Содержание
- 2. Ярослав Мудрый (1019-в Киеве, единолично в 1036-1054 гг.) Ярослав был сыном киевского князя Владимира I и
- 3. Междоусобная война сыновей Владимира – 1015-1019 гг. После смерти князя Владимира, Ярослав как старший сын должен
- 4. Междоусобная война Ярослава и Мстислава – 1024 г. В 1024 году произошла война между Ярославом и
- 5. - Вернул земли, отпавшие во время междоусобиц (земли племени чудь) Ходил походами на ятвягов, финнов, мазовшан
- 6. Софийский собор в Киеве
- 7. При крещении Ярослав Мудрый получил имя Георгий, Юрий - Строительство городов: Ярославль на Волге, Юрьев (Тарту)
- 8. Заботился о развитии книгописания на Руси: собрав при своем дворце писцов, он поручил им перевод греческих
- 9. - Сумел международный авторитет своей державы, установив родственные связи с могущественнейшими монархами христианского мира. Сам Ярослав
- 10. При Ярославе Мудром Киев превратился в один и крупнейших европейских городов. Расширились границы самого города: высота
- 11. При князе Ярославе Мудром в княжеской церкви в селе Берестовом под Киевом служил русский священник Иларион.
- 12. Создание первого письменного свода законов на Руси – «Русская Правда» («Правда Ярослава») На протяжении многих веков
- 13. Русская Правда дает нам знания не только о законах, но и об общественном строе русского государства.
- 16. Скачать презентацию
Ярослав Мудрый (1019-в Киеве, единолично в 1036-1054 гг.)
Ярослав был сыном
Ярослав Мудрый (1019-в Киеве, единолично в 1036-1054 гг.)
Ярослав был сыном
Ярослав Мудрый. Реконструкция М.М. Герасимова
Междоусобная война сыновей Владимира –
1015-1019 гг.
После смерти князя Владимира,
Междоусобная война сыновей Владимира –
1015-1019 гг.
После смерти князя Владимира,
Целых четыре года между братьями продолжалась кровопролитная война, которая закончилась победой Ярослава. Ему удалось разгромить войско своего брата в битве на реке Альте (1019 г.), после чего Святополк бежал за пределы Руси и вскоре погиб от руки варяжского князя Эймунда. За чрезмерное честолюбие и жестокость Святополка еще при жизни прозвали Окаянным, то есть подобным Каину — библейскому герою, убившему своего брата Авеля.
Победив брата, Ярослав Мудрый, как об этом рассказано в летописи, «сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик».
Икона «Борис и Глеб»
Междоусобная война Ярослава и Мстислава – 1024 г.
В 1024 году
Междоусобная война Ярослава и Мстислава – 1024 г.
В 1024 году
Икона «Борис и Глеб»
- Вернул земли, отпавшие во время междоусобиц (земли племени чудь)
Ходил походами
- Вернул земли, отпавшие во время междоусобиц (земли племени чудь)
Ходил походами
в 1036 г. разбил печенегов (в 1037 г. построил на месте битвы храм Св. Софии – образец константинопольский храм Св. Софии)
В 1043 г. Ярослав, возмущенный вероломным убийством в Царьграде знатного русича, послал на греков войско под командованием своего сына Владимира. Но поход закончился неудачей – часть русского войска была разбита, другая попала в плен, были отпущены после примирения князя с византийским императором. Это был последний русский поход на Византию.
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве
При крещении Ярослав Мудрый получил имя Георгий, Юрий
- Строительство городов: Ярославль
При крещении Ярослав Мудрый получил имя Георгий, Юрий
- Строительство городов: Ярославль
Заботился о развитии книгописания на Руси: собрав при своем дворце писцов,
Заботился о развитии книгописания на Руси: собрав при своем дворце писцов,
Отличался умом, начитанностью, редкой проницательностью, получил прозвище Мудрый
Ярослав расширил открытое еще Владимиром киевское училище, где готовили священнослужителей, а также открыл аналогичную школу в Новгороде, где одновременно могло учиться около 300 человек
При Ярославе началось и летописание. Первые летописцы появились сначала в Киеве, а около 1050 года летопись начали вести и в Новгороде. Затем эта традиция распространилась по всей Руси.
- Сумел международный авторитет своей державы, установив родственные связи с могущественнейшими
- Сумел международный авторитет своей державы, установив родственные связи с могущественнейшими
Статуя Анны Киевской в Санлисе
http://www.myjane.ru/articles/text/?id=16281
При Ярославе Мудром Киев превратился в один и крупнейших европейских
При Ярославе Мудром Киев превратился в один и крупнейших европейских
Большинство киевлян жили на Подоле – городском посаде возле притоках Днепра, реки Почайны. Там стояли жилища ремесленников и мелких торговцев. В Киеве жили мастера 60 специальностей: кузнецы, литейщики, гончары, стеклодувы, кожемяки, ткачи, оружейники, ювелиры и др.
На берегах Днепра целыми днями шумел торг. Здесь покупали и продавали изделия и продукты со всего света, даже из далекой Индии и Багдада.
При Ярославе Мудром единое Древнерусское государство достигло наибольшего расцвета.
При князе Ярославе Мудром в княжеской церкви в селе Берестовом
При князе Ярославе Мудром в княжеской церкви в селе Берестовом
В 1051 году по велению великого князя был созван Собор русских епископов. На этом Соборе главой Русской Православной церкви – киевским митрополитом – избрали священника Илариона, первого русского на митрополичьей кафедре.
Митрополит Иларион Киевский прославился еще и тем, что был великим книжником и мудрецом. Именно он написал первое на Руси литературно-философское сочинение – «Слово о законе и благодати». Это сочинение исполнено радостью от принятия Русью христианства.
Митрополит Иларион
(1019-1054 гг.)
«Слово о законе и благодати»
Создание первого письменного свода законов на Руси – «Русская Правда» («Правда
Создание первого письменного свода законов на Руси – «Русская Правда» («Правда
На протяжении многих веков славяне устраивали свою жизнь на основе устных обычаев. Записанных законов еще не существовало. Такая система правил поведения получила название обычное право. В каждой славянской земле действовало свое обычное право. Но с появлением государства появилась необходимость во введении общего письменного законодательства. При Ярославе Мудром был составлен перечень необходимых законов, получивший название Правда (от глагола прави-ти — т.е. совершать суд). Позднее она стала основой Русской правды Владимира Мономаха. В Правде Ярослава был впервые установлен единый порядок судопроизводства на всей территории Руси. Кровная месть, с помощью которой люди издавна чинили самосуд, была ограничена и заменена системой штрафов: вира и продажа. Новое русское судопроизводство во многом повторяло европейскую систему, однако, в отличие от других стран Европы, на Руси отказались применять пытки для получения показаний.
Вира – денежный штраф
в пользу семьи пострадавшего.
Продажа – денежный штраф
в пользу князя,
разбиравшего дело.
Русская Правда дает нам знания не только о законах, но
Русская Правда дает нам знания не только о законах, но
Высшей прослойкой считалась знать. Это был князь и его старшие дружинники (бояре). Поначалу это были профессиональные военные, являющиеся опорой власти. Именно именем князя вершился суд. Также к нему шли все штрафы за преступления. Слуги князя и бояр (тиуны и огнищане) также имели привилегированное положение в обществе. На следующей ступеньке находились свободные мужчины (люди). В Русской Правде был специальный термин для такого статуса. Ему соответствовало слово «муж». К свободным лицам относились младшие дружинники, сборщики штрафов, а также жители новгородской земли.
Самое худшее правовое положение населения по Русской Правде было у зависимых людей. Они делились на несколько категорий. Смерды были зависимыми крестьянами (но со своими наделами), работающими на боярина. Пожизненные рабы назывались холопами (челядины). У них не было собственности. Если человек брал в долг и не успевал расплатиться, то он попадал в особенную форму рабства. Она называлась закупом. Такие зависимые становились собственностью заемщика до тех пор, пока не расплатятся по своим долгам. Положения Русской Правды говорили и о таком договоре, как Ряд. Так называлась соглашение, по которому зависимые люди добровольно шли на службу к феодалу. Их называли рядовичами. Все эти категории жителей были в самом низу социальной лестницы. Такое правовое положение населения по Русской Правде практически обесценивало жизнь зависимых в буквальном смысле этого слова. Штрафы за убийство таких людей были минимальными.