёк.
Парня встретила славная
Фронтовая семья.
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья,
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонёк?
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонёк?

И подруга далёкая
Парню весточку шлёт,
Что любовь её девичья
Никогда не умрёт.
Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок, –
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.
Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок, –
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.
И спокойно, и радостно
На душе у бойца,
От такого хорошего
От её письмеца.
И врага ненавистного
Крепче бьёт паренёк,
За советскую Родину
За родной огонёк.
И врага ненавистного
Крепче бьёт паренёк,
За советскую Родину,
За родной огонёк.

Михаил Исаковский

Слайд 13

Дорога на Берлин слова Е.Долматовский музыка М.Фрадкин Эта необычная песня, которую

Дорога на Берлин слова Е.Долматовский музыка М.Фрадкин

Эта необычная песня, которую мы привыкли

слышать в исполнении Леонида Утёсова. Пели её и Марк Бернес, и Иосиф Кобзон. История песни началась в ноябре 1943 года в белорусском Гомеле, который только что освободили советские войска. Под впечатлением от победы поэт Евгений Долматовский набросал несколько незатейливых строк, а Марк Фрадкин написал музыку. Они презентовали песню Леониду Утёсову. Но время показало, что текст песенки коротковат. В стихах Долматовского был призыв идти на Минск, но в начале июля Минск освободили, и Утёсов начал подстраиваться под быстро менявшуюся обстановку. Он самостоятельно стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшава и так далее, заканчивая словами «На Берлин» Песня стала песней Победы…
Слайд 14

Евгений Долматовский

Евгений Долматовский