Цивилизационный выбор Александра Невского

Содержание

Слайд 2

Определение «цивилизационный выбор»; Характеристика Руси в XIII веке; (см 4-6 слайды)

Определение «цивилизационный выбор»;
Характеристика Руси в XIII веке; (см 4-6 слайды)
Альтернативы  цивилизационного  развития и

возможности их  выбора  Русью в середине ХIII в.;
Русь и Орда: установление монголо- татарского ига;(виды зависимости)
Русь и Запад: проблемы взаимоотношения;(о вторжении с запада)
Дискуссия учёных о проблеме цивилизационного выбора Руси в XIII веке(фамилии и суть позиции в вопросе выбора Русью Запада или Востока). Какая точка зрения вам ближе?
Ваше мнение о правильности выбора Александром Невским между Западом и Востоком

Задание: составить конспект по вопросам

Слайд 3

Определение «цивилизационный выбор» цивилизационный выбор – это выбор типа развития государства.

Определение «цивилизационный выбор»

цивилизационный выбор – это выбор типа развития государства.
Это выбор

культурной системы и выбор системы ценностей государства.
Слайд 4

Русь в XIII веке Распад единого государства; Три центра (Галицко-Волынское княжество,

Русь в XIII веке

Распад единого государства;
Три центра (Галицко-Волынское княжество,

Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество);
подъём русской культуры (расцвет монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи).
Слайд 5

Русь и Орда: установление монголо - татарского ига 1237 -1238 гг.

Русь и Орда: установление монголо - татарского ига

1237 -1238 гг. –

первый натиск на Русь (разгром Рязанского княжества и Северо-Восточной Руси);
Март – май 1238 г. – 7-и недельная оборона г. Козельска
1239-1240 гг. – второй натиск на Русь (разгром юго-западных земель);
1240 г. – захват г. Киева.
Слайд 6

Установление монголо-татарского ига

Установление монголо-татарского ига

Слайд 7

Русь и Запад: проблемы взаимоотношения 15 июля 1240 г. – Невская

Русь и Запад: проблемы взаимоотношения

15 июля 1240 г. – Невская битва

между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославича и шведским отрядом. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский».
5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище или битва на Чудском озере, битва новгородцев и владимирцев под предводительством Александра Невского против рыцарей Ливонского ордена, в состав которого к тому времени вошёл орден Меченосцев.
Слайд 8

Альтернативы цивилизационного развития и возможности их выбора Русью в середине ХIII в.

Альтернативы  цивилизационного  развития и возможности их  выбора  Русью в середине ХIII в.

Слайд 9

Кого предпочесть? Восток или Запад?

Кого предпочесть? Восток или Запад?

Слайд 10

Дискуссия учёных о проблеме цивилизационного выбора Руси в XIII веке Вернадский

Дискуссия учёных о проблеме цивилизационного выбора Руси в XIII веке

Вернадский Г.В.:
«Подчинившись

государям из дома Чингисхана, Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от тихого океана до Средиземного моря.
Для Руси оказались открыты дороги на Восток. Русские военные отряды ходили с татарскими царями далеко за Дон, из которого раньше половцы «мешали им испить шеломами воды».
Русские купцы были в большим количестве в Орде, на Северном Кавказе. ..
Русские войска участвовали также в войсках Кубилая при завоевании южного Китая во второй половине Х111в.»
Слайд 11

Дискуссия учёных о проблеме цивилизационного выбора Руси в XIII веке Л.Н.

Дискуссия учёных о проблеме цивилизационного выбора Руси в XIII веке

Л.Н. Гумилев:


«В Х111в. Западная Европа являла собой постоянно растущую угрозу для России. К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если, к примеру захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали. Не делая исключения даже для грудных младенцев.
Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между Ордой в которой погиб его отец, и западом, с представителями которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в политической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины. В соборном мнении потомков выбор Александра получил высшее одобрение. За беспримерные подвиги во имя родной земли русская православная церковь признала князя святым».
Слайд 12

Дискуссия учёных о проблеме цивилизационного выбора Руси в XIII веке И.

Дискуссия учёных о проблеме цивилизационного выбора Руси в XIII веке

И. Н.

Данилевский:
«Пожалуй, именно в те страшные для Руси годы был сделан окончательный выбор между двумя социо-культурными моделями развития: между Востоком и Западом, между Азией и Европой. Этот выбор предопределил последующие изменения…. Через 300 лет эти изменения получат логическое завершение в крайних формах деспотического правления далекого потомка Александра – Ивана IY.
Рыцари с Запада несли с собой новую жизнь. Было ясно, что вместе с ними шел новый закон, новый городской быт, новые формы власти…Европейские рыцари несли новую идеологию – католическую религию. А католики были нетерпимы к своим православным братьям во Христе, а монгольские ханы старались не вмешиваться во внутренние дела без особых на то причин…»
Слайд 13

Дискуссия учёных о проблеме цивилизационного выбора Руси в XIII веке П.

Дискуссия учёных о проблеме цивилизационного выбора Руси в XIII веке

П. Н.

Савицкий:
«Баз татарщины не было бы России… Ту беспомощность с которой Русь предалась татарам, было бы нелогично рассматривать как «роковую случайность; в бытии дотатарской Руси был элемент неустойчивости, склонности к деградации, которая ни к чему другому, как чужеземному игу привести не могла… Великое счастье Руси состоит в том, что она досталась татарам и никому другому. Татары – «нейтральная» культурная среда, принимавшая всяческих богов и терпевшая любые культуры, пала на Русь, как наказание Божье, но не замутила чистоты национального творчества.
Действием ли примера, привитием ли крови правящим они дали России свойство организовываться военно, создавать государственно принудительный центр, достигать устойчивости, они дали ей качество становиться могущественной «ордой».
Татарское иго было в то же время горнилом, в котором ковалось русское благочестие».