Западноевропейское Средневековье

Содержание

Слайд 2

Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395

Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395

году на два государства - восточное и западное. Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи.
Термин СРЕДНЕВЕКОВЬЕ впервые появился в конце 60-х годов XV века в труде «Слово» епископа Джованни Андреа, посвящённом памяти средневекового философа Николая Кузанского.
Слайд 3

1 этап – «Западный мир» (Англия,, Франция, Германия): - Раннее (дороманское)

1 этап – «Западный мир» (Англия,, Франция, Германия):
- Раннее (дороманское) средневековье

( V – X );
- Зрелое (романское) средневековье (XI – XII вв.);
- Позднее (готическое) средневековье (XIII – XVвв.).
2 этап – «Между Западом и Востоком» (Византия, Армения, Грузия, Русь XI – XVII вв.)
3 этап – «Мир ислама» ( Арабские страны, Иран, Средняя Азия).
«Мир Востока» (Индия, Китай, Япония).
Слайд 4

Объединение наследия древних цивилизаций и энергии молодых народов. Столкновение христианских идей

Объединение наследия древних цивилизаций и энергии молодых народов.
Столкновение христианских идей и

языческих представлений.
Развитие религиозной, светской и народной культур.
Прикладной характер искусства.

Общие черты и особенности средневековой культуры:

Слайд 5

Выражение основных жизненных позиций через систему условностей, символов и аллегорий. Обращение

Выражение основных жизненных позиций через систему условностей, символов и аллегорий.
Обращение к

внутреннему миру человека. Умение видеть духовную красоту человека не только в телесно прекрасном образе. Восприятие души и тела как два противоположных начала, в которых душе отдавалось предпочтение.
Господство религиозного мировоззрения и религиозного характера культуры.
Слайд 6

Античный человек – часть вечного, гармоничного мира. Основные добродетели античности -


Античный человек – часть вечного, гармоничного мира. Основные добродетели античности

- справедливость, мудрость, мужество. Человек эпохи Средневековья не творец, а исполнитель божьей воли. Добродетели Средневековья – вера, надежда, любовь и совесть. Основные философские идеи : - монотеизм (Бог един и уникален); - теоцентризм (Бог – центр мироздания; - креационизм (сотворение мира Богом из ничего); - дуализм (двойственность ).
Слайд 7

6 56 5 44 333 222 1 2 3 4 5

6

56

5

44

333

222

1

2

3

4

5

6

7

1. Бог- центр мироздания

2. Религия

3. Мораль

4. Искусство

5. Политика

6. Право

7. Науки

Слайд 8

Три мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Главная цель мировых религий –

Три мировые религии:
христианство, буддизм, ислам.
Главная цель мировых религий –

познать самого себя, окружающий мир и Бога.
Символы трёх мировых религий:
Слайд 9

Буддизм – VI век до н.э. Индия. Сиддхартха Гаутама (623 –

Буддизм – VI век до н.э. Индия. Сиддхартха Гаутама (623 – 544

г. до н.э.) Четыре благородные истины: 1. жизнь – это страдание; 2. его причина – страсти; 3. не станет страстей, не станет и страдания; 4. к преодолению страстей ведёт восьмеричный путь, который символизируется колесом с восемью спицами – - правильное понимание; -правильное стремление; - правильная мысль; - правильная речь; - правильное действие; - правильный образ жизни; - правильные усилия; - правильная концентрация.
Слайд 10

Христианство – 1 век до н.э. в восточной части Римской империи

Христианство – 1 век до н.э. в восточной части Римской империи

– Палестине. Позже в христианстве выделились три направления: православие, католицизм, протестантизм, которые признают догмат о святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное писание – Библию.
Слайд 11

Литературными источниками изучения раннего христианства являются: 1. канонические книги Нового завета

Литературными источниками изучения раннего христианства являются:

1. канонические книги Нового завета (4

евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, повествующие
о земной жизни Иисуса
Христа.
Слайд 12

2. неканонические сочинения – легенды, не признанные церковью – апокрифы. Иллюстрация к апокрифу "О рождении Каина".

2. неканонические сочинения – легенды, не признанные церковью – апокрифы.

Иллюстрация к апокрифу "О

рождении Каина". 
Слайд 13

Ислам (покорность, смирение)- VII век н.э. в Аравии. Мусульмане – «верные»,

Ислам (покорность, смирение)- VII век н.э. в Аравии. Мусульмане – «верные», «покорившиеся

Аллаху»

Единый Бог – Аллах, пророк его -Мухаммад.
Священная книга Коран (чтение вслух, назидание).

Слайд 14

Раннее Средневековье. Дороманский период. Империя Карла Великого Карл Великий Каролингский ренессанс (768-814 гг.)

Раннее Средневековье. Дороманский период.

Империя Карла Великого

Карл Великий

Каролингский ренессанс (768-814 гг.)

Слайд 15

Слайд 16

В 330 г. – император Константин объявил новой столицей Константинополь. В

В 330 г. – император Константин объявил новой столицей Константинополь.
В 395

г. – состоялось окончательное разделение империи. Константинополь стал центром православия и столицей Восточной Римской империи – Византии, а Рим – центром Западной Римской империи и будущего католического мира.
В 476 г. был свергнут последний император. Падение Римской империи, конец античного периода Древнего мира и начало Средневековья.
Слайд 17

Теодорих (493 – 529)

Теодорих (493 – 529)

Слайд 18

В 325 г. на Никейском Вселенском соборе была оформлена церковная иерархия

В 325 г. на Никейском Вселенском соборе была оформлена церковная иерархия

и принят единый для всей христианской церкви символ веры.
Язык церкви – латынь (язык учёности), в дальнейшем наряду с местными диалектами и наречиями, стал основой европейских национальных языков.
Слайд 19

Римская система образования: 5. геометрия; 6. музыка; 7. астрономия. Боэций Семь

Римская система образования:
5. геометрия; 6. музыка;
7. астрономия.

Боэций

Семь свободных искусств»

:
грамматика; 2. логика;
3. риторика; 4. арифметика;
5. геометрия; 6. музыка;
7. астрономия.
Слайд 20

Архитектура, прикладное и изобразительное искусства варварских народов. Звериный стиль – тип

Архитектура, прикладное и изобразительное искусства варварских народов.

Звериный стиль – тип декоративного

искусства и орнамента раннего средневековья, для которого характерны стилизованные изображения реальных и сказочных зверей и птиц, причудливо переплетающиеся растительные и животные мотивы.
В IX – X вв. появляются христианские мотивы, но народные элементы остаются основными.
Слайд 21

Римские катакомбы - подземные захоронения первых христиан Росписи и символы первых христиан.

Римские катакомбы - подземные захоронения первых христиан

Росписи и символы первых христиан.

Слайд 22

Слайд 23

Навершие ирландского епископского посоха. Корона Теоделинды. Кельтские украшения фибулы

Навершие ирландского епископского посоха.

Корона Теоделинды.

Кельтские украшения

фибулы

Слайд 24

Архитектура раннего Средневековья носила культовый характер. Главные постройки - храмы и

Архитектура раннего Средневековья носила культовый характер. Главные постройки - храмы и монастыри. Два

типа построек – мавзолей и базилика.

Мавзолей – поминальное святилище над могилой, центрическое сооружение, увенчанное куполом.
Ротонда - круглый храм.
Баптистерий – крещальня у католиков.
Базилика (от греч. Basilike – царский дом) –прямоугольное в плане здание, разделённое внутри на нефы.
Апсида – закруглённый выступ, перекрытый куполом в восточной части храма.
Трансепт – поперечный неф.

Слайд 25

1 2 3 1.Баптистерий . 2.Мавзолей Теодориха.

1

2

3

1.Баптистерий .
2.Мавзолей Теодориха.

Слайд 26

1 Капелла Карла Великого в Ахене (805 г.) Капелла Карла Великого

1

Капелла Карла Великого в Ахене (805 г.)
Капелла Карла Великого в Ахене
3.

Церковь Сан – Витале в Равенне (ок.520 г.)

2

3

Слайд 27

Слайд 28

Монастырь Сен Рикье. Конная статуя Карла Великого. Рельеф из церкви св. Михаила в Хильдесхейме, Германия.

Монастырь Сен Рикье.

Конная статуя Карла Великого.

Рельеф из церкви
св. Михаила


в Хильдесхейме, Германия.
Слайд 29

Скриптории – специальные помещения в эпоху Средневековья , в которых переписывались

Скриптории – специальные помещения в эпоху Средневековья , в которых переписывались

и украшались книги.
Миниатюры – рукотворные художественные произведения малых размеров.
Пергамент – специально обработанная телячья кожа, на которой писали книги.
Слайд 30

Книжная миниатюра.

Книжная миниатюра.

Слайд 31

Музыка и литература. Музыку рассматривали как помощницу Божьему слову. Церковная музыка

Музыка и литература.

Музыку рассматривали как помощницу Божьему слову.
Церковная музыка – гимны,

псалмы, антифоны.
Пение в унисон.
Григорианский хорал – одноголосное, унисонное пение мужского хора на латинском языке без музыкального сопровождения.
Слайд 32

Слайд 33

Литература: 1. Рассказы о жизни святых – агиография «Жития святых», видения

Литература:

1. Рассказы о жизни святых – агиография
«Жития святых», видения и заклинания.
2.

Энциклопедические, научные и историографические труды.
Беда Достопочтенный «О природе вещей», Эйнхард «Жизнеописания Карла Великого» и др.
3. Мифология и героико-эпические поэмы, саги и песни кельтских и германских племён
Исландские саги, ирландский эпос «Старшая Эдда», «Младшая Эдда» и др.
Слайд 34

Слайд 35

Руническое письмо

Руническое письмо

Слайд 36

Зрелое Средневековье. Романский период. Время религиозного подъёма. 1054 г.- схизма –

Зрелое Средневековье. Романский период.

Время религиозного подъёма.
1054 г.- схизма – раскол христианской

церкви на православную (восточную) и католическую (западную).
Крестовые походы.
Слайд 37

Философия и богословие – соотношение разума и веры. Ереси – особые

Философия и богословие – соотношение разума и веры.
Ереси – особые вероучения,

отличающиеся от системы религиозных представлений, признанных церковью.
1184 г. – инквизиция – подчинённые папе суды.
Скот Эриуген, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр.
Слайд 38

Архитектура. Романский стиль. XI – XII вв. – первый общеевропейский стиль

Архитектура. Романский стиль.

XI – XII вв. – первый общеевропейский стиль –

романский.
«Тяжёлое молчание» – Огюст Роден.
Основные конструктивные элементы – арка и свод.
Монастырь - крепость, храм - крепость, замок – крепость.
Слайд 39

Монастырь в Клюни. XIII век.

Монастырь в Клюни. XIII век.

Слайд 40

Монастырь Фонтенэ в Бургундии.

Монастырь Фонтенэ в Бургундии.

Слайд 41

Романский храм в виде латинского креста олицетворял собой модель мира и

Романский храм в виде латинского креста олицетворял собой модель мира и

отражал католическую идею «крестного пути» страдания и искупления грехов. В основе – римская базилика. Важный элемент конструкции – колонна. Главная опорная часть – стена. Трансепт – поперечный неф. Центральный портал (западный) украшался башнями. На средокрестии – башня. Крипта – помещение для хранения церковных реликвий.
Слайд 42

Церковь святого Михаила в Хильдесхейме. Германия. XI век.

Церковь святого Михаила в Хильдесхейме. Германия. XI век.

Слайд 43

1.Церковь св. Пантелеона в Кёльне. 2. Церковь Сент Трините в Каннах.

1.Церковь св. Пантелеона в Кёльне.
2. Церковь Сент Трините в Каннах. Франция.
3.

Монастырская церковь Сен Фрон в Перигё во Франции.

1

2

3

Слайд 44

Пизанский архитектурный ансамбль. Италия.

Пизанский архитектурный ансамбль. Италия.

Слайд 45

Замок Крак – де Шевалье в Сирии.

Замок Крак – де Шевалье в Сирии.

Слайд 46

Замок Вартбург в Германии. XI-XIV вв. Рочерский замок. Англия. Замок Грюйер. Швейцария.

Замок Вартбург в Германии. XI-XIV вв.

Рочерский замок.
Англия.

Замок Грюйер. Швейцария.

Слайд 47

Германия; Собор в Вормсе.

Германия; Собор в Вормсе.

Слайд 48

Изобразительное, прикладное и музыкально-зрелищное искусства. XI XII вв. – появление монументальной

Изобразительное, прикладное и музыкально-зрелищное искусства.

XI XII вв. – появление монументальной скульптуры.
Тимпан

– полукруглая плоскость над дверью с рельефом. Церковь Сен Лазар Оттене.

Сцена Страшного суда.

Слайд 49

Бронзовые двери в церкви св. Михаила в Хильдесхейме. Германия. Капитель романской колонны.

Бронзовые двери в церкви св. Михаила в Хильдесхейме. Германия.

Капитель романской колонны.

Слайд 50

1 2 3 1.Христос во славе. Роспись главной апсиды церкви Сан

1

2

3

1.Христос во славе. Роспись главной апсиды церкви Сан Клементо в Тауле.

Испания. XII век.
2.Шпалера (безворсовый ковёр).
3.Инициалы из манускриптов. Англия.
Слайд 51

Гвидо Аретинский – итальянский монах, теоретик и практик романской музыки: многоголосное

Гвидо Аретинский – итальянский монах, теоретик и практик романской музыки:
многоголосное пение;


четырёхлинейный нотный стан;
названия шести нот.
Театрализованные жанры:
Литургическая драма
Миракль (чудо).
Мистерия (таинство).
Моралите (назидания).
Слайд 52

Романская литература: «учёная» латинская и церковная литература; героический эпос («Песнь о

Романская литература:

«учёная» латинская и церковная литература;
героический эпос («Песнь о Роланде» Франция,

«Песнь о Сиде» Испания, «Песнь о нибелунгах» Германия);
рыцарская, или куртуазная, литература ( проза и поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров) – любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести.
рыцарские романы (Кретьен де Труа «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Тристан и Изольда» и др.)
Слайд 53

Образование.

Образование.

Слайд 54

«Альма матер» – «ласковая мать». Ваганты - бродячие поэты во Франции,

«Альма матер» – «ласковая мать».
Ваганты - бродячие поэты во Франции, Италии,

Германии (клирики, школяры, обедневшие рыцари), сатирически обличавшие тунеядство и лицемерие монахов, воспевавшие радость жизни, любви и вино.
Парижский университет вырос из приюта, который основал духовник короля Роберт Сорбон.
Слайд 55

Архитектура. Готический стиль. Три периода: ранний (XII в.); зрелый, или высокий

Архитектура. Готический стиль.

Три периода:
ранний (XII в.);
зрелый, или высокий ( XIII –

XIV вв.);
поздний, или «пламенеющий» ( XIV – XV вв.)
Строительный материал – камень.
Конструктивная основа – ребристый свод, составная часть каркасной системы.
Слайд 56

1 2 3 4 5 6 7 8 1.Главный неф. 2.Боковой

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Главный неф.
2.Боковой неф.
3.Колонна.
4. Контрфорс.
5.Пинакль.
6.Нервюры.
7.Нервюрный свод.
8. Аркбутаны.

Слайд 57

Слайд 58

Основные типы построек: 1. городской кафедральный собор – синтез искусств. Франция

Основные типы построек:

1. городской кафедральный собор – синтез искусств.
Франция ; ранняя

готика:
1. Церковь аббатства Сен Дени (1137–1151гг).
Слайд 59

2.Собор Парижской Богоматери (1163-1257гг.)

2.Собор Парижской Богоматери (1163-1257гг.)

Слайд 60

Франция; зрелая готика: Собор в Реймсе (1211 – 1311гг. Место коронации королей).

Франция; зрелая готика:

Собор в Реймсе (1211 – 1311гг. Место коронации королей).

Слайд 61

Собор в Амьене (1218-1288 гг.) Самый высокий из готических соборов.

Собор в Амьене (1218-1288 гг.) Самый высокий из готических соборов.

Слайд 62

Церковь капеллы Сен-Шапель в Париже (1245-1248гг.)

Церковь капеллы Сен-Шапель в Париже (1245-1248гг.)

Слайд 63

Аббатская церковь Мон-Сен-Мишель (XVв.)

Аббатская церковь Мон-Сен-Мишель (XVв.)

Слайд 64

Франция; поздняя готика: Руанский собор (XIV - XV вв.)

Франция; поздняя готика:

Руанский собор (XIV - XV вв.)

Слайд 65

Германия; Собор в Кёльне.

Германия; Собор в Кёльне.

Слайд 66

Англия; Собор в Кентербери (XII-XVвв.)

Англия; Собор в Кентербери (XII-XVвв.)

Слайд 67

Англия.Собор в Вестминстерского аббатства (XIII-XVвв.)

Англия.Собор в Вестминстерского аббатства (XIII-XVвв.)

Слайд 68

Англия. Собор в Солсбери (1220-1226гг.)

Англия. Собор в Солсбери (1220-1226гг.)

Слайд 69

Италия. Миланский собор (XV в.)

Италия. Миланский собор (XV в.)

Слайд 70

Гражданское строительство. Ратуша в Любеке. Германия. Въездные ворота в Любеке.

Гражданское строительство.

Ратуша в Любеке. Германия.

Въездные ворота в Любеке.

Слайд 71

Скульптура, живопись и прикладное искусство. Центральный портал западного фасада посвящался Христу или Мадонне.

Скульптура, живопись и прикладное искусство.

Центральный портал западного фасада посвящался Христу или

Мадонне.
Слайд 72

Статуи косяка портала Шартрского собора Тимпан в соборе в Шартре.

Статуи косяка портала Шартрского собора

Тимпан в соборе в Шартре.

Слайд 73

Витражи.

Витражи.

Слайд 74

Часослов – богато иллюстрированный сборник молитв и текстов, распределённых по календарю.

Часослов – богато иллюстрированный сборник молитв и текстов, распределённых по календарю.