Различные школы иконописи

Слайд 2

Русская икона всегда была связана с византийской традицией, но удаленность от

Русская икона всегда была связана с византийской традицией, но удаленность от

Константинополя и огромные территории страны позволили развиться самостоятельным региональным школам. Основные иконографические типы пришли на Русь из Византии, тем не менее, на новых землях икона приобретает иные эмоциональные оттенки, появляются новые сюжеты.
Слайд 3

Владимиро-Суздальская школа В среднерусских землях со второй половины XII века центрами

Владимиро-Суздальская школа

В среднерусских землях со второй половины XII века центрами искусства

стали Владимир и Суздаль, сыгравшие большую роль в сохранении традиций киевской школы. Иконы «Богоматерь Боголюбская» (середина XII в.), «Спас Эммануил с ангелами» (конец XII в.) вместе с ранними новгородскими образами относятся к наиболее византинирующим памятникам XII века. Для среднерусского искусства характерны сочетания серебристо-голубого, серого с лиловым, розовым, зеленоватым в их неярком и слегка приглушенном звучании.
Слайд 4

«Спас Эммануил с ангелами» (конец XII в.) «Богоматерь Боголюбская» (середина XII в.)

«Спас Эммануил с ангелами» (конец XII в.)

«Богоматерь Боголюбская» (середина XII в.)

Слайд 5

Московская школа О ранней московской живописи XII-XIII веков говорить сложно, так

Московская школа

О ранней московской живописи XII-XIII веков говорить сложно, так как

памятников этого времени не сохранилось. Скорее всего, местные иконописцы опирались на традиции Владимиро-Суздальской земли. С XIV века, когда отчетливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству, на художественную жизнь Московского княжества большое влияние начали оказывать князь и митрополит. Так как Москва провозглашала себя преемницей властных институтов Владимиро-Суздальского княжества, то и в иконописи это привело к последовательной ориентации на владимирские традиции. Кроме этого, характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных святых и святынь - святителей Московских Петра и Алексия, Сергия Радонежского и его учеников.
Слайд 6

Новгородская школа Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются

Новгородская школа

Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты,

которые в дальнейшем станут характерными для местной иконописной школы, сложившейся в XIII веке. Например, локальные цветовые пятна почти лишенные оттенков иконы «Св. Георгий» (XII в.) составят колористический строй, характерный для живописи более позднего времени. XIII век становится временем окончательного формирования новгородской школы живописи. Светотеневая моделировка лиц уступает место графическим приемам, складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, яркие локальные цвета, часто контрастно противопоставлены друг другу.
Слайд 7

«Св. Георгий» (XII в.)

«Св. Георгий» (XII в.)

Слайд 8

Псковская школа Псковская иконописная школа начала складываться в XIII веке и

Псковская школа

Псковская иконописная школа начала складываться в XIII веке и достигла

своего расцвета в конце XIV – XV в. Своеобразие псковской живописи во многом было определено историей Псковской земли, ее обособленностью от других центров древнерусского государства и пограничным расположением. «Младший брат» Великого Новгорода, Псков, конечно, воспринял, новгородскую художественную традицию, но к концу XIV века она была уже настолько переработана, что можно говорить о самостоятельной псковской школе. Икон этого времени дошло до нас очень немного, но их объединяет схожий, по наличию темно-зеленого, белого и розового цветов, колорит. Здесь можно вспомнить икону «Собор Богоматери» (XIV в.), где в центре композиции, на розовом троне, восседает Богородица, а фон занимают сплошные темно-зеленые горки.