Романская архитектура

Содержание

Слайд 2

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые

страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII веке), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующих над местностью.
Слайд 3

Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с

Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000

года и до возникновения готического  в XIII веке

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (отдельные здания церквей и монастырские комплексы).

Слайд 4

Характеристика архитектурного романского стиля Характерные черты: рельефная плоскость, лаконичность и простота.

Характеристика архитектурного романского стиля

Характерные черты: рельефная плоскость, лаконичность и простота. Роспись

(религиозной тематики). Пол - мрамор, плитка с рисунком. Зеркала - шифоновая бронза. Стены - венецианская штукатурка. Стремление показать не зрительную красоту, а истинную красоту духа. Сдержанность архитектурных элементов декора. Преобладающие цвета: коричневый, красный, зеленый, белый. Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные. Форма: прямоугольная и цилиндрическая. Элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру. Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом. Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные. Наличники на окна - лаконичные. Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом
Слайд 5

Исторические предпосылки возникновения романского стиля Романский стиль в архитектуре неразрывно связан

Исторические предпосылки возникновения романского стиля

Романский стиль в архитектуре неразрывно связан с

той исторической эпохой, в которой он развивался. В XI-XII веках в Европе были непростые времена: существовало множество небольших феодальных государств, начались набеги кочевых племен, бушевали феодальные войны. Все это требовало массивных крепких зданий, которые не так легко разрушить и захватить. В крепость превращались как личные жилища феодалов, так и христианские строения, поскольку кочевники нападали как на владельцев земли, так и на монастыри в надежде захватить как можно больше золота и других ценностей. В предыдущих строениях никто уже себя не чувствовал в безопасности.
Слайд 6

Светское строительство Общественная жизнь в средневековой Европе была достаточно замкнутой. Городские

Светское строительство

Общественная жизнь в средневековой Европе была достаточно замкнутой. Городские поселения

образовывались там, где раньше были охранные пограничные лагеря Римской Империи. Многие из них были на значительном удалении друг от друга, а еще обособленно стояли владения феодалов, вокруг которых также начали селиться люди. Из-за невозможности быстро перемещаться между отдаленными поселениями многие из них жили практически изолированно друг от друга. Поэтому в архитектуре разных местностей есть свои особенности. Так, романская архитектура Германии только отдаленно похожа на английскую, как и последняя на итальянскую. Но все же у них у всех есть общие черты. Как уже говорилось ранее, в те времена было много войн, которые принесли с собой кочевые племена. Также случались и распри между феодалами за право владения той или иной территорией. Поэтому нужны были средства пассивной защиты. Ими стали форты и замки. Их обустраивали на берегах обрывистых рек, на краю скалы, окружали рвом.

Большое значение здесь играли внешние стены. Их делали высокими и толстыми из камня или кирпичных блоков. Вход в крепость был один или несколько, но обязательно все они должны были быстро перекрываться, отрезая путь противнику внутрь. В центре города или замка располагалась башня феодала - донжон. Она была в несколько этажей, каждый из которых имел свое назначение: в подвале - тюрьма; на первом - кладовые; второй - комнаты владельца и его семьи; третий - покои прислуги; крыша - место для дозорных. В романской архитектуре замки играли городообразовывающую роль. В них селились феодалы с родственниками и прислугой. За стенами также обитали и ремесленники, которые снабжали феодала и жителей окрестных селений необходимыми предметами быта По этой причине, а также потому, что христианство занимало одну из главных позиций в политике того времени в замке был храм или капелла.

Слайд 7

Отличие от готики (романский стиль Собор Нотр-Дам ла Гранд (Пуатье) )

Отличие от готики (романский стиль Собор Нотр-Дам ла Гранд (Пуатье) )

Романские

храмы строились с практической целью. Их основным заданием было вместить как можно больше людей и защитить их от военных действий. Получалось, что церковь выступала средоточием защиты, знаний и просвещения. Готика же хотела показать ничтожность человека перед величием Бога. Поэтому и здания она создавала величественные. В основании плана остается все та же базилика с башнями на переднем фасаде и на пересечении боковых и центрального нефов.
Слайд 8

Нотр-Дам де Пари (готика) Своды вытягиваются вверх еще больше, создавая пики.

Нотр-Дам де Пари (готика)

Своды вытягиваются вверх еще больше, создавая пики. На

фасадах появляются не только маленькие скульптуры, а целые их комплексы. Преобладают образы мифических существ, которые смотрят на человека сверху, как на соборе Нотр-Дам де Пари в Париже. У храмов появляются огромные окна, закрытые витражным стеклом, которые создают в помещении немного мистические блики. Порталы становятся намного более многослойными, рамы с узорами. Сами же здания стремятся ввысь, показывая, куда нужно тянуться и человеку.. 
Слайд 9

Дошедшие до наших дней памятники архитектуры храма Шедевр романского стиля -

Дошедшие до наших дней памятники архитектуры храма

Шедевр романского стиля - это

архитектурный ансамбль в Пизе (Италия), более известен многим людям на планете благодаря наклонившейся часовне возле пятинефного собора - Пизанской башне
Слайд 10

в Англии - Тауер. История Тауэра началась с одиннадцатого века, когда

в Англии - Тауер.

История Тауэра началась с одиннадцатого века, когда нормандский

герцог Вильгельм, которого прозвали завоевателем, решил покорить Англию. К этому времени Лондон стал одним из важных городов Англии, так как имел королевский дворец, богатый и большой порт и собор. Во время коронации Вильгельма был поднят вопрос о безопасности города. По приказу Вильгельма началось строительство Тауэра - крепости, окружающей город. Строительство крепости было завершено в 1100 году, к тому моменту был построен Белый Тауэр. Громадные стены с трех сторон защищают крепость. Уже к 1337 году строительство крепости полностью окончилось.
Крепость являлась тюрьмой для благородных людей с высоким званием. В 1100 году был заточен первый узник. В стенах крепости были заключены король Франции, король Шотландии, вместе со своими семьями, многие представители английской и зарубежной аристократии, церковнослужители и прочие благородные люди, которые подозревались в измене Англии. В стенах крепости было совершено огромное число казней, например казнь Генриха Шестого и Эдуарда Пятого.
Слайд 11

Заключение

Заключение

Слайд 12

Подведём итоги Особенности романского стиля в архитектуре: Строительный материал- камень Стены

Подведём итоги

Особенности романского стиля в архитектуре:
Строительный материал- камень
Стены толстые, окна маленькие-

любая постройка напоминает крепость
Увеличивается высота зданий
В основе плана храмов — базиликальный тип конструкции
В крупнейших соборах кессонный потолок заменяется каменными сводами
Тяжёлые своды требуют мощных стен и колонн
Внешнее украшение построек- сдержанное, строгое
Основной мотив интерьера храма — полуциркульные арки
Романский план- это гармоничная конструкция, основанная на простых пропорциональных отношениях.